10 октября 2011 года город Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующий судья Высочин О.Ю., при секретаре судебного заседания Вечтомовой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2864/2011 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Думе Невонского муниципального образования второго созыва о признании действий незаконными, Установил: В обоснование иска прокурор указал, что была проведена проверка в администрации Невонского муниципального образования по соблюдению требований бюджетного законодательства. В ходе проверки установлено, что решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» не соответствует требованиям действующего законодательства. Не соблюдая нормативы формирования расходов на оплату труда выборного должностного лица допускается неэффективное расходование бюджетных средств Невонского муниципального образования. 30 мая 2011 года Усть-Илимской межрайонной прокуратурой на решение Думы Невонского муниципального образования был принесен протест с требованием отменить решение, протест рассмотрен на заседании Думы Невонского муниципального образования 25 июля 2011 года на котором депутаты приняли решение протест прокуратуры оставить без удовлетворения, решение от 19.01.2006 года без изменения. Просит признать незаконным действие представительного органа местного самоуправления Думы Невонского муниципального образования второго созыва в связи с отказом отменить противоречащее действующему законодательству решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования». Обязать Думу Невонского муниципального образования второго созыва привести решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» в соответствие с Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 407/186-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области». В представленном возражении представитель ответчика указал, что постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2008 года № 114-пп не может быть применено при решении вопросов о начислении оплаты труда главы администрации, поскольку вступило в действие, после того как бюджеты были сформированы и утверждены. Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 года № 407/186-пп постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2008 года № 114-пп признано утратившим силу с очередного финансового года. При принятии решения Дума Невонского муниципального образования руководствовалась статьей 132 ТК РФ, статьями 34, 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьями 22, 54 Устава Невонского муниципального образования. Просит в иске отказать. Выслушав пояснения, исследовав доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Решением № 3-2д от 19 января 2006 года Думы Невонского муниципального образования первого созыва «О порядке формирования фонда оплаты труда главы администрации Невонского муниципального образования» утвержден Порядок формирования фонда оплаты труда выборного должностного лица - главы администрации Невонского муниципального образования, Положение о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску выборному должностному лицу, установлен должностной оклад в размере 2530 рублей (22 % от оклада губернатора), определена продолжительность основного и дополнительных отпусков, закреплено, что решение распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2006. Порядок формирования фонда оплаты труда выборного должностного лица - главы администрации Невонского муниципального образования предусматривает при формировании фонда оплаты труда главы ежемесячное денежное вознаграждение, ежемесячное денежное поощрение, ежеквартальное денежное поощрение. Положение о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску выборному должностному лицу определяет размер материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, условия указанных выплат. Решением №14-5д от 08 декабря 2006 года Думы Невонского муниципального образования первого созыва в решение №3-2д от 19 января 2006 года Думы Невонского муниципального образования первого созыва «О порядке формирования фонда оплаты труда главы администрации Невонского муниципального образования» внесены изменения, изменен размер должностного оклада - *** рублей, размер ежемесячного денежного поощрения, закреплено, что решение распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2007 года. Решением №1-5д от 12 декабря 2007 года Думы Невонского муниципального образования второго созыва в решение №3-2д от 19 января 2006 года Думы Невонского муниципального образования первого созыва «О порядке формирования фонда оплаты труда главы администрации Невонского муниципального образования» внесены изменения, п. 2.2. изложен в новой редакции, подп. 4 п. 1 Решения №14-5д от 08 декабря 2006 года Думы Невонского муниципального образования первого созыва признан утратившим силу. Согласно письму Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» от 10.08.2011 доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в собственных доходах местного бюджета в 2008 году составляла 61 %, в 2009 году 47 %, в 2010 году 53 %. В соответствии с частью 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 N 114-пп "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета" установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, согласно приложению. Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета (далее - муниципальные образования), определяется суммированием нормативов формирования расходов на выплату ежемесячного денежного вознаграждения, денежного поощрения и иных дополнительных выплат, за исключением надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Нормативы формирования расходов на оплату труда, глав муниципальных образований, являющихся сельскими, городскими поселениями, устанавливаются согласно приложению 2, в том числе для Невонского муниципального образования. В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 407/186-пп "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области", распространяющимся на правоотношения с 01.01.2011, установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области. нормативы распространяются на муниципальные образования Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям Иркутской области за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета (далее - муниципальные образования), включают в себя нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (далее - выборные лица), и норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих муниципальных образований. Норматив формирования расходов на оплату труда глав муниципальных образований определяется по формуле. Из заключения по результатам проверки соблюдения требований бюджетного законодательства, требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в администрации Невонского муниципального образования в 2010 году от 10 июня 2011 года, установлено, что ежемесячные расходы на оплату труда главы Невонского муниципального образования в период с 2007 года по 2010 год превышала установленные областными нормативными актами нормативы. Согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Из протеста Усть-Илимского межрайонного прокурора от 20.05.2011 года он требовал отменить решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования», как несоответствующее Постановлению Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 407/186-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области». Из решения № 34-8д от 25 июля 2011 года Думы Невонского муниципального образования второго созыва следует, что протест прокурора оставлен без удовлетворения, как не соответствующего статье 132 ТК РФ, статьям 34, 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьям 22, 54 Устава Невонского муниципального образования. Бюджетный кодекс РФ, согласно преамбуле, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Согласно статье 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. Согласно статьям 68 - 70 Бюджетного кодекса РФ оплата труда работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств муниципального образования, является частью расходов муниципального бюджета. В силу положений части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ч. 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Поскольку решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» противоречит действующему законодательству Дума Невонского муниципального образования должна была отменить его, в том числе, при рассмотрении протеста Усть-Илимского межрайонного прокурора, отказ является незаконным. Ссылки представителя ответчика на статью 132 ТК РФ, статьи 34, 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 22, 54 Устава Невонского муниципального образования необоснованны, поскольку в судебном заседании установлено, что нормативно-правовой акт местного самоуправления противоречит конкретным нормам федерального и областного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения. Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, действия Думы Невонского муниципального образования второго созыва связанные с отказом отменить противоречащее действующему законодательству решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» являются незаконными, Дума Невонского муниципального образования второго созыва обязана привести решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» в соответствие с Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 407/186-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области». Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконными действия представительного органа местного самоуправления Думы Невонского муниципального образования второго созыва в связи с отказом отменить противоречащее действующему законодательству решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования». Обязать Думу Невонского муниципального образования второго созыва привести решение Думы Невонского муниципального образования от 19 января 2006 года № 3-2д «О порядке формирования фонда оплаты труда главы Администрации Невонского муниципального образования» в соответствие с Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 407/186-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области». Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Судья О.Ю. Высочин Решение вступило в законную силу: 18.11.2011 г.