Решение о признании действий ООО `УИ УЖКХ-2008` о признании действий незаконными, обязании к перерасчету платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Зандановой С.Г.

при секретаре судебного заседания Гайдукевич Н.М.

с участием истца Скалиной А.А.,

представителя истца Скалиной А.А. Чихирькова А.П., допущенного по заявлению истицы,

в отсутствие соистцов Скалиной Е.С., Козлова Д.Э., представителя ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008», извещенных надлежащим образом, просивших о разбирательстве дела без их участия,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усть-Илимске

гражданское дело № 2-878\2011 по искам Скалиной А.А., Скалиной Е.С., Козлова Д.Э. к ООО "УИ ЖКХ-2008" о признании действий незаконными, обязании к перерасчету платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истцы указали, что между ними и ООО "УИ ЖКХ-2008" заключен договор об управлении многоквартирным домом. С 01.03.2009 года ответчик в одностороннем порядке увеличил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 18,2 % с 15,98 рублей за 1 кв.м. до 18,89 руб. за 1 кв.м. В связи с этим, произведенные истцом платежи за период с 01 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года привели к переплате в сумме **** руб. **** коп. Устное обращение истца к ответчику результата не дало. Истцы полагали, что ответчик не имел права увеличивать установленный решением собрания собственников размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Ссылаясь на статьи 156, 162 Жилищного кодекса РФ истцы просили признать действия ответчика по увеличению тарифа на услуги по ремонту и содержанию жилого помещения с 1 марта 2009г. на 18,2 процента незаконными; обязать ответчика произвести перерасчет платы за услуги по ремонту и содержанию жилого помещения за период с 01 марта 2009г. по 31 декабря 2009 года включительно; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере **** рублей (**** рублей государственная пошлина, **** рублей юридические услуги).

В судебном заседании истица Скалина А.А., её представитель Чихирьков А.П. поддержали требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также в отзыве на возражения ответчика от 28.03.2011г. (л.д.49-52).

Представитель ответчика ООО «УИ ЖКХ-2008» А.Л.Крылов, действовавший по доверенности от **.**.**** за ****, в письменных возражениях по искам от **.**.**** просил в удовлетворении исковых требований Скалиным отказать в полном объеме. В возражение исков сослался на то, что ООО «УИ ЖКХ-2008» по решению общего собрания собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме выбрано управляющей организацией и приступило к управлению указанным многоквартирным домом с 01.01.2009. Плата за содержание и ремонт жилых помещений установлена предыдущим решением собственников помещений этого дома «в размере, утвержденном решением Городской Думы или постановлением Администрации города для нанимателей жилых помещений». Решением Городской Думы четвертого созыва г. Усть-Илимска № 70/385 от 23.01.2008г. установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения по указанному 9-ти этажному дому в размере 15, 98 руб., пунктом 2 решения Городской Думы установлен срок действия размера платы с 1 марта 2008г. по 1 марта 2009 года. В протоколе от 31.10.2008 внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества в ценах 2008 года в сумме 15,98 руб. на 1 кв.м. общей площади помещения с корректировкой на предельный максимальный индекс изменения платы, установленный администрацией Иркутской области. На основании данного решения ООО «УИ ЖКХ-2008» применило с 1 марта 2009 года к размеру платы за содержание и ремонт жилых помещений предельный максимальный индекс изменения платы гражданам - 118,2 % в соответствии с приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14.10.2008г. № 139-СПР. При несогласии с приведенным решением общего собрания истец вправе его оспорить в судебном порядке (л.д.39-40).

Суд, заслушав объяснения Скалиной А.А. и её представителя Чихирькова А.П., в совокупности с письменными доказательствами по делу, находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданных ГУ ФРС по Ио и УОБАО **.**.****, Скалин С.М., Скалина А. А., Скалина Е.С., Колов Д.Э являются сособственниками 4-комнатной квартиры, общей площадью **** кв.м., расположенной на 3 этаже 10-этажного крупнопанельного дома по адресу: ***, в 1/4 доли за каждым в праве общей долевой собственности (л.д.26-29).

Из свидетельства о смерти **** ****, выданного **.**.**** ЗАГС, следует, что Скалин С.М. умер **.**.**** (л.д.59). Определением суда от **.**.**** в качестве его правопреемника допущена к участию в деле соистец Скалина А.А.

Жилищным кодексом РФ регламентированы как способы управления многоквартирным домом, так и формы выбора способа управления, проведения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, процедура проведения общего собрания собственников, в том числе порядок голосования и оформления решений (далее по тексту ЖК РФ).

