Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года г. Усть-Илимск, Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
В составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.
При секретаре Брюхановой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-934/2011 по иску Смирновой А.М. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о признании неправильности и неправомерности выплаты заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы, обязании начисления и выплаты заработной платы в соответствии с трудовым законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истица указала, что нею заключен трудовой договор ***** от **.**.**** с МОУ СОШ № 4, где она работала в качестве гардеробщицы 1 разряда на 1 ставку.
С сентября 2010 г. она была переведена на должность сторожа 1 разряда 1 ставки, с ней было заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному трудовому договору от **.**.****.
Решением Усть-Илимского городского суда от 05 июля 2010 г. по её иску к МОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 4» о взыскании задолженности по заработной плате и отпускных за период с **.**.**** по **.**.**** понуждении к начислению заработной платы в размере не менее МРОТ с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки с **.**.**** были удовлетворены.
В декабре 2010 года согласно исполнительных документов ей сделан перерасчет.
В период с **.**.**** по настоящее время ей неправильно начислена заработная плата.
В соответствии со ст. 96,153,154 ТК РФ оплата в ночное время оплачивается в повышенном размере, а в выходные и праздничные дни не менее чем в двойном размере.
Согласно расчетным листам, выданным ей работодателем она в декабре отработала 80 часов ночных, в январе 72 часа ночных, а праздничных 22 часа, в феврале 64 часа.
Таким образом, своими неправомерными действиями со стороны работодателя было нарушено её конституционное право на оплату труда, на справедливые, равные условия труда.
Просит суд признать неправильность и неправомерность выплаты работодателем заработной платы за период с **.**.**** по настоящее время.
Взыскать с ответчика в её пользу недополученную заработную плату за период с **.**.**** по настоящее время в сумме ***** руб. Обязать ответчика начислять и выплачивать ей заработную плату в соответствии с законодательством о труде.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд привести её тарифную ставку 1 разряда сторожа с размером минимальной заработной платы 4330 руб. с начислением на указанную сумму северного коэффициента 60% и северной надбавки 50%.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности с полным объемом прав Дмитриевой Е.А. исковые требования истицы не признала суду пояснила, что «МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» выплачивала заработную плату Смирновой А.М.. в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с коллективным договором (п.2.3.1.) до оплата труда производилась на основании Единой тарифной сетки для бюджетных организаций до 31.12.2010г.. Так как действующим документом на данный период времени являлось постановление главы Администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года № 112 «Об установлении с 01.02.2008г. тарифных ставок (окладов) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск», то размеры тарифных ставок до 31.12.2010г. работникам школы определялись в соответствии с указанным постановлением.
С 01.01.2011гг. в школе установлена новая система оплаты труда в соответствии с приказом «МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» от 08.11.2010г. № 27-0.
В соответствии с новой системой оплаты труда работникам устанавливаются должностными окладами, компенсационные и стимулирующие выборы.
Существующая система оплаты труда в учреждении до 31.12.2010г. и с 01.01.2011г. включают в себя размеры тарифных ставок (окладов), систему доплат и надбавок в зависимости от объёмов и видов выполняемых работ, учитывает квалификацию работников и обеспечивает равные условия труда в зависимости от занимаемой должности.
Таким образом, установленная в учреждении система оплаты труда соответствует требованиям действующего законодательства.
«МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» является муниципальным учреждением, финансируется из бюджета муниципального образования город Усть-Илимск и областной субвенции.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации школа, являющаяся бюджетным учреждением, обязана выполнять функции на основе бюджетной сметы. Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации школа как получатель бюджетных средств обязана исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов. Заработная плата работников школы относится к бюджетным обязательствам субъекта РФ (статья 29 Закона РФ «Об образовании»).
Бюджетное обязательство по выплате заработной платы работникам муниципальных общеобразовательных учреждений рассчитывается в соответствии с Законом Иркутской области от 17 октября 2007 года № 91-03 «О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области».
Норматив финансирования, рассчитанный по данной методике и доведенные в соответствии с ним лимиты бюджетных обязательств, позволяет установить в учреждении ту систему оплаты труда, которая установлена коллективным договором школы.
Фактически истица предлагает делать расчет ее заработной платы исходя из собственных домыслов. Т.е. она принимает за оклад 4330 руб. не приводя при этом никаких правовых оснований такого искового требования. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые
она ссылается как на основания своих требований. Но фактически истица не приводит доказательств обоснованности своих исковых требований.
