Решение об отказе признания права собственности на объекты недвижимого имущества



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года                                        г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Лысановой Ж.Н.,

при секретаре Вечтомовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2055-2011 по иску религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух веры» к Департаменту недвижимости администрации <адрес> о признании права собственности на объекты недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух веры» обратилась в суд с иском к Департаменту недвижимости администрации <адрес> о признании права собственности на двухэтажное нежилое здание в деревянном исполнении, находящееся по адресу <адрес> ул. <адрес>, и одноэтажное нежилое бетонное здание, находящееся по адресу <адрес> ул. <адрес>. В обоснование иска ссылается на приобретение права собственности на основании договора купли-продажи , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между АООТ «Илимстройкомплект» и истцом, акта приема передачи имущества по указанному договору и фактической оплаты приобретенного имущества стоимостью <данные изъяты> руб. (квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании представители истца Черненко Н.А. и Холщева О.В. исковые требования поддержали полностью по доводам, изложенным в иске. Пояснили суду, что спорные объекты недвижимости были приобретены незавершенными строительством и в аварийном состоянии. В настоящее время продавец АООТ «Илимстройкомплект» прекратило свое существование. На момент реализации спорных объектов недвижимости отсутствовали правоустанавливающие документы на них, что подтверждается справкой арбитражного управляющего. Религиозная организация не может реализовать свои законные права и интересы на приобретение в собственность земельного участка под зданиями в силу п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Также имеется угроза потерять и ныне действующее право аренды, т.к. согласно п. 9.3 договора аренды договор расторгается в случае принятия решения о приватизации участка. Существует угроза того, что арендодатель-ответчик попросит освободить занимаемый земельный участок, а, значит, и здания.

Представитель ответчика - Департамента недвижимости администрации <адрес> - в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил в суд письменные возражения по иску, в которых просил суд отказать в удовлетворении иска полностью. В обоснование возражений ссылается на п.59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие доказательств того, что спорные объекты принадлежали продавцу на праве собственности (план приватизации, решение о приватизации, документы о проведении торгов по продаже объектов недвижимости, документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных сделок. Сведений о ликвидации продавца АООТ «Илимстройкомплект» ИНН 3821002363 истец не представил. Доводы истца о том, что существует угроза нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчика, несостоятелен. Департамент недвижимости администрации <адрес> не препятствует истцу в реализации своих прав и законных интересов на приобретение арендуемого земельного участка в собственность. Пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между АООТ «Илимстройкомплект» (продавец) и религиозной организацией церкви Христиан Веры Евангельской «Дух веры» (покупатель) был заключен договор купли-продажи двух отдельно стоящих зданий, расположенных по адресу: <адрес>, в бетонном исполнении, по адресу <адрес> ул. <адрес>, в деревянном исполнении. Здания переданы продавцом покупателю по акту приема-передачи имущества по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно ст. 3 Устава ОАО «Илимстройкомплект», утвержденного решением общего собрания акционеров АООТ «Илимстройкомплект» ДД.ММ.ГГГГ, регистрация в администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ, в новой редакции зарегистрирован в администрации <адрес> распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ, открытое акционерное общество «Илимстройкомплект» является правопреемником акционерного общества открытого типа «Илимстройкомплект».

Из текста определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А19-10206/02-29 следует, что определением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве) и введена процедура наблюдения. Временным управляющим назначен Р.А.С.

В соответствии со ст. 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Истец представил суду доверенность , датированную ДД.ММ.ГГГГ, выданную временным управляющим Р.А.С. юристу-помощнику Ш.А.Г. на право представлять интересы предприятия в отношении с общественными объединениями в том числе, выступать от имени АООТ «Илимстройкомплект» по любым вопросам, принимая все необходимые меры к обеспечению сохранности имущества общества, производить его инвентаризацию.

Из текста договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ш.А.Г. представлял АООТ «Илимстройкомплект» в сделке купли-продажи по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, которая суду не представлена. Между тем, доверенность ДД.ММ.ГГГГ, на которую имеется ссылка в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, датирована двумя дня позже даты заключения договора.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «Илимстройкомплект» по решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Илимстройкомплект» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

В соответствии со ст. 123 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

То есть ДД.ММ.ГГГГ Р.А.С., выдавая доверенность Ш.А.Г. не имел полномочий временного управляющего АООТ «Илимстройкомплект».