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом, предусмотренный данной статьей, в частности управление управляющей организацией. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном *** от **.**.****, принятых в форме заочного голосования, был расторгнут договор управления указанным многоквартирным домом с управляющей организацией МУП «УИ ЖКХ»; выбран способ управления - управление управляющей организацией, в качестве таковой выбрано ООО «УИ ЖКХ-2008»; утверждены условия договора управления многоквартирным домом с ООО «УИ ЖКХ-2008» (л.д.42-44).

          В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

          На основании вышеприведенных решений собрания собственников дома **.**.**** истцами заключены договоры управления многоквартирным домом со сроком действия с 01 января 2009 года по 31 декабря 2013 года (л.д. 6-25). Как видно из объяснений представителя Скалиной А.А. Чихирькова А.П., истцы подписали договор на тех же условиях, которые были утверждены общим собранием собственников **.**.****, поскольку данные условия были для них обязательны с 01.01.2009.

Системный анализ части 1 статьи 37, части 2 статьи 39, части 7 статьи 156, части 1 статьи 158, статьи 162 ЖК РФ; пунктов 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), принятых в развитие статей 39, 156 ЖК РФ; Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 марта 2009 г. N 6177-АД/14, принятого в соответствии с пунктом 8 Правил, свидетельствует о том, что как плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и её составные части устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в виде фиксированной стоимости отдельных работ и услуг на момент заключения договора. Такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года. В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой методики определения стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований. При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие собственниками ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Пунктами 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4 договора управления многоквартирным домом предусмотрен порядок определения размера платы за содержание и ремонт помещений в спорном многоквартирном ***: на общем собрании собственников на срок не менее, чем один год; изменение (увеличение, уменьшение) размера платы осуществляется ежегодно в соответствии с решением общего собрания собственников путем корректировки по утвержденному на текущий год предельному максимальному индексу изменения платы, установленному Администрацией Иркутской области. Расчет платы за жилое помещение определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения и размера платы, установленного на один метр квадратный общей площади жилого помещения.

В приложении № 2 к данному договору были утверждены перечень, объем, периодичность и стоимость работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома. При этом фиксированная стоимость отдельных услуг и работ была определена на момент заключения договора управления на основании решения общего собрания собственников от **.**.****, на что имеется ссылка в пункте 1.1 договора. Общая стоимость всех работ составила 15,98 руб. на 1 кв.м.

         Приведенные пункты договора управления и приложения № 2 к нему соответствуют решению вышеуказанного собрания собственников помещений многоквартирного ***, которым был утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающего плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в ценах 2008 года в размере 15,98 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения с ежегодной корректировкой на предельный максимальный индекс изменения платы гражданам на жилое помещение, установленный Администрацией Иркутской области.

Довод истцов о том, что с 1 марта 2009 года был увеличен размер платы на 18,2 % и составил 18,89 руб. за 1 кв.м., подтвержден выпиской из лицевого счета **** за 2009 год. Согласно данной выписке плата за жилое помещение и ремонт жилья с 1 января 2009 года составляла **** руб., исчислялась исходя из 15,98 руб. за 1 кв.м., что видно из следующего расчета: **** кв.м. * 15.98 руб. = **** руб. С 1 марта 2009 года плата за **** кв.м. составила **** коп., увеличение - на 18,2 %, плата за 1 кв.м. - 15,98 * 118,2 % = 18,89 руб., что подтверждается расчетом: **** руб. : **** кв.м. = 18, 89 руб. (л.д. 30).

Факт увеличения платы с 01.03.2009 на 18.2 % представителем ответчика не оспаривается.

         Доводы представителя ответчика о том, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения произведено управляющей организацией законно, опровергаются следующими обстоятельствами.

          Изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и принятие соответствующего решения в виде совершения конклюдентных действий (выставление управляющей организацией счетов за оплату жилищных услуг, внесение собственниками и нанимателями жилых помещений платы в повышенном размере, отсутствие возражений относительно размера платы) Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.

Как было указано выше, порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в рассматриваемом случае был установлен в соответствии с требованиями вышеприведенных правовых норм общим собранием собственников помещений в многоквартирном *** **.**.****. В последующем установленная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой методики расчета стоимости могла индексироваться на предельный максимальный индекс изменения платы, установленный Администрацией Иркутской области. Принятие общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требовалось. Фиксированная стоимость платы, установленная на момент заключения договора 01.01.2009, могла применяться не менее одного года.

Ссылка представителя ответчика на то, что срок применения фиксированной стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения был соблюден исходя из предыдущих решений собственников помещений, опровергается нижеследующими обстоятельствами.

