Решение о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года                      город Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю., при секретаре Маковецкой Н.В.,

истца Бержаниной Т.Ф., представителя истца Анкудиновой Т.И., действующей на основании заявления истца от 27.09.2011 года,

представителя ответчика Пальцева И.В. - Беззубенко А.Н., действующей на основании доверенности от 27.10.2010 года, сроком действия три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3164/2011 по иску Берджаниной Т.Ф. к Шамратову А.Г., Пальцеву И.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истица указала, что *** Усть-Илимским городским судом был вынесен приговор в отношении ответчиков Шамратова А.Г., Пальцева И.В., которые совершили умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть её мужа Б.А.Г.. Преступление было совершено *** в *** на территории *** расположенного по ***. Виновные в смерти моего мужа Шамратов А.Г. и Пальцев И.В. законно приговорены к *** годам лишения свободы, соответственно. В результате причиненного тяжкого вреда связанного со смертью мужа она понесла существенные расходы, связанные с похоронами мужа. Это затраты на погребение, поминальные обеды, ритуальные услуги на сумму *** (расчет и квитанции прилагаются). Кроме того, преступными деяниями Шамратова А.Г. и Пальцева И.В. ей причинены тяжелейшие нравственные и физические страдания. Она потеряла самого дорогого и близкого человека, эта утрата невосполнима и тяжела. В соответствии со ст. ст. 1088, 1089 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют, в частности, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню смерти право на получение от него содержания, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего определенного по правилам ст. 151 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчиков Шамратова А.Г. Пальцева И.В. в её пользу ежемесячную выплату на содержание в размере *** рублей солидарно, начиная с ***, сумма материального вреда в размере *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей с каждого.

В судебном заседании истица отказалась от исковых требований о взыскании суммы материального вреда в размере *** рублей. Отказ от иска принят судом. Производство по делу в этой части прекращено, о чем вынесено определение.

В остальной части истица заявленные требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что до сих пор не может оправиться после смерти мужа. С мужем прожили 35 лет очень дружно. Для нее это очень тяжелая утрата. Просит иск удовлетворить.

Представитель истца Анкудинова Т.И. на требованиях о взыскании ежемесячных платежей, компенсации морального вреда настаивала.

Представитель ответчика Пальцева И.В. - Беззубенко А.Н. заявленные требования не признала и указала, что по факту смерти Б.А.Г. составлен акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Бержаниной Т.Ф. выплачиваются страховые выплаты по потери кормильца. Если истица полагает, что пенсия мужа была больше чем ее, то она вправе перейти на пенсию мужа. Считает, что истица не имеет права требования ежемесячных выплат в возмещение вреда с ответчиков, поскольку это будет являться неосновательным обогащением. Требования о компенсации морального вреда также обязан возместить работодатель, который уже вправе обратиться к ответчикам с регрессным иском о возмещении ущерба. Кроме того, просила учесть, имущественное положение Пальцева И.В., у которого нет дохода. Просила в иске отказать.

Ответчики Пальцев И.В., Шамратов А.Г. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Неявка ответчиков связана с тем, что ответчики осуждены и отбывают наказание в местах лишения свободы.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Общие основания возникновения обязательств вследствие причинения вреда регулируются нормами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 1084 ГК РФ, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, … и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой(главой 59), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии со статьей 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Вред возмещается женщинам старше пятидесяти пяти лет - пожизненно.

В соответствии со ст.1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

При определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются.

В силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривается, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору (пункт 1 статьи 1).

Субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные (пункт 1 статьи 7), так и - в случае их смерти - иные указанные в данном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абзац второй пункта 2 статьи 7).

В качестве общего основания, влекущего возникновение обязательства страховщика осуществлять социальное обеспечение по данному виду страхования, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" называет страховой случай, определяемый как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица, происшедший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (абзац девятый статьи 3 и пункт 1 статьи 7).

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии с актом *** о несчастном случае на производстве *** в результате разбойного нападения неизвестных лиц сторожу автостоянки закрытого типа Б.А.Г. причинены телесные повреждения несовместимые с жизнью, нанесенные неизвестными лицами.

В соответствии со свидетельством о смерти *** от *** Б.А.Г. умер ***.

Как следует из повторного свидетельства о заключении брака I*** от *** Б.А.Г. и Бержанина Т.Ф. состояли в браке с ***.

