РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Балаганской И.В., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.В., в присутствии: истцов Шеноевой М.Б., Шеноевой Л.Б., в отсутствие: представителя ответчика Администрации ***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2800/2011 по иску Шеноевой М.Б., Шеноевой Л.Б. к Администрации *** о постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, УСТАНОВИЛ: Истцы Шеноева М.Б., Шноева Л.Б. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что они в период с ххх года по ххх. находились на воспитании в ***, как дети-сироты. Определением *** городского суда было установлено, что у них имеется право на обращение в суд с иском о постановке на учет в соответствии с ФЗ-159 от ххх Просили обязать Администрацию *** поставить Шеноеву М.Б., Шеноеву Л.Б. на учет в качестве нуждающихся в получении жилья. В письменных возражениях ответчик исковые требования не признает. Администрация *** разъяснеет, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008г. № 127-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований ***…», согласно ст. 2 которого на учет принимаются категории граждан, определенные федеральным законом, дающим право на дополнительные гарантии по социальной поддержки. Абзац 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от +++ до +++ лет, у которых, когда они находились в возрасте до +++ лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Истцы не обращались в Администрацию *** с заявлением о постановке на учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с ФЗ-159 право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, не представили доказательств их принадлежности к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть доказательств наличия у них права состоять на учете данной категории. Кроме того, основания для постановки на учет детей-сирот, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истцами утрачено в связи с достижением ими предельно допустимого возраста - +++ лет. В настоящее время Шеноевы зарегистрированы в Администрации города по списку малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При подходе очередности им будет предоставлено жилое помещение муниципального жилого фонда. Просили в иске отказать. В судебном заседании истцы поддержали исковые требования в полном объеме. Суду пояснили, что в ххх году они с сестрой поступили в ***, как дети-сироты, поскольку мать умерла, а отец лишен родительских прав. Шеноева М.Б. из детского дома была направлена в ххх года в строительное училище +++ ***, где проучилась до ххх года. Шеноева Л.Б. поступила в училище +++ в ххх году, где проучилась до ххх года. За постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с заявлением никогда не обращались, поскольку не знали о своем праве. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Суд, исследовав пояснения лиц, участвующих в деле, в совокупности с письменными материалами дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 127-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований *** учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» на учет принимаются категории граждан, определенные федеральным законом, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста, то есть до +++ лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно свидетельству о рождении +++ +++, выданного ххх ***, родителями Шеноевой М.Б., ххх года рождения, уроженки *** значатся Б.П. и А.Х. (л.д.11). Согласно свидетельству о рождении +++ +++, выданного ххх ***, родителями Шеноевой Л.Б., ххх года рождения, уроженки *** значатся Б.П. и А.Х. (л.д.12). Как следует из записи акта о смерти +++ от ххх А.Х. умерла ххх. Судом установлено, что в ххх году истцы были определены в ***, что подтверждается штампами о регистрации по месту жительства на свидетельствах о рождении истцов, согласно которым ххх Шеноева М.Б., Шеноева Л.Б. прописаны постоянно в ***. Таким образом, истцы являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица Шеноева М.Б. с ххх по ххх являлась воспитанницей ***, с ххх по ххх обучалась в Строительном училище +++ *** и находилась на полном государственном обеспечении. Истица Шеноева Л.Б. с ххх по ххх являлась воспитанницей ***, с ххх по ххх обучалась в Строительном училище +++ *** и находилась на полном государственном обеспечении. Истцами не оспаривается то обстоятельство, что до достижения возраста +++ лет и после они за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращались. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы данного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилым помещением должна предоставляться до достижения детьми-сиротами возраста 23 лет. Поскольку в судебном заседании установлено, что истцы по вопросу постановки на учет по достижении +++ лет в Администрацию не обращались и ранее на учете не состояли, то на момент вынесения решения суда они уже утратили статус лиц из детей-сирот. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право. При таких обстоятельствах Шеноева М.Б. и Шеноева Л.Б. не могут быть отнесены к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. Доводы истцов о предоставлении вне очереди жилого помещения обоснованными не являются, поскольку, как было изложено выше, право на предоставление жилья вне очереди принадлежит лицам из детей-сирот, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения ими +++-летнего возраста. Правоотношения между сторонами могли возникнуть с момента первичного обращения за предоставлением жилья в Администрацию города. Доказательств обращения истцов с заявлением о предоставлении жилья суду не представлено, на день вынесения решения суда они утратили статус лиц из детей-сирот и, следовательно, утратили материальное право на внеочередное предоставление жилья. То обстоятельство, что истцы не знали о своих правах, не влияет на выводы суда, поскольку не может быть признано уважительной причиной пропуска срока. Ссылка на то, что Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действует с ххх является несостоятельной, поскольку с ххх года истцы также не обращались по вопросу предоставления жилья вне очереди. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Шеноевой М.Б., Шеноевой Л.Б. к Администрации *** о постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилья отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме. Председательствующий судья И.В. Балаганская Решение вступило в законную силу: 21.10.2011г. . . . . .