Решение о признании незаконным решения Администрации г.Усть-Илимска об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

23 мая 2011 года             г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

Председательствующего судьи Курахтановой Е.М.

при секретаре судебного заседания Иконниковой И.С.,

в присутствии старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцовой М.Ю.,

представителя заявителя Петрович А.И. - Холоповой Г.И., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности *** от * с полным объемом процессуальных прав,

представителя заинтересованного лица - Администрации г. Усть-Илимска, Куклиной А.Ю., действующей на основании доверенности ***-д от *, сроком действия по * с полным объемом процессуальных прав,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Петрович А.И. об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование жалобы Усть-Илимский межрайонный прокурор Кремзуков А.А. указал, что Петрович А.И. обратилась в межрайонную прокуратуру с жалобой на незаконные действия общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска, выразившиеся в отказе принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, как вдову ветерана Великой Отечественной войны. По результатам прокурорской поверки установлено, что Петрович А.И. * рождения, является пенсионером, вдовой инвалида Великой Отечественной войны, не имеет жилья. В настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: **, ул. **. Собственником данной квартиры является ее внук, *, Петрович А.И. не имеет в собственности жилого помещения. * она обратилась в Администрацию ** с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы инвалида ВОВ. * общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации ** принято решение об отказе в постановке на учет Петрович А.И. на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. Петрович А.И. представлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, проверкой установлено, что все документы, подтверждающие право состоять на соответствующем учете ею были представлены в Администрацию **. Просил признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации ** от * об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вдовы инвалида Великой Отечественной войны Петрович А.И. Ивановны

, обязать Администрацию ** принять Петрович А.И. Ивановну на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании старший помощник Усть-Илимского прокурора Крытцова М.Ю. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать Администрацию г. Усть-Илимска принять Петрович А.И. Ивановну на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель истца Холопова Г.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ее мать Петрович А.И. в данный момент проживает в квартире ее среднего сына * До момента заселения в квартиру внука Петрович А.И. проживала в ** в неблагоустроенном доме. Данный дом был продан в * году за * рублей. Основной причиной переезда Петрович А.И. явился тот факт, что в силу своего преклонного возраста А.И. Холопова Г.Н. И нуждается в стороннем уходе. За вырученные деньги от продажи неблагоустроенного жилья в г. Усолье-Сибирское приобрести жилое помещение в г. Усть-Илимске ей было не возможно. В данный момент времени * собирается жениться, устроить свою личную жизнь, поэтому его квартира необходима ему для проживания в ней со своей семьей, а Петрович А.И. имеет право на предоставление ей жилого помещения как вдова инвалида ВОв, не имеющая своего жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации ** Куклина А.Ю. заявленные требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Петрович А.И. не признала. В возражениях указала, что Петрович А.И. зарегистрирована по адресу: ** квартира, ** (общая площадь *** м2, жилая площадь *** м2) в квартире, принадлежащей на праве собственности внуку - * В настоящее время в данной квартире зарегистрирован 1 человек (заявитель). Уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи составляет *** м2 общей площади, исходя из состава семьи заявителя и общей площади жилого помещения, что составляет более учетной нормы. В связи с чем, Петрович А.И. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не имеет права на предоставление ей жилья. (возражения на заявление от * *** л.д.34-36). Просила в удовлетворении требований прокурору отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, показания свидетеля, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" на учет принимаются категории граждан определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст.2). Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета (ст.4).

Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Обеспечение мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий по обеспечению жильем предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (ч.1 п. 4)

Согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (п. 2)

супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (п. 3)

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем только тех членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявление о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет, согласно приложения 1 к закону Иркутской области от 17 декабря 2008 года. № 127-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением главы Администрации № 719 от 15.06.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Усть-Илимска установлена в размере 18 кв.м. на 1 человека.

Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 указанной статьи может быть отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ходе рассмотрения дела судом из пояснений сторон и письменных доказательств (л.д.12 - справка Администрации МО ** *** от *, л.д.20, 22 копии удостоверений от * и от *, л.д. 20 - копия свидетельства о заключении брака, л.д. 21 - копия свидетельства о смерти *) установлено, что Петрович А.И. Ивановна имеет право на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», а кроме того является вдовой ветерана и инвалида ВОВ 1 группы *, умершего, *

* представитель Петрович А.И. Ивановны * Г.И. действующий по доверенности *** от *, обратилась к мэру города Усть-Илимска с заявлением от ее имени о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995года № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 39, 43).

