РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующий судья Высочин О.Ю., при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2819/2011 по иску Зарубиной Г.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Брусничка» о взыскании заработной платы, Установил: В обоснование иска Зарубина Г.А. указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает ***, ей установлен 2 разряд оплаты труда. Размер тарифной ставки (оклада), которую применяет ответчик для определения ее заработной платы не соответствует закону. Считает, что оплата ее труда должна производится с применением к заработной плате компенсационных выплат в виде районного коэффициента и процентной надбавки, без учета которых размер оплат труда должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, при этом ее оклад должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда увеличенному на межразрядный тарифный коэффициент, по ее расчетам заработная плата за месяц должна составлять не менее *** рублей. Задолженность по заработной плате за апрель-июнь 2011 года составляет *** рублей. Просит признать действия ответчика по начислению заработной платы незаконными и необоснованными, противоречащими действующему законодательству, взыскать заработную плату *** рублей, взыскать компенсацию морального вреда *** рублей, установить для ответчика порядок начисления заработной платы истца исходя из представленных в исковом заявлении расчетов и норм действующего трудового законодательства, а также муниципальных нормативно-правовых актов. Определением суда от 13 сентября 2011 года производство по делу в части взыскания компенсации морального вреда *** рублей прекращено, в связи с отказом от иска. Истец в судебном заседании поддержала исковые требования полностью. Ответчик в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, были извещены, представитель Финансового управления Администрации г. Усть-Илимска просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд находи требования истцов не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), конкретизируя названные положения Конституции, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда. В соответствии со статьей 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как установлено статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификация) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Согласно статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. До 01 сентября 2007г., вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007г. № 54-ФЗ, статья 133 ТК РФ предусматривала, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, в норме закона присутствовала привязка оклада (ставки) к минимальному размеру оплаты труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года часть четвертая статьей 133 ТК РФ утратила силу (Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ). Следовательно, с 1 сентября 2007г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда. Согласно трудового договора *** от **.**.****, приказа ***-к от **.**.**** следует, что Зарубина Г.А. работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 12 «Брусничка» ***. В соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска № 112 от 18.03.2008г. с 01 февраля 2008г. установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск в размере 1601 рубль, утверждены с 01.02.2008г. межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Из представленных справок, трудовых договоров следует, что истцу установлен 2 разряд оплаты труда по ЕТС, должностной оклад *** рублей, предусмотрены доплаты, стимулирующие выплаты. Из пояснений истца, представленных расчетов, содержания искового заявления следует, что требования истца сводятся к приведению тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законодательством, и действовавшего в период начислений. В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Оплата труда истца производится в соответствии с Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска, устанавливающим тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск, и изданных на основании них приказов работодателя, тарификационного списка. Приведение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда к минимальному размеру оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, суд считает незаконным, поскольку этот вопрос относится трудовым законодательством к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Иное толкование закона не только нарушит публичные интересы, но и допустит нарушение единства судебной практики. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 статьей 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из статьей 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 статьей 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму ч. 4 статьей 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в судебном заседании установлено, что доводы истца о признании действий ответчика по начислению заработной платы незаконными и необоснованными, противоречащими действующему законодательству, взыскании заработной платы, исходя из сделанного расчета в сумме *** рублей, установлении порядка начисления заработной платы исходя из представленных в исковом заявлении расчетов и норм действующего трудового законодательства, а также муниципальных нормативно-правовых актов основаны на неправильном толковании или понимании норм трудового права, заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении исковых требований Зарубиной Г.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 12 «Брусничка» о признании действий по начислению заработной платы незаконными и необоснованными, противоречащими действующему законодательству, взыскании заработной платы *** рублей, установлении порядка начисления заработной платы исходя из представленных в исковом заявлении расчетов и норм действующего трудового законодательства, а также муниципальных нормативно-правовых актов отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд. Судья О.Ю. Высочин Решение вступило в законную силу: 30.09.2011 г.