Установление того размера заработной платы, который предлагается истицей, не учитывается методикой расчёта и соответственно не учитывается в нормативе финансирования, противоречит действующей в учреждении системе оплаты труда, условиям трудового договора. Установление заработной платы в порядке и размере, требуемом истицей, повлечет за собой повышение расходов по оплате труда сверх бюджетной сметы и доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нецелевым использованием бюджетных средств. Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
Заработная плата истицы выплачивалась и выплачивается в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.
В целом ежемесячно начисленная и выплаченная заработная плата истице превышала размер МРОТ, что подтверждается справкой о начисленной заработной плате, представленной истицей в суд.
Задолженности по заработной плате перед истцом работодатель не имеет. Заработная плата выплачивалась ежемесячно в том размере, в котором была начислена с учетом удержаний, что подтверждается самой истицей.
Кроме того, истица уже не в первый раз обращается в Усть-Илимский городской суд с подобным иском.
В соответствии с решением Усть-Илимского городского суда от 05.07.2010 г. по гражданскому делу № 2-2271/2010 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» было понуждено к начислению и выплате со **.**.**** Смирновой А.М. A.M. заработную плату при условии выработки месячной нормы рабочего времени в размере не менее МРОТ с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.
Данное решение вступило в силу. В соответствии с ним учреждение производит доплату до 9093 (МРОТ 4330 х (СК +РК)) при условии отработки нормы рабочего времени за месяц. Оплата сторожам за отработанный месяц производится за фактически отработанное время в соответствии с графиком дежурства. Норма времени - это норма часов, установленная графиком на соответствующий месяц. Оплата труда рассчитывается пропорционально отработанному времени.
Просит суд отказать Смирновой А.М. в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела не находит оснований для удовлетворения требований Смирновой А.М. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 130 ТК РФ, конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ (т.е. до 01 сентября 2007г.), статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, в норме закона присутствовала привязка оклада (ставки) к минимальному размеру оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ).
Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г., подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976г. (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Иными словами, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда.
В соответствии со ст. 146, 147, 148 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 город Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
На минимальный размер оплаты труда производится начисление районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, и который с 01.01.2009г. составляет 9093,0руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 сентября 2007 года устанавливался в сумме 2300 рублей в месяц.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года устанавливался в сумме 4330 рублей в месяц.
Как установлено в судебном заседании с истицей и ответчиком заключен трудовой договор ***** от **.**.**** с МОУ СОШ № 4, где она работала в качестве гардеробщицы 1 разряда на 1 ставку.
С сентября 2010 г. она переведена на должность сторожа 1 разряда 1 ставки, с ней заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному трудовому договору от **.**.****.
Согласно представленным расчетным листам за период с **.**.**** по **.**.****, размер получаемой истицей заработной платы в спорный период не был ниже минимального размера оплаты труда с применением к нему районных коэффициентов и процентных надбавок, действовавшего в спорный период.
Данные обстоятельства истицей не оспаривались.
Из пояснения истицы следует, что требования истицы сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 4 является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета города.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Коллективным договором МОУ СОШ № 4 предусмотрено, что уровень оплаты работников школы производится на основании Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится в силу ТК РФ к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное бы толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Также в МОУ СОШ № 4 принято Положение о порядке и условиях применения стимулирующих доплат, выплат, премий.
Кроме того, в соответствии с решением Усть-Илимского городского суда от 05.07.2010 г. по гражданскому делу № 2-2271/2010 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» было понуждено к начислению и выплате со **.**.**** Смирновой А.М. A.M. заработной платы при условии выработки месячной нормы рабочего времени в размере не менее МРОТ с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки.
Данное решение вступило в силу. В соответствии с ним учреждение производит доплату до 9093 (МРОТ 4330 х (СК +РК)) при условии отработки нормы рабочего времени за месяц. Оплата сторожам за отработанный месяц производится за фактически отработанное время в соответствии с графиком дежурства. Норма времени - это норма часов, установленная графиком на соответствующий месяц. Оплата труда рассчитывается пропорционально отработанному времени.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным отказать истице в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В иске Смирновой А.М. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о признании не правильности и неправомерности выплаты заработной платы, взыскании недоначисленной заработной платы, обязании о начислении и выплате заработной платы в соответствии с трудовым законодательством отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в 10 дневный срок со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья
Решение вступило в законную силу: 08.04.2011г.