РЕШЕИНЕ Именем Российской Федерации 17 мая 2011 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Банщиковой Н.С., при секретаре судебного заседания Шевченко Е.А., с участием: представителя заявителя ст. помощника Усть-Илимский межрайонной прокуратуры Сычевой Ю.В., представителей заинтересованного лица Администрации Железнодорожного муниципального образования: Беспаловой А.В., действующей на основании доверенности от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия до .. .. .... , Бочкаревой О.Н., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия по .. .. .... , Тетеревской Л.В., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия до .. .. .... , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1231/2011 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Железнодорожного муниципального образования незаконным, понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Усть-Илимский межрайонный прокурор К., действующий на основании прав по должности, обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Железнодорожного муниципального образования незаконным и понуждении к совершению действий. В обоснование заявления указал, что в Железнодорожном МО отсутствует признанный в установленном порядке аварийный жилой фонд. Жилищный кодекс РФ к полномочиям органов местного самоуправления относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Признание жилых помещений непригодными для проживания осуществляется межведомственной комиссией, по итогам работы которой Глава Администрации Железнодорожного МО принимает соответствующее решение. Решением Думы Железнодорожного МО утвержден реестр ветхих жилых домов, составленный на основании актов Государственной жилищной инспекции Иркутской области от .. .. .... Работа комиссии по признанию жилья непригодным для проживания не проводилась с ... года. Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания осуществляется на основании распоряжения органа местного самоуправления по итогам работы комиссии. Орган местного самоуправления не принимает решение в отношении домов, состоящих в Реестре ветхих жилых домов, не проводит их обследование. Администрацией ЖМО не ведется работа по признанию в установленном порядке жилых посещений непригодными (пригодными) для проживания. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного МО, выразившееся в непринятии мер по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Обязать Администрацию Железнодорожного МО организовать работу межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, включенных в реестр ветхих жилых домов на территории Железнодорожного МО по решению Думы Железнодорожного МО от .. .. .... ... . В ходе судебного разбирательства представитель заявителя представил заявление об уточнении предмета иска, согласно которому просит суд признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного МО, выразившееся в непринятии мер с ... года по признанию ... жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными (пригодными) для проживания. Обязать Администрацию Железнодорожного МО до .. .. .... организовать работу межведомственной комиссии по оценке муниципальных жилых помещений, включенных в реестр ветхих жилых домов на территории Железнодорожного МО по решению Думы Железнодорожного МО от .. .. .... ... , по результатам работы которой в установленном законом порядке принять решения о пригодности (непригодности) муниципальных жилых помещений для постоянного проживания. Согласно письменному отзыву Администрации ЖМО от .. .. .... в удовлетворении заявления просили отказать, указав, что Распоряжением Главы Железнодорожного МО в ... году создана межведомственная комиссия, которая осуществляет свою работу в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. Бездействие со стороны Администрации Железнодорожного МО не усматривает. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии со ст. 67 ГПК суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании изложенных выше правовых норм и в соответствии с Уставом Железнодорожного МО Решением Думы Железнодорожного муниципального образования от .. .. .... ... утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Железнодорожного муниципального образования. Согласно Решению Думы от .. .. .... ... признание помещения непригодным для проживания граждан, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и домов установленным требованиям. Пунктом 3.3 Решения Думы ... от .. .. .... определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, которая включает в себя прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, определение состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания, составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, составление акта обследования помещения, принятие Главой Администрации Железнодорожного муниципального образования решения по итогам работы комиссии. Указанное Решение Думы ... от .. .. .... , определяющее процедуру проведения оценки жилых помещений, соответствует процедуре, установленной Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. В соответствии с абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 8 разд. 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности. Как следует из представленного Распоряжения Администрации Железнодорожного МО ... от .. .. .... , утвержден состав межведомственной комиссии для оценки жилых помещений, непригодных для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в р.п. Железнодорожный. В соответствии с п. 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания носит заявительный характер, предусматривающий первично письменное обращение с соответствующей просьбой в межведомственную комиссию. При этом правом на подачу такого заявления обладает собственник или наниматель жилого помещения, либо орган государственного контроля и надзора в сфере жилищной политики. В связи с чем доводы заявителя о незаконном бездействии Администрации Железнодорожного МО, не инициирующей работу межведомственной комиссии путем подачи соответствующего заявления, суд находит несостоятельной, поскольку не нарушает права граждан, являющихся собственниками или нанимателями жилых помещений, на подачу соответствующего заявления самостоятельно, а не обращение граждан самостоятельно в межведомственную комиссию по оценке помещения не является следствием бездействия Администрации Железнодорожного МО, связанного с несоставлением комиссией заключения о признании жилого дома соответствующим (не соответствующим) требованиям и пригодным (непригодным) для проживания, на основании заключения которой орган местного самоуправления должен принять решение путем издания соответствующего распоряжения. Ссылку заявителя на непринятие межведомственной комиссией соответствующего заключения на основании актов о проведении мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда от .. .. .... , как и не принятие органом местного самоуправления решения в виде распоряжения о дальнейшем использовании помещения, что свидетельствует о незаконном бездействии Администрации Железнодорожного МО, суд также находит несостоятельной. Как указывалось выше, п. 42 Положения также предусматривает для органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, составившего заключение, подать письменное заявление в межведомственную комиссию о признании жилого помещений непригодным для проживания, с представлением заключения, которое в силу п. 45, 46 Положения должно быть рассмотрено в течение 30 дней, по истечении которых должно быть принято решение, указанное в п. 47 Положения. По окончанию работы межведомственная комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (п. 48 Положения). На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения. Таким образом, принятию органом местного самоуправления соответствующего распоряжения предшествует вынесение межведомственной комиссией соответствующего заключения, составление которого возможно только на основании поданного заявления. На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. В связи с чем заявление о понуждении Администрации Железнодорожного МО до .. .. .... организовать работу межведомственной комиссии по оценке муниципальных жилых помещений, включенных в реестр ветхих жилых домов на территории Железнодорожного МО, суд находит необоснованным. Наличие заключения уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора о признании жилых помещений ветхими, не влечет обязанность органа местного самоуправления по вынесению распоряжения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В судебном заседании исследовался в подлиннике Журнал регистрации заявлений граждан ... , начатого .. .. .... , из которого следует, что Государственная жилищная инспекция Иркутской области с такими заявлениями в межведомственную комиссию не обращалось. Доводы заявителя о не проведении межведомственной комиссией обследования жилых домов, состоящих в реестре ветхих, что, по мнению заявителя, является бездействием Администрации Железнодорожного МО, судом во внимание не принимаются, поскольку требование о признании бездействия данного органа заявителем не заявлялось. Таким образом, отсутствует принятое компетентным органом в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006г., решение о том, что дом является аварийным, непригодным для проживания и подлежит сносу, необходимое для решения Администрацией Железнодорожного МО в пределах компетенции вопроса о дальнейшем использовании помещения. При таком положении отсутствует незаконное бездействие Администрации Железнодорожного МО. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Железнодорожного муниципального образования незаконным, понуждении к совершению действий отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме. Судья: Н.С. Банщикова Решение вступило в законную силу: 22.07.2011г.