Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе судьи Зандановой С.Г., при секретаре судебного заседания Останиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1906/2011 по иску Поротниковой Н.Г. к МДОУ детский сад № 14 "Колобок" о взыскании заработной платы, понуждении к назначению и выплате заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки, У С Т А Н О В И Л: В обоснование указанного иска истица ссылается на статьи 2, 129, 130, 133, 146, 315-317 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) и следующие обстоятельства. истец является работником МДОУ детский сад № 14 "Колобок" считает, что работодатель выплачиваем ей заработную плату не в полном размере. Просит суд взыскать с ответчика разницу в заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в размере **** рублей **** копеек, которая образовалась из-за недоначисления работодателем минимального размера оплаты труда 9093 руб., а также обязать работодателя начислять и выплачивать заработную плату при полной отработке нормы рабочего времени не ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки к заработной плате. В судебном заседании истица поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Л.М.Рыбалко в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие. В письменном отзыве на исковые заявления от **.**.**** указала, что с иском не согласна в полном объёме, ссылаясь на то, что согласно ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы входят и северные надбавки, и районный коэффициент. С 01.01.2009 года установлен МРОТ в размере 4330 рублей. Работникам муниципальных образовательных учреждений согласно Постановлению главы администрации города Усть-Илимска от 22.01.2010г. № 18 «Об утверждении надтарифного фонда надбавок и доплат работникам муниципальных образовательных учреждений города Усть-Илимска на период с 01.01.2010г. по 31.08.2010г.» утвержден надтарифный фонд надбавок и доплат в размере 17 процентов фонда оплаты труда за счет средств бюджета. Фонд доплат включает в себя средства на оплату дополнительных видов работ, непосредственно не входящих в круг должностных обязанностей работника, надбавки за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим установить иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений. Истица представила верный расчет. Просит дело рассмотреть в её отсутствие. Представители третьих лиц на стороне ответчика - Управление образования и Финуправление в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили, о рассмотрении в свое отсутствие не просили. Исследовав объяснения сторон в совокупности с письменными доказательствами, суд находит иск подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Из копии трудовой книжки следует, что Поротникова Н.Г. была принята на работу в детский сад № 14 «Колобок» с **.**.**** рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту здания (с уборкой территории), **.**.**** переведена сторожем (л.д.5). Детский сад № 14 «Колобок» является муниципальным учреждением, финансирование которого полностью осуществляется за счет бюджета муниципального образования «Город Усть-Илимск». Данный факт подтвержден Уставом учреждения, утвержденным его учредителем - управлением образования (в новой редакции от 19.06.2008). Доводы представителя ответчика о том, что начисление заработной платы истице в 2011 году производилась в соответствии с действующим законодательством, суд находит необоснованными. В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ (в редакции от 01.09.2007), которой предусмотрено в частности, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть 1); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3). Предусмотренное статьей 133.1 ТК РФ установление МРОТ региональным соглашением в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, не дает право снижать МРОТ ниже установленного федеральным законом. Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, ч базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. Приведенное правовое регулирование было изменено ФЗ РФ от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ, который наряду с повышением МРОТ с 01.01.2009 года до 4330 рублей, исключил из статьи 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ. Частью 2 и 3 статьи 129 ТК РФ предусмотрено, что тарифная ставка (оклад) является фиксированным размером оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Следовательно, понятия «тарифная ставка (оклад)» и «МРОТ» являются неравнозначными понятиями. Данный вывод суда подтверждается правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от 01.10.2009 № П60-О-О, от 17.12.2009 № 1557-0-0. Основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда. Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких ч условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда. Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда и т.д. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц. Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Илимск и Усть-Илимский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера. При установлении районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 50% заработная плата в месяц при условии выполнения нормы рабочего времени должна быть не ниже 9 093 рублей (4330 руб. * 60% * 50%). В соответствии со статьями 133, 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Как видно из постановления главы администрации города Усть-Илимска от 18.03.2008 № 112, с 01.02.2008 тарифная ставка (оклад) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений был установлен в размере **** руб. Оклады последующих разрядов определялись в соответствии с межразрядными тарифными коэффициентами, утвержденными этим же постановлением. Из финансовой справки следует, что тарифная ставка истице была установлена в соответствии с данным постановлением и ею не оспаривается. Согласно пункту 2.7 Коллективного договора, принятого на общем собрании коллектива детского сада **.**.****, ежемесячные доплаты из надтарифного фонда носят стимулирующий характер. Истицей произведен расчет недоначисленных сумм заработной платы с **.**.**** года по **.**.**** исходя из МРОТ с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки. Расчет Поротниковой Н.Г. судом проверен, суд находит его верным. У ответчика возражений по расчету не имеется. Согласно данному расчету в пользу истицы следует взыскать **** коп. Часть 2 статьи 45 Конституции РФ, статья 352 Трудового кодекса РФ предусматривают право каждого на защиту своих трудовых прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Трудовой кодекс РФ содержит открытый перечень способов защиты права. Требования истца об обязывании ответчика начислять ей ежемесячную заработную плату на будущее время не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации без учета районного коэффициента и северной надбавки, не подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Наряду с этим, в силу статей 133, 144 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, для работников муниципальных учреждений устанавливаются локальными нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с трудовым законодательством. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются актами главы администрации города Усть-Илимска. Суд не вправе в данном случае вмешиваться в деятельность работодателя по установлению систем оплаты труда. Истица не лишена возможности защищать свои права в случае незаконности действий работодателя по начислению и выплате заработной платы другим способом защиты права, а именно путем предъявления иска в суд о взыскании недоначисленных сумм. Предлагаемый истицей порядок начисления заработной платы предусмотрен и урегулирован вышеперечисленными нормативными актами, в том числе главой 21 Трудового кодекса РФ, и не нуждается в дополнительном закреплении путем вынесения судебного решения на будущее время. В соответствии с частью 12 статьи 20 ТК РФ дополнительная ответственность собственника (учредителя) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) наступает в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из Устава детского сада № 14 «Колобок» следует, что учреждение является муниципальным и относится к объектам муниципальной собственности. Его учредителем является управление образования, финансирование осуществляется полностью за счет средств городского бюджета. В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Согласно постановлению главы администрации города Усть-Илимска от 01.11.2007 № 1066 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города» Управление образования администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств городского бюджета, предусмотренных на содержание детского сада и реализацию возложенных на него полномочий. В случае недостаточности средств у детского сада № 14 «Колобок» в ходе исполнения настоящего решения истица вправе обратиться в суд в силу пунктов 2, 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ с иском на общих основаниях к соответствующему муниципальному органу о привлечении его к дополнительной (субсидиарной) ответственности. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход городского бюджета в размере **** копеек. Учитывая просьбу представителя ответчика, его материальное положение, зависимое от бюджетных средств города, суд полагает возможным уменьшить размер пошлины до **** руб. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Поротниковой Н.Г. удовлетворить частично. Взыскать с МДОУ детский сад № 14 "Колобок" в пользу Поротниковой Н.Г. недоначисленную заработную плату за период с 01.02.2011 года по 30.04.2011 года в сумме **** рублей **** коп. без учета подлежащих удержанию при выплате обязательных налоговых платежей. В удовлетворении исковых требований Поротниковой Н.Г. об обязании к выплате заработной платы при полной отработке нормы рабочего времени не ниже установленного МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, при отработке более или менее нормы рабочего времени пропорционально фактически отработанному времени отказать. Взыскать с МДОУ детский сад № 14 "Колобок" в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере **** рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд СудьяС.Г.Занданова Решение вступило в законную силу:28.06.2011