Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июля 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе судьи Зандановой С.Г., при секретаре судебного заседания Романовой О.С., в отсутствие: истца Бекбаевой Н.А., представителей ответчиков Администрации МО «Усть-Илимский район», Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, третьего лица МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавушка», извещены надлежащим образом, просят дело рассмотреть без их участия, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усть-Илимске гражданское дело № 2-1996/2011 по иску Бекбаевой Н.А. к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о признании права на получение в ** ** **** годах мер социальной поддержки по возмещению расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива, как проживающего в сельской местности медицинского работника воспитательного дошкольного учреждения, У С Т А Н О В И Л: В обоснование вышеуказанных исковых требований Бекбаева Н.А. ссылается на статью 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод; статью 19, пункты «в», «ж», «з» статьи 71, пункты «б», «е», «ж» части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации; Определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 965-О-П, от 01.03.2007 № 129-О-П; статью 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 (ред. от 28.04.1993) «О социальном развитии села»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377; пункт 4 статьи 51, абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Закон Иркутской области от 17.12.2008г. № 113-оз «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников отдельных государственных учреждений Иркутской области, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных учреждений Иркутской области и муниципальных образовательных учреждений мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»; Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»; статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации; статью 8 Федерального закона от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; статью 63 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; Закон Иркутской области от 30.11.2007г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения»; Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; статью 153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 29.05.2009 № 489-мпр; пункт 23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666; письмо Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О Медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо от 13.04.2009 № 15-2/10/2-2569: Минздравсоцразвития России; Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30. Истица указала, что проживает в <адрес> и работает ? в ? расположенном в этом же поселке. До ** ** **** года она получала денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг, электроснабжения в части освещения, отопления, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива. ** ** **** она обратилась с заявлением в Управление Минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о предоставлении ей денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг, электроснабжения в части освещения, отопления, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива. На что Управление сообщило ей отказом в компенсациях в силу того, что ? не является организацией здравоохранения. ** ** **** она обратилась с аналогичным заявлением в Отдел образования Администрации Муниципального образования «Усть-Илимский район», в чем ей также было отказано. Отказ обусловлен тем, что она не является ? (л.д. 5-14, 75). Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в лице Комарницкого М.И., действующего на основании доверенности от ** ** **** №, исковые требования Бекбаевой Н.А. не признал в полном объеме, просит в удовлетворение заявленных исковых требований к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» отказать. В возражение иска указал, что у истицы отсутствуют законные основания для предоставления ей денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг, электроснабжения в части освещения, отопления, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива, так как в настоящее время Правительством Иркутской области не установлено дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий, в том числе медицинских работников, работавших в муниципальных образовательных учреждениях и вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности). Кроме того, Администрацией муниципального образования «Усть-Илимский район» был получен ответ из министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, где указано, что действующим законодательством не предусмотрены такого рода меры социальной поддержки для данной категории лиц. С 21.01.2011г. полномочия по решению данного вопроса переданы территориальным подразделениям (управлениям) министерства соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства педагогов (л.д. 56-58). Представитель соответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району в лице Мореход А.И., действующей на основании доверенности от ** ** **** № сроком действия до ** ** ****, заявлением от ** ** **** просила в удовлетворении иска Бекбаевой Н.А. отказать в полном объеме, поскольку законом Иркутской области от ** ** **** №-оз определены меры социальной поддержки только в отношении медицинских работников, работающих в муниципальных организациях здравоохранения. ? в котором работает истица, не относится к организации здравоохранения (л.д. 93). Представитель третьего лица МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавушка» в лице заведующей Ступиной Л.А., действующей на основании прав по должности, возражений по заявлению Бикбаевой Н.А. не имеет (л.д. 92). Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району по следующим основаниям. В соответствии с трудовым договором от ** ** **** № Бекбаева Н.А. поступила в ? на должность ? с ** ** **** (17-18). Из представленной справки от ** ** **** № муниципального предприятия «Служба услуг» следует, что Бекбаева Н.А. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Дом общей площадью ? кв.м. центрального отопления не имеет (л.д. 15). Вместе с ней по данному адресу проживают Б.Ш.Б., Б.К.Ш. (л.д. 43). Согласно справке, выданной МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Усть-Илимский район», Бекбаева Н.А. получала льготу по твердому топливу (дрова) за ** ** **** годы (л.д. 42). Как видно из записей в трудовой книжке, вкладыше в трудовую книжку ВТ №, выданных на имя Бекбаевой Н.А. в указанные годы она работала в ? с ** ** **** ? (приказ № от ** ** ****), с ** ** **** была уволена по собственному желанию по п. 3 ст. 77 ТК РФ в связи с переменой места жительства (приказ № от ** ** ****); затем с ** ** **** была принята на должность ? (приказ № от ** ** ****); с ** ** **** - уволена по собственному желанию по п. 3 ст. 77 ТК РФ (приказ №а от ** ** ****); с ** ** **** вновь принята на ? (приказ № от ** ** ****) (л.д. 37-41). ** ** **** Бекбаева Н.