Решение о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года             город Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующий судья Высочин О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2688/2011 по иску Жарковой В.А. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о признании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным,

Установил:

В обоснование иска Жаркова В.А. указала, что состоит в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с **.**.****. В 2010 году ее включили в список получателей государственного жилищного сертификата на 2011 год. **.**.**** она проживает, в качестве члена семьи, у дочери Грива О.Ю. по адресу: ****, вместе с ними проживают Жарков М.А. и Грива Ю.А. **.**.**** квартира по адресу: **** перешла в собственность Грива О.Ю. в порядке приватизации. Письмом от **.**.**** Управление министерства социального развития отказало ей в получении государственного жилищного сертификата, в связи с ее отказом от участия в приватизации квартиры по адресу: **** Считает отказ необоснованным, обязательства о сдаче жилого помещения она не заполняла и не подписывала, в заявлении на выдачу сертификата указала, что жилья не имеет. Просит, с учетом уточнений, признать решение Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным и отменить. Обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району восстановить ее в очереди с **.**.****.

В представленном отзыве представитель ответчика указала, что Жаркова В.А. стояла в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с **.**.****, в своем заявлении от **.**.**** указала, что обязуется сдать органу местного самоуправления жилое помещение по адресу: ****, заявление подписано Жарковой В.А. и ее дочерью Грива О.Ю. Во время перерегистрации **.**.**** Жаркова В.А, сообщила, что квартира по адресу: **** приватизировано только ее дочерью Грива О.Ю. Поскольку в специальном законе не предусмотрены последствия отказа от приватизации муниципального жилого помещения Управлением к таким случаям применяет статью 53 ЖК РФ. Считает, что Жаркова В.А. ухудшила свои жилищные условия поскольку квартира предоставлялась, в том числе на Жаркову В.А., которая имела равные со всеми членами семьи права на приватизацию, при постановке на учет Жаркова В.А. обязалась сдать квартиру, в **.**.**** в заявлении указала, что не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ. В связи с ухудшением Жарковой В.А. жилищных условий решением Комиссии дата постановки Жарковой В.А. на учет была перенесена на 5 лет со дня подписания договора приватизации. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика возражала по иску.

Истец, третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, поддержали исковые требования.

Выслушав пояснения, исследовав доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, слова «2002 - 2010 годы» заменены словами "2011 - 2015 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом."

Согласно п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 N 115-пп "Об организации работы в Иркутской области по предоставлению специальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утвержден Порядок организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно п. 4 Порядка Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее - граждане), формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат для приобретения жилья гражданам осуществляются территориальными подразделениями министерства по месту постоянного проживания граждан (далее - территориальное подразделение) в соответствии с федеральным законодательством.

Из представленных материалов учетного дела Жарковой В.А. следует, что она **.**.**** обратилась в адрес главы муниципального образования с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в случае предоставления жилищной субсидии она и члены ее семьи обязуются жилое помещение по адресу: **** сдать органу местного самоуправления не позднее одного месяца с момента приобретения жилья и регистрации по новому месту жительства. В заявлении имеется подпись Жарковой О.В. и Грива О.Ю.

Из ордера *** от **.**.**** следует, что жиле помещение по адресу: **** предоставлено Грива О.Ю., в качестве челнов семьи в ордер включены Грива Ю.А., Жаркова В.А., Жарков М.А.

Из договора передачи квартир в собственность граждан от **.**.**** следует, что квартира по адресу: **** передана в порядке приватизации в собственность Грива О.Ю. Из свидетельства о государственной регистрации права **** от **.**.**** следует, что Грива О.Ю. является собственником квартиры по адресу: ****

В представленном заявлении на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от **.**.**** Жаркова В.А. указывала состав своей семьи Жаркова М.А. и Грива Ю.А.

В представленном заявлении Жарковой В.А. в адрес министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от **.**.**** о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, она указывает в качестве членов семьи Жаркова М.А. и Грива Ю.А.

Из протокола заседания Комиссии по решению вопросов, связанных с постановкой и снятием с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей от **.**.**** *** дата постановки Жарковой В.В, на учет перенесена на **.**.****, основанием явилось то, что Жаркова В.А, отказалась от участия в приватизации квартиры, что было расценено, как намеренное ухудшение жилищных условий.

Из письма Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от **.**.**** в адрес Жарковой В.А. ей сообщено об отказе в получении государственного жилищного сертификата в 2011 году, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Суд находит действия Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району по переносу даты постановки Жарковой В.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья незаконными.

Анализируя положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей суд приходит к выводу, что законодательством не предусмотрено оснований для переноса даты постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, установлены случаи снятия граждан с учета, по конкретным установленным обстоятельствам, отказ от участия в приватизации занимаемого жилого помещения к таковым не относится. Фактически Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому без всяких оснований произвело снятие Жарковой В.А. с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с последующей постановкой на учет на общих основаниях.

Ссылка ответчика на применение положений статьи 53 ЖК РФ к возникшим правоотношениям необоснованна.

В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что действия, совершенные Жарковой В.А. являются умышленными и недобросовестными, из пояснений представителя ответчика Жаркова В.А. на заседание комиссии не вызывалась.

Указывая на совершение Жарковой В.А. намеренных действий, выразившихся в отказе от приватизации, Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому неправильно применило статью 56 ЖК РФ, поскольку отказ от участия в приватизации сам по себе не ухудшал жилищных прав заявителя, и не породил для нее права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом право пользования жилым помещением Жарковой В.А. фактически не изменилось, иных действий, направленных на приобретение права состоять на учете Жаркова В.А. не совершала, действия других лиц, направленные на приватизацию жилого помещения, за которые она в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права заявителя на постановку на учет с даты первоначального обращения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, в судебном заседании установлено, что Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району незаконно перенесла дату постановки на учет Жарковой В.А. на пять лет, следовательно незаконно отказало в выдаче государственного жилищного сертификата в 2011 году, при признании действий ответчика незаконными, с целью восстановления нарушенных прав, Жаркова В.А. подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с даты первоначального обращения **.**.****.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району связанные с отказом в выдаче Жарковой В.А. государственного жилищного сертификата **.**.****.

Обязать Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району восстановить Жаркову В.А. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с **.**.****.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья          О.Ю. Высочин

Решение вступило в законное силу: 03.11.2011 г.