Указанное заявление было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска (далее - Комиссия).

Полномочия и состав данной Комиссии определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением мэра города Усть-Илимска *** от *, с изменениями, внесенными постановлениями и.о. главы Администрации города *** от *, *** от *, *** от *, *** *,№ 653 от * (л.д.36-42). Так, комиссия создана в целях объективного рассмотрения вопросов, возникающих при принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. К полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение заявлений граждан по вопросам внеочередного предоставления жилых помещений, принятия на учет граждан в качестве нуждающихся для возможности участия в федеральных целевых программах и программах Иркутской области. Решения принимаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. Решение оформляется протоколом. Состав комиссии определен 12 человек.

Согласно Выписке из протокола *** заседания Комиссии от * было принято решение Петрович А.И. Ивановне на основании п.п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказать в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от * № 5-ФЗ «О ветеранах»(л.д. 10).

Не согласившись с данным решением Холопова Г.И., действующая в интересах Петрович А.И. * обратилась в Усть-Илимскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просила проверить правомерность отказа (л.д. 6).

То обстоятельство, что Петрович А.И. действительно нуждается в жилом помещении, по мнению суда, нашло полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Из пояснений сторон, а также письменных доказательств (договор купли-продажи от * л.д. 15-16, свидетельство государственной регистрации права от * л.д. 23, справка МП «БТИ» Муниципального образования г. Усть-Илимск от * *** л.д. 24, (уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Петрович А.И. на недвижимое имущество л.д. 25, справка от * ***, выданной ООО «УИ ЖКХ-2008»судом установлено, что Петрович А.И. проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности на основании договора купли-продажи *, который приходится ей внуком.

Как следует из поквартирной карточки Петрович А.И. * года рождения, проживала и была зарегистрирована с * по * по адресу: ** (л.д.11), также данное обстоятельство подтверждает отметка о регистрации в паспорте Петрович А.П. (л.д.8).

В судебном заседании из пояснений сторон и письменных доказательств установлено, что Петрович А.И. является супругой ветерана и инвалида ВОВ *, умершего *(свидетельство о смерти (л.д.21), свидетельство о заключении брака (л.д.20), удостоверение инвалида от *, справка МСЭ *** * (л.д.18-19)).

Отсутствие в собственности жилого помещения у Петрович А.И. подтверждается выпиской из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от * *** право (л.д.13), справкой БТИ от * *** (л.д. 24), уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ****, (л.д. 25).

Свидетель Холопов М.В. в судебном заседании показал, что Петрович А.И. приходится ему бабушкой по материнской линии. Раннее Петрович А.И. проживала в г. Усолье-Сибирское Иркутской области в неблагоустроенном доме, принадлежащем ей на праве собственности. В силу преклонного возраста Петрович А.И. не могла далее проживать одна в таком доме, а других родственников, которые могли бы осуществить за ней уход в г. Усолье Сибирское не имелось, было принято решение продать дом и перевезти ее на постоянное место жительство в г. Усть-Илимск. Поскольку им была приобретена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: **, ул. **, Петрович А.И. была заселена в вышеуказанное помещение и в нем зарегистрирована. На вырученные денежные средства в размере * рублей, приобрести для Петрович А.И. подходящее благоустроенное жилое помещение в ** не представилось возможным.

Из пояснений свидетеля * также установлено, что он оказывает материальную помощь Петрович А.И., однако при этом совместного хозяйства вместе с ней не ведет, своими доходами Петрович А.И. распоряжается сама, у него же своя семья. Бабушке необходим покой, по этой причине она не может с ним проживать совместно.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации»: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Как уже указывалось ранее, основанием для отказа Петрович А.И. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, послужило то обстоятельство, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу к выводу, что при вынесении решения об отказе в постановке на учет Петрович А.И. Комиссия в нарушение ст. 54 ЖК РФ не оценивала то обстоятельство, что к членам семьи собственника жилого помещения Петрович А.И. не относится. При этом регистрация Петрович А.И. в спорной квартире сама по себе не является основанием для признания ее членом семьи собственника жилого помещения.

При установленных обстоятельствах отказ в принятии на учет Петрович А.П. нельзя признать обоснованным и законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска от 19.01.2011г. об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях вдовы инвалида Великой Отечественной войны Петрович А.И. Ивановны.

Обязать Администрацию г. Усть-Илимска принять Петрович А.И. Ивановну на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья       Е.М. Курахтанова

Решение вступило взаконную силу 15.06.2011

*

*

*

*

*а