Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 июля 2011 года город Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: судьи Зандановой С.Г., при секретаре судебного заседания Романовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усть-Илимске гражданское дело № 2-2017/2011 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Усть-Илимска, МДОУ № 35 "Соболек" о понуждении к производству ремонта кровли, У С Т А Н О В И Л: В обоснование предъявленного в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц иска Усть-Илимский межрайонный прокурор указал следующее. По результатам проверки установлено, что в МДОУ № 35 «Соболек» имеются неисправности кровли. Установлены нарушения требований, предъявляемых к внутренней отделке помещений. Так, в нарушение требований пункта 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» на потолках помещений туалетных, спален, игровых групп ***, *** ввиду неисправности кровли имеются подтеки. Нарушение целостности в отделке помещений туалетных, игровых и спальных групп из-за неисправности кровли не позволяет качественно проводить влажную уборку, дезинфекционные мероприятия в этих помещениях. На момент проверки в МДОУ № 35 «Соболек» функционировало *** групп списочного состав - *** ребенка. Не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении является незаконным и влечет нарушение прав и законных интересов граждан на защиту их жизни, здоровья. Решение этого вопроса требует дополнительных финансовых затрат, в связи с чем, данная обязанность должна быть возложена на администрацию города Усть-Илимска, поскольку она является собственником указанного имущества. Прокурор просил суд обязать администрацию города Усть-Илимска произвести капитальный ремонт кровли в МДОУ № 35 «Соболек» в срок до **.**.****. В судебном заседании прокурор Тукмакова О.В. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. В уточнение предмета иска просила обязать произвести ремонт кровли частично на площади *** кв.м. над группами №№ ***. Дополнительно пояснила, что, начиная с *** года заведующая детским садом МДОУ № 35 «Соболек» неоднократно обращалась в администрацию города Усть-Илимска с просьбой о выделении денежных средств на ремонт кровли, но все безрезультатно. Просила иск удовлетворить. Представитель администрации города Усть-Илимска Зарипова И.Р. в судебном заседании возражала против понуждения Администрацию города к производству ремонта в детском саду, ссылаясь на то, что такая обязанность лежит на самом учреждении. Обязанность Администрации города заключается только в выделении денежных средств на ремонт кровли из бюджета города. Однако, на текущий год расходы в бюджете на ремонт кровли не предусмотрены. Для производства ремонта необходимо произвести ряд мероприятий: провести аукцион, найти подрядчика. В удовлетворении иска к Администрации города просила отказать. Представитель соответчика МДОУ № 35 «Соболек» Л.Н.Андреева в судебном заседании признала иск прокурора. По существу иска пояснила, что все имущество детского сада было передано ему Департаментом недвижимости администрации города Усть-Илимска в оперативное управление. Детский сад не имеет своих средств на производство ремонта кровли. Финансирование полностью производится из бюджета города. Представитель третьего лица - Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска О.В.Бараускайте, действующая по доверенности, поддержала письменные объяснения по иску руководителя Департамента И.Ю.Моисеева, в которых он указал, согласно пункту 2.4. договора от **.**.**** *** о передаче имущества в оперативное управление МДОУ № 35 «Соболек» последний принял на себя обязательство осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за ним имущества. Просила в удовлетворении иска прокурору отказать. Суд, заслушав стороны в совокупности с письменными доказательствами по делу, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (в ред. от 02.02.2011) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Пункт 3 части 3 статьи 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91, предусматривают, что стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса - плотно пригнанными к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Полы в помещениях групповых, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом на поверхности пола. В основных помещениях в качестве материалов для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Допускается покрытие полов синтетическими полимерными материалами, безвредными для здоровья детей и допускающими обработку влажным способом и дезинфекцию. Из Устава МДОУ № 35 «Соболек» следует, что целями деятельности учреждения является охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей во время образовательного процесса. Имущество закрепляется за МДОУ на праве оперативного управления и является собственностью муниципального образования город Усть-Илимск. Имущество передается МДОУ Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска на праве оперативного управления. При осуществлении права оперативного управления в отношении закрепленного муниципального имущества МДОУ обязано обеспечивать сохранность и использовать имущество строго по целевому назначению, осуществлять текущий и капитальный ремонт зданий и оборудования. Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Усть-Илимска, собственником МДОУ № 35 «Соболек», расположенного по адресу г. Усть-Илимск, ****, является Муниципальное образование город Усть-Илимск. Муниципальное образование город Усть-Илимск наделено статусом городского округа Законом Иркутской области от 02.12.2004 N 65-оз "О статусе и границах муниципального образования город Усть-Илимск Иркутской области". В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, принятого Решением Городской Думы г. Усть-Илимска от **.**.**** N 15/60 (в ред. от **.**.