Буквальное содержание протокола собрания собственников от **.**.****, договора управления от 14.02.2011 подтверждает тот факт, что управление многоквартирным домом управляющей организацией ООО «УИ ЖКХ-2008» начато с 01 января 2009 года. При этом Общество не являлось правопреемником предыдущей управляющей организации - МУ «УИ ЖКХ». Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Отсутствие правопреемства в данном случае исключает переход к ООО «УИ ЖКХ-2008» прав и обязанностей по ранее принятым решениям в отношении МУП «УИ ЖКХ».

Применение ответчиком решения собственников дома в отношении МУП «УИ ЖКХ», которым была определена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 15,98 руб. за 1 кв.м. согласно решению Городской Думы четвертого созыва г.Усть-Илимска от 23.01.2008 № 70\385, неправомерно и вследствие того, что нормы гражданского законодательства, регулирующие порядок заключения договора и его форму к определению порядка заключения и существенным условиям заключенных договоров управления многоквартирным домом не применимы (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).

На основании части 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Учитывая, что отношения по установлению и пересмотру размера платы за содержание и ремонт жилых помещений регламентированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, применение в рассматриваемом случае норм гражданского законодательства недопустимо.

Ссылка представителя ответчика на решение Городской Думы также недопустима, поскольку орган местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только для определенных категорий граждан, к каковым собственники жилых помещений в многоквартирном доме, выбравшие способ управления домом, не относятся.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2, части 3 статьи 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 26.12.2005 № 184-ФЗ) предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Изменение установленных предельных индексов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год не допускается.

В соответствии с частью 3.1 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14.10.2008 N 139-СПР "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год" (с изменениями от 14 ноября 2008 года) был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение, то есть верхний предел возможного изменения в 2009 году размера платы за жилое помещение в размере 118,2 %.

Для отдельных категорий граждан: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом или, если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, применение в целях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения данного предельного индекса являлось обязательным только для органов местного самоуправления при реализации возложенных на них статьями 156 и 157 Жилищного кодекса РФ полномочий.

Указанный Приказ не устанавливал обязанности установления предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение для собственников жилых помещений при принятии ими на общем собрании соответствующего решения, и тем более, не являлся основанием для индексации управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в одностороннем порядке.

Решением общего собрания собственников жилых помещений в *** был определен фиксированный размер платы, предложенный управляющей организацией по состоянию на 01.01.2009. Следовательно, фиксированная стоимость платы за содержание и ремонт жилого помещения в *** не могла изменяться управляющей организацией ранее 1 января 2010 года.

Таким образом, пересмотр ООО «УИ ЖКХ-2008» с 01 марта 2009 года размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в *** для собственников жилых помещений в сторону увеличения на 18,2 % нарушило действующий порядок ценообразования, что является незаконным. Поэтому в силу пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ указанные действия ответчика следует признать незаконными, обязать его восстановить нарушенное право истцов путем перерасчета начисленных сумм оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.03.2009 по 31.12.2009.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При обращении с иском в суд Скалиной А.А. уплачена государственная пошлина в размере **** рублей, что подтверждается чеком-ордером от **.**.**** (л.д.3). Указанная сумма подлежит взысканию с ООО «УИ ЖКХ-2008» в пользу Скалиной А.А.

Обсуждая просьбу истца Скалиной А.А. о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг в размере **** рублей, суд принимает во внимание требования разумности в силу статьи 100 ГПК РФ. На основании договора возмездного оказания услуг, заключенного **.**.**** между Скалиной А.А. и Чихирьковым А.П., последний за вознаграждение в размере **** рублей взял на себя обязательства по представлению интересов заказчика в Усть-Илимском городском суде. В рамках настоящего договора исполнитель обязан: изучить и оценить представленные документы на предмет его возможной перспективы; разработать правовую позицию по делу, подготовить и направить в суд документы; представлять интересы заказчика в суде.

Учитывая проведенную представителем истца работу по настоящему делу (подготовку искового заявления; участие в подготовке дела к разбирательству, в настоящем судебном заседании), суд определяет к возмещению в пользу истца Скалиной А.А. сумму **** рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иски удовлетворить.

Действия ООО "УИ ЖКХ-2008" по увеличению тарифа на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме *** с 1 марта 2009 года на 18,2 % признать незаконными.

Обязать ООО "УИ ЖКХ-2008" произвести перерасчет платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения в *** за период с 1 марта 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно исходя из тарифа 15,98 руб. за 1 кв.м. общей площади квартиры в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО "УИ ЖКХ-2008" в пользу Скалиной А.А. в возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя **** рублей, на оплату государственной пошлины **** рублей, итого **** рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Усть-Илимский городской суд.

Судья                                                                       С.Г.Занданова

Решение вступило в законную силу17.06.2011