В соответствии со ст. 126 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, то есть в рассматриваемом случае с ДД.ММ.ГГГГ, совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускалось исключительно в порядке, установленном главой 7 названного Закона.

В соответствии со ст. 131 (глава 7) ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Согласно ст. 139 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов (комитету кредиторов) предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов (комитетом кредиторов), собрание кредиторов (комитет кредиторов) или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.

По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника.

Начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 148 названного Закона при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.

Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.

В соответствии со ст. 149 названного Закона после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Илимстройкомплект» в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А19-10206/02-29 о завершении конкурсного производства.

Доказательств совершения сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, связанных с отчуждением имущества должника, в порядке, установленном главой 7 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)», суду не представлено.

В силу ст. 131, п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и переход права собственности на отчуждаемую недвижимость подлежат государственной регистрации. Как следует из доводов истца, стороны договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за государственной регистрацией перехода права собственности в регистрирующий орган не обращались; в настоящее время истец лишен возможности зарегистрировать переход права собственности на приобретенные здания в связи с ликвидацией предприятия-продавца.

Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный объект был отчужден АООТ «Илимстройкомплект» в пользу истца ДД.ММ.ГГГГ, то есть после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и после открытия Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, которое начало действовать в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право собственности продавца АООТ «Илимстройкомплект» на указанные объекты для совершения сделки с ними подлежало обязательной государственной регистрации согласно требованиям п. 2 ст.6, абз. 3 п. 2 ст. 13, п. 1 ст.20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского Кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно статье 219 Гражданского Кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и иное вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Поскольку законом не установлено иное, вещные права, включая право общей долевой собственности, на такие объекты недвижимости, как не завершенные строительством объекты, возникают не с начала их строительства, а только после государственной регистрации соответствующих прав на эти объекты.

В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (пункт 3 статьи 213 Гражданского Кодекса РФ).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).

Доказательств того, что спорное имущество было передано в уставный капитал АООТ «Усть-Илимстройкомплект» (правопреемником которого в соответствии с п. 4 ст. 3 Устава являлась ОАО "Усть-Илимстройкомплект») суду не представлено.

По сообщению арбитражного управляющего Р.А.С. от ДД.ММ.ГГГГ, на дату реализации деревянного двухэтажного здания по адресу <адрес> ул. <адрес>,1, бетонного одноэтажного здания по адресу <адрес> ул. <адрес>, 3, правоустанавливающие документы у предприятия АООТ «Илимстройкомплект» отсутствовали.

В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не установлено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 и названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.

Доказательств того, что право собственности продавца на спорное имущество возникло на основании сделки по передаче этого имущества в уставный капитал общества по воле учредителей, правомочных распоряжаться им, до введения в действие Закона о государственной регистрации, суду не представлено.

Доказательства осуществления продавцом государственной регистрации права собственности на спорные объекты при отчуждении их истцу не представлены.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для проведения государственной регистрации перехода права необходимо обращение в регистрирующий орган сторон договора. Исходя из положений п. 63 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 219), при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества от одного правообладателя к другому в Единый государственный реестр должны быть внесены сведения о прекращении права на объект недвижимого имущества у прежнего правообладателя в связи с его переходом к новому правообладателю, что предполагает обязательность внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о праве прежнего правообладателя на отчуждаемый объект недвижимого имущества.

С учетом того, что прежний правообладатель не обращался в регистрирующий орган, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество не могут быть внесены сведения о его праве на здание, отчужденное истцу, а также об основаниях возникновения права продавца на отчуждаемое недвижимое имущество. Следовательно, не может быть осуществлена государственная регистрация перехода права собственности к истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы представителей истца о том, что оплата имущества произведена в полном объеме, спорное имущество не находится под арестом, с 2004 года никто не оспаривает право истца на владение указанными объектами, подлежат отклонению, поскольку эти обстоятельства не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего спора.

Истцом не представлено доказательств в обоснование доводов о нарушении его права Департаментом недвижимости администрации <адрес> - лица, не являющегося ни собственником, ни обладателем вещного права на спорное имущество.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух веры» в удовлетворении иска о признании права собственности на двухэтажное нежилое здание в деревянном исполнении, находящееся по адресу <адрес> ул. <адрес>, и одноэтажное нежилое бетонное здание, находящееся по адресу <адрес> ул. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу 02.09. 2011 г.