****) предусматривается, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. В части 6 статьи 50 Устава муниципального образования город Усть-Илимск закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение Устава муниципального образования соответствует абзацу третьему части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, названными Федеральными законами и Уставом муниципального образования предусматривается прямая обязанность органов местного самоуправления обеспечивать содержание объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. Ссылка представителей Департамента недвижимости и Администрации города Усть-Илимска на то, что обязанность по производству ремонта лежит исключительно на детском саду № 35 «Соболек», несостоятельна. Как указано в Уставе детского сада № 35 «Соболек», финансирование МДОУ осуществляется из средств местного бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в соответствии со сметой доходов и расходов и в пределах утвержденных ассигнований на текущий год. МДОУ самостоятельно распоряжается полученными средствами по расходованию этих средств в пределах утвержденной сметы. Представителями указанных органов не оспаривается то обстоятельство, что в расходах детского сада на текущий год не предусмотрены бюджетные ассигнования на производство ремонта кровли детского сада. Вместе с тем, из акта проверки *** от **.**.**** следует, что имеет место не только превышение предельной наполняемости групп, но и нарушения требований пункта 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В частности, на потолках помещений туалетных, спален, игровых групп ***, *** ввиду неисправности кровли имеются подтеки. Нарушение целостности в отделке помещений туалетных, игровых и спальных групп из-за неисправности кровли не позволяет качественно проводить влажную уборку, дезинфекционные мероприятия в этих помещениях. На момент проверки в МДОУ № 35 «Соболек» функционировало *** групп списочного состав - *** ребенка (л.д.21-25). Факт того, что действительно имеющиеся нарушения внутренней отделки помещений в указанных группах связаны с неисправностью кровли, представители ответчиков признают. Как следует из объяснений Андреевой Л.Н., письма от **.**.**** ***, адресованного начальнику Департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска, ответа от **.**.**** ***, обращения на имя мэра города Усть-Илимска от **.**.****, актов *** от **.**.****, *** от **.**.****, письма начальника Управления образования от **.**.**** ***, адресованного руководителю детского сада № 35 «Соболек», на неисправность кровли обращалось внимание соответствующих исполнительных органов местного самоуправления со стороны руководства детского сада при участии управляющего совета детского сада. В ответ на многочисленные обращения структурными подразделениями Администрации города даны разъяснения об отсутствии средств на производство ремонта (л.д.26-38,46-48). Из представленного суду локального ресурсного сметного расчета ***, составленного Департаментом жилищной политики и городского хозяйства, капитальный ремонт кровли из наплавляемых материалов в 2 слоя предусмотрен на площади *** кв.м. (л.д.31-33). Представитель детского сада Андреева Н.П. подтвердила это обстоятельство, пояснив, что указанная площадь расположена над группами №№ ***. Исходя из стоимости ремонта *** кв.м. выделено *** % от сметы, что позволяет в настоящее время начать работы по размещению заказа на ремонт. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск Усть-Илимского межрайонного прокурора к администрации города Усть-Илимска, МДОУ № 35 «Соболек» заявлен обоснованно, ответчики обязаны произвести частичный капитальный ремонт кровли в учреждении на площади *** кв.м. Ссылка представителя Администрации города на отсутствие финансовых средств не влечет отказа в удовлетворении иска, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает органы местного самоуправления от принятия всех необходимых мер, направленных на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, которые отнесены к вопросам местного значения. Что касается срока производства ремонта, предложенного прокурором, суд находит его необоснованным. Как видно из искового заявления, оно датировано прокурором **.**.****, в суд поступило **.**.****. На день принятия настоящего решения срок, предусмотренный в иске, уменьшился с 3 месяцев до 2. Кроме того, прокурором не приняты во внимание положения статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно данной норме размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Анализ статей 7, 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" свидетельствует о том, что при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия), которая путем соответствующего извещения через опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте, через отбор участников конкурса, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определяет победителя конкурса, с которым затем заключается контракт в установленный срок. Изложенный выше порядок размещения муниципального заказа на ремонт кровли детского сада № 35 «Соболек», безусловно, требует времени. В связи с этим, ссылка представителя Администрации города Зариповой И.Р. на то, что обычно вся процедура занимает до 2 месяцев, судом признается обоснованной. С учетом изложенных обстоятельств суд полагает целесообразным установить срок для производства ремонта, учитывая время для размещения муниципального заказа, до **.**.****. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Администрацию города Усть-Илимска и муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 35 «Соболек» произвести капитальный ремонт кровли площадью *** кв.м. над группами *** в МДОУ № 35 "Соболек" в срок до **.**.****. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме через Усть-Илимский городской суд. Судья: С.Г. Занданова Решение вступило в законную силу: 19.07.2011г.