А. обратилась в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району с заявлением, где просила предоставить ей в соответствии с Законом Иркутской области от ** ** **** №-оз меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением, электроснабжение в части освещения, отопление, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива (л.д.21). Как следует из справки от ** ** **** №, в удовлетворении указанного заявления Бекбаевой Н.А. было отказано со ссылкой на то, что приведенным Законом Иркутской области такие меры предоставляются медицинским работникам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д. 19). Доводы истицы о том, что данный отказ является незаконным, суд находит обоснованными. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" были признаны утратившими силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» полномочия по установлению условий, порядка и размеров возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, отнесены к субъектам Российской Федерации. Иркутская область, как субъект Российской Федерации, реализовала данное полномочие путем принятия Закона Иркутской области от 30.11.2007 № 115-оз «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения» (далее по тексту Закон Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007). Закон вступил в действие с 1 января 2008 года. В соответствии со статьями 1, 2 Закона Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007 меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения в части платы за пользование жилым помещением; денежной компенсации расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение в части освещения, отопление, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) работающим медицинским и фармацевтическим работникам с учетом проживающих совместно с ними членов их семей предоставляются при наличии двух условий: проживание в сельской местности и работа в указанных должностях в муниципальных учреждениях здравоохранения. Согласно статье 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что принятие Закона Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007 было обусловлено Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 06.05.2003г. № 52-ФЗ. Льготы для медицинских работников сельской местности, установленные частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, распространялись на все категории таких работников независимо от вида учреждения, где они работают. Юридически значимым обстоятельством являлся сам факт работы в этой должности. Поэтому установление в Законе Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007 обязательного условия при предоставлении мер социальной поддержки медицинским работникам факта их работы только в муниципальных учреждениях здравоохранения умаляет их права. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определениях от 4 декабря 2007 года N 947-О-П по жалобе гражданки Н.В. Рыжковой, от 1 апреля 2008 года N 268-О-П по жалобе гражданки Кирюховой О.Н., установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников, работающих не в учреждениях государственной системы здравоохранения, в частности военных госпиталях Министерства обороны Российской Федерации, и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционный суд РФ в своем Определении от 4 декабря 2007 года N 947-О-П обязал федерального законодателя урегулировать порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, а до его установления возложил на Российскую Федерацию обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто пользовался этими льготами до 1 января 2005 года. Данный вывод Конституционного суда РФ в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в иных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь. Факт того, что Бекбаева Н.А. является медицинским работником, ответчиками не оспаривается. Как видно из договора о сотрудничестве между ? и муниципальным учреждением «Усть-Илимская центральная районная больница» (МУ «УИЦРБ») от ** ** ****, ? обеспечивает медицинское обслуживание воспитанникам МДОУ «Журавушка» (л.д. 78). Согласно Уставу ? утвержденного постановлением мэра муниципального образования «Усть-Илимский район», основными задачами учреждения являются обеспечение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охрана жизни и укрепление здоровья детей (л.д. 25-30). В соответствии с лицензией № от ** ** ****., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ? имеет право на медицинскую деятельность (л.д. 31-34). Согласно приложению № к данной лицензии детский сад ? вправе осуществлять доврачебную медицинскую помощь по лечебной физкультуре и спортивной медицине, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии (л.д. 32-34). В соответствии с должностной инструкцией медсестры физиотерапии № ? утвержденной приказом № от ** ** ****, ? проводит физиолечение по назначению врача; выполняет общие рекомендации специалистов детских поликлиник и физкультурного диспансера по оказанию физиопроцедур в лечебных целях. Участвует в совместных с врачом-отоларингологом и физиотерапевтом осмотрах детей; проведении скрининг-тестированиях детей; медико-педагогических совещаниях по организации оздоровления и закаливания детей. Проводит профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитан6ников МДОУ средствами физиотерапии; выполняет мероприятия по программе «Здоровый ребенок»; ведет консультативно-просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам оздоровления детей, проведения ингаляций в домашних условиях и т.п. (л.д. 84 часть 2). Таким образом, суд находит, что Бекбаева Н.А., безусловно, выполняет должностные обязанности ?. Поэтому она вправе получать меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные Законом Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007. Поскольку приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 29.05.2009 № 489-мпр определены органы, осуществляющие предоставление указанных льгот, постольку надлежащим ответчиком по делу является Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району. Что касается иска к Администрации Муниципального образования «Усть-Илимский район», он предъявлен не к тому органу, которому переданы полномочия по исполнению Закона Иркутской области № 115-оз от 30.11.2007. Решение комиссии отдела Образования Администрации МО «Усть-Илимский район» от 22.11.2010г., которым истице было отказано в возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, является законным и обоснованным (л.д. 20,22,23). В удовлетворении иска к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» следует отказать. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бекбаевой Н.А. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району удовлетворить. Признать за Бекбаевой Н.А. право на получение в ** ** **** годах мер социальной поддержки по возмещению расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на приобретение и доставку твердого топлива, как проживающего в сельской местности медицинского работника воспитательного дошкольного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Журавушка». В удовлетворении иска к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» отказать. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его составления в окончательной форме через Усть-Илимский городской суд. Судья С.Г.Занданова Решение вступило в законную силу: 09.09.2011 г.