14 июля 2011 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Банщиковой Н.С., при секретаре судебного заседания Павловой И.Н., в присутствии старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Сычевой Ю.В., представителя заявителя Мормышевой М.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком на три года, представителя заинтересованного лица - Администрации г. Усть-Илимска, Шишлянниковой Т.Л., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... , сроком действия по .. .. .... с полным объемом процессуальных прав, в отсутствие заявителя Гацко А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2025/2011 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Гацко А.Г. об оспаривании действий органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: В обоснование жалобы Усть-Илимский межрайонный прокурор К., действующий в интересах Гацко А.Г., указал, что она является пенсионером, а также ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны. С ... года по .. .. .... Гацко А.Г. проживала и была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен). Собственником указанного жилого дома являлась Гацко А.Г. В ... году Гацко А.Г. была вынуждена продать дом и переехать в г. Усть-Илимск к своей дочери Мормышевой М.Н., т.к. в силу своего возраста и состояния здоровья не могла остаться проживать одна в неблагоустроенном доме без помощи родных. Согласно договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от .. .. .... жилое помещение продано Гацко А.Г. за ... ., а земельный участок - за ... . С .. .. .... и по настоящее время Гацко А.Г. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу (адрес обезличен), принадлежащей Мормышевой М.Н., М., О. в равных долях каждому. В настоящее время по данному адресу зарегистрировано 5 человек. .. .. .... Гацко А.Г. подала заявление о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на льготное обеспечение жилой площадью. .. .. .... общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Усть-Илимска принято решение об отказе в постановке Гацко А.Г. на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. Гацко А.Г. совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий и не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента продажи ею дома. Вместе с тем прокурор считает, что переезд Гацко А.Г. был обусловлен жизненной ситуацией, ее преклонным возрастом и состоянием здоровья. Намерений ухудшить свои жилищные условия у нее не было. Кроме того, на денежные средства, вырученные от продажи дома, соответствующее социальным нормам жилое помещение не могло быть приобретено ею в г. Усть-Илимске. При установленных обстоятельствах отказ в принятии Гацко А.Г. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения является необоснованным. В связи с чем просил признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска от .. .. .... об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветерана труда, вдовы ветерана Великой Отечественной войны Гацко А.Г.; обязать Администрацию г. Усть-Илимска принять Гацко А.Г. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании старший помощник Усть-Илимского прокурора Сычева Ю.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Заявитель Гацко А.Г. в судебное заседание не явилась в силу возраста и состояния здоровья. Представитель заявителя Мормышева М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что с ... . и по ... . она проживала совместно с Гацко А.Г. по адресу (адрес обезличен). В силу состояния здоровья Гацко А.Г., которая полностью ослепла, не могла в силу возраста и состояния здоровья содержать дом и ухаживать за собой, они решили продать дом, и перевезти Гацко А.Г. в г. Усть-Илимск для проживания к дочери. В настоящее время Гацко А.Г. живет у нее с ее семьей из 5 человек в двухкомнатной квартире. На деньги, полученные Гацко А.Г. за продажу дома и земли ... . не представляется возможным купить ей другое жилое помещение. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Усть-Илимска Шишлянникова Т.Л. в судебном заседании заявленные требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Гацко А.Г. не признала по доводам, изложенным в возражениях за ... от .. .. .... Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" на учет принимаются категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст.2). Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета (ст.4). Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Обеспечение мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий по обеспечению жильем предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (ч.1 п. 4). Согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (п. 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (п. 3). Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем только тех членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное В соответствии со статьей 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявление о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет, согласно приложения 1 к закону Иркутской области от 17 декабря 2008 года. № 127-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением главы Администрации № 719 от 15.06.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Усть-Илимска установлена в размере 18 кв.м на 1 человека. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Случаи отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения предусмотрены ст. 54 ЖК РФ, согласно которой таковой отказ допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (п.3 ч.1). Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. В ходе рассмотрения дела судом из пояснений сторон и письменных доказательств (л.д.20 - справка Администрации МО сельского поселения Верх-Усугли ... от .. .. .... , л.д. 32 - копия свидетельства о заключении брака, л.д. 31 - копия свидетельства о смерти Г., л.д.17 - удостоверение ... от .. .. .... ), установлено, что Гацко А.Г. имеет право на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», а кроме того является вдовой ветерана ВОВ Г., умершего .. .. .... .. .. .... представитель Гацко А.Г. Мормышева М.