Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2011 года                                                               город Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Павловой И.Н.,

с участием:

старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Сычевой Ю.В.,

истца Кривцовой А.В.,

представителя ответчика Администрации города Усть-Илимска Шишлянниковой Т.Л., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия по .. .. .... ,

в отсутствие:

представителя третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2026/2011 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Кривцовой А.В. к Администрации города Усть-Илимска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Кривцовой А.В. к Администрации города Усть-Илимска о понуждении предоставить Кривцовой А.В. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... кв.м, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта (адрес обезличен) и находящегося в черте (адрес обезличен). В обоснование иска указал, что Кривцова А.В. осталась без попечения родителей, не имеет никакого закрепленного за ней жилого помещения.

Согласно письменным возражениям за ... от .. .. .... представитель ответчика Администрации г. Усть-Илимска Шишлянникова Т.Л. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что Кривцова А.В. зарегистрирована в Администрации города Усть-Илимска в списке граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений» с .. .. .... , согласно дате поданного заявления. По состоянию на .. .. .... регистрационный номер по данному списку ... . Постановлением главы Администрации ... от .. .. .... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске» учетная норма площади жилого помещения на территории (адрес обезличен) установлена в размере ... кв. м на 1 человека. В связи с чем просит в части предоставления Кривцовой А.В. жилого помещения общей площадью ... кв. м отказать.

Согласно представленным письменным пояснениям представителя третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ш., действующая на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия до .. .. .... , указала, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления.

В судебном заседании представитель истца ст. помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Сычева Ю.В. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Истица Кривцова А.В., привлеченная к участию в деле на основании определения суда от .. .. .... , поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Усть-Илимска Шишлянникова Т.Л. в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что Кривцова А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как оставшаяся без попечения родителей, при этом жилое помещение должно быть предоставлено из расчета учетной нормы ... кв. м на человека.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ш. согласно письменному отзыву просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Выслушав пояснения сторон, исследовав их в совокупности с представленными доказательствами, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Кривцова А.В., которой на день рассмотрения дела исполнилось полных ... лет, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Т. умерла .. .. .... , отец В. умер .. .. ....

Данные обстоятельства подтверждаются представленными: свидетельством о рождении Кривцовой А.В., .. .. .... г.р. ... от .. .. .... , согласно которому родителями Кривцовой А.В. являются В., Т.; свидетельством о смерти Т. ... от .. .. .... , согласно которому Т. умерла .. .. .... ; свидетельством о смерти В. ... от .. .. .... , согласно которому В. умер .. .. ....

В соответствии с постановлением главы Администрации г. Усть-Илимска ... от .. .. .... над несовершеннолетней Кривцовой А.В. была установлена опека, опекуном назначена Р.

Как следует из сообщения Администрации города Усть-Илимска ... от .. .. .... Кривцова А.В. зарегистрирована в Администрации города Усть-Илимска в списке граждан, пользующихся право внеочередного предоставления жилых помещений «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений» с .. .. .... . По состоянию на .. .. .... ее регистрационный номер 33.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Усть-Илимска Шишлянникова Т.Л. подтвердила наличие у Кривцовой А.В. права внеочередного получения жилого помещения, как лица оставшегося без попечения родителей, указав, что по состоянию на .. .. .... ее регистрационный номер по списку ... .

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

В соответствии со статьями 2, 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с указанным Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов указанный размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с Законом Иркутской области № 52-оз полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов согласно приложению к данному Закону. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов.

Доводы ответчика о предоставлении Кривцовой А.В. жилого помещения исходя из учетной нормы площади жилого помещения по договорам социального найма в размере 18 кв. м на 1 человека в соответствии с Постановлением главы Администрации г. Усть-Илимска ... от .. .. .... суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат требованиям Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области".

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что Кривцова А.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем она имеет право на внеочередное получение жилого помещения по установленным социальным нормам по договору социального найма согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. При вынесении решения суд считает возможным не указывать источник финансирования - за счет субвенций бюджета Иркутской области, поскольку такое указание ограничит право истца на внеочередное получение жилья, в этом случае ее право будет поставлено в зависимость от условий финансирования приобретения предназначенного для нее жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Кривцовой А.В. к Администрации города Усть-Илимска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию города Усть-Илимска предоставить Кривцовой А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям (адрес обезличен), общей площадью не менее установленной нормы, и находящееся в черте (адрес обезличен).

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Усть-Илимский городской суд.

Судья       Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 30.07.2011г.