Н., действующая по доверенности от .. .. .... , обратилась к мэру города Усть-Илимска с заявлением от ее имени о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995года № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 58, 88-89). Указанное заявление было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска (далее - Комиссия). Полномочия и состав данной Комиссии определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением мэра города Усть-Илимска ... от .. .. .... , с изменениями, внесенными постановлениями и.о. главы Администрации города ... от .. .. .... , ... от .. .. .... , ... от .. .. .... , ... .. .. .... , ... от .. .. .... (л.д.36-42). Так комиссия создана в целях объективного рассмотрения вопросов, возникающих при принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п.1.3). К полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение заявлений граждан по вопросам внеочередного предоставления жилых помещений, принятия на учет граждан в качестве нуждающихся для возможности участия в федеральных целевых программах и программах Иркутской области. Решения принимаются путем голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии. Решение оформляется протоколом. Состав комиссии определен 12 человек. Согласно Выписке из протокола ... заседания Комиссии от .. .. .... было принято решение на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ об отказе Гацко А.Г. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с тем, что заявитель за пять лет, предшествующих дате подачи заявления, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилом помещении. На основании договора купли-продажи от .. .. .... заявитель продала принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок по адресу: (адрес обезличен) (л.д. 21-22). Не согласившись с данным решением Гацко А.Г. .. .. .... обратилась в Усть-Илимскую межрайонную прокуратуру с заявлением, в котором просила оказать ей помощь в реализации законного права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. То обстоятельство, что Гацко А.Г. действительно нуждается в жилом помещении, по мнению суда, нашло полное подтверждение в ходе судебного разбирательства. Из пояснений сторон, а также письменных доказательств (л.д. 21-22 -договор купли-продажи от .. .. .... , л.д. 30 - справка Администрации МО сельского поселения Верх-Усугли ... от .. .. .... , л.д. 27-28 -договор от .. .. .... , л.д. 23 - уведомление об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество) судом установлено, что Гацко А.Г. не имеет в собственности жилого помещения, членом семьи собственника или нанимателя какого-либо жилого помещения не является. .. .. .... ею был заключен договор, по которому она продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен) за ... рублей, а также земельный участок за ... рублей. Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в справке ... от .. .. .... , выданной ООО «УИ ЖКХ-2008», Гацко А.Г. с .. .. .... и по настоящее время проживает и зарегистрирована в двухкомнатной квартире по адресу: (адрес обезличен) (общая площадь ... кв.м, жилая площадь ... кв.м). Согласно договору приватизации собственниками жилой квартиры по адресу (адрес обезличен), являются Мормышева М.Н., М., О. (л.д.27-28). Из справки ... от .. .. .... , выданной ООО «УИ ЖКХ-2008, следует, что по данному адресу зарегистрировано 5 человек (л.д. 25). Согласно справке МСЭ-2004 ... Гацко А.Г. установлена первая группа инвалидности по зрению .. .. .... Свидетели В., Т. показали, что ранее по ... . Гацко А.Г. проживала по адресу (адрес обезличен). Дом, в котором проживала Гацко А.Г., был неблагоустроенным, с печным отоплением. Гацко А.Г. является инвалидом по зрению. В силу заболевания (слепота), возраста Гацко А.Г. не могла вести хозяйство, содержать дом, ухаживать за собой, в связи с чем ее дочь Мормышева М.Н. забрала к себе на проживание в г. Усть-Илимск. Как указывалось выше, основанием для отказа Гацко А.Г. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, послужило то обстоятельство, что заявитель за пять лет, предшествующих дате подачи заявления, совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при вынесении решения об отказе в постановке на учет Гацко А.Г. Комиссия в нарушение ст. 53 ЖК РФ не оценивала то обстоятельство, являются ли действия Гацко А.Г. по продаже квартиры намеренными, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Намеренность действий Комиссией не устанавливалась. Вместе с тем в судебном заседании фактов злоупотребления правом и совершения намеренных действий, влекущих постановку на учет в качестве нуждающегося, со стороны Гацко А.Г. не установлено. Ее переезд в г.Усть-Илимск был обусловлен состоянием здоровья и преклонным возрастом, нуждаемостью в поддержке и помощи родственников, отсутствием физической возможности самостоятельно содержать неблагоустроенный дом. Кроме того, на денежные средства, вырученные от продажи дома, жилое помещение, соответствующее социальным нормам, не могло быть приобретено в виду сложившихся цен на жилье. При установленных обстоятельствах отказ в принятии на учет Гацко А.Г. нельзя признать обоснованным и законным. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица не были представлены доказательства того, что Гацко А.Г. стало известно о принятом решении по ее заявлению о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, ранее чем в ... . Уведомление об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, было направлено в адрес Гацко А.Г. письмом за ... от .. .. .... (л.д.9). Принимая во внимание доводы заявителя, а также то обстоятельство, что Гацко А.Г. .. .. .... обратилась с заявлением в Усть-Илимскую межрайонную прокуратуру о защите ее законных прав и интересов, суд полагает, что ей до .. .. .... не было известно о принятом Комиссией решении об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При изложенных обстоятельствах, учитывая, что рассматриваемое заявление прокурора поступило в суд .. .. .... , суд приходит к выводу, что срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен. Таким образом, заявленные требования прокурором в интересах ветерана труда, вдовы ветерана ВОВ Гацко А.Г. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска от .. .. .... об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветерана труда, вдовы ветерана Великой Отечественной войны Гацко А.Г.. Обязать Администрацию г. Усть-Илимска принять Гацко А.Г. на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Судья Н.С. Банщикова Решение вступило в законную силу: 30.07.2011г.
проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.