Решением Усть-Илимского городского суда от 16.02.2010 года, вступившим в законную силу 27.02.2010 года установлен факт нахождения Бержаниной Т.Ф. на иждивении у супруга Б.И.Г., умершего ***. Факт был установлен в целях получения страховых выплат в связи с гибелью мужа.

Согласно приказа *** от *** Бержаниной Т.Ф. назначены ежемесячные страховые выплаты в сумме *** рублей, бессрочно, в связи со смертью застрахованного Б.А.Г.. Задолженность по указанным выплатам за период с *** (момент смерти) до *** выплачена по приказу *** от ***. Размер выплат был определен исходя из заработка умершего за 12 месяцев, предшествующих несчастному случаю и осовремененного на день назначения выплат, на что указывает справка-расчет на дату ***.

Приговором Усть-Илимского городского суда от 22 октября 2010 года, вступившим в законную силу 23.12.2010 года ответчики Шамратов А.Г. и Пальцев И.В. признаны виновными, в том числе по ч.4 ст.111 УК РФ в совместном умышленном причинении Б.А.Г. тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Поскольку, Бержанина Т.Ф. получает возмещение утраченного заработка в виде страховых выплат, постольку взыскание повторно сумм утраченного заработка с фактических причинителей вреда является неправомерным.

В расчет утраченного дохода по иску истица включает также и размер пенсии умершего супруга, полагая, что вправе претендовать и на возмещение указанного вида дохода.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющей понятие иждивения, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, наличие самостоятельного источника дохода у члена семьи погибшего не препятствует в силу закона отнесению лиц к числу иждивенцев погибшего (кормильца), если помощь в виде заработка (дохода) последнего являлась постоянным и основным источником средств к существованию лиц, находившихся на его иждивении.

Между тем, Бержанина Т.Ф. не может быть признана находящейся на иждивении в отношении именно пенсии умершего супруга. Решением суда от 16.02.2009 года факт нахождения на иждивении установлен только в целях получения страховых выплат. В целях возмещения вреда с ответчиков указанный факт не устанавливался. Ответчики не были привлечены к участию в деле качестве заинтересованных лиц и не могли давать свои возражения по данному факту. Следовательно, решение от 16.02.2009 года для настоящего дела преюдициального значения не имеет.

Суд исследовал справки о размере пенсии, из которых видно, что пенсия у супругов было практически одинаковой, на *** у истца размер пенсии составлял *** рубля у умершего супруга *** рублей, разница незначительна и составляла *** рублей. При таких обстоятельствах, нельзя признать, что Бержанина Т.Ф. находилась на иждивении в отношении пенсии умершего супруга, и имеет право на ее возмещение. Пенсия умершего супруга в данном случае не являлась постоянным и основным источником средств к существованию Бержаниной Т.Ф.

Таким образом, установлено, что недополученный доход в виде заработка умершего супруга истцу возмещается, в отношении такого дохода как пенсия умершего супруга истица не имеет право требования, поскольку иждивение в данном случае не усматривается.

В удовлетворении требования о взыскании с утраченного заработка (дохода) следует отказать в полном объеме.

Требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Основания компенсации морального вреда регламентированы ст. 151, 1099 - 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. 2 абз. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с последующими изменениями и дополнениями), моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.

Размер компенсации морального вреда должен определяться с учетом требований разумности и справедливости, при этом характер нравственных страданий должен оцениваться судом исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).

Довод представителя ответчика Пальцева И.В. - Беззубенко А.Н. о том, что в данном случае моральный вред возмещает работодатель, суд не принимает. По общему правилу моральный вред подлежит возмещению лицом, его причинившим. В данном случае вред причинен в результате преступных действий третьих лиц, по отношению к сторонам трудового договора. Работодатель причинителем вреда не является. Статья 1100 ГК РФ предусматривает основания компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда. В данном случае таких оснований не имеется. Вред должен быть возмещен лицами, его причинившим, то есть ответчиками.

Истец просит о компенсации морального вреда, выраженного в нравственных и физических страданиях и переживаниях по поводу смерти мужа, погибшего в результате виновных, умышленных, противоправных действий ответчиков, что подтверждено приговором Усть-Илимского городского суда от 22 октября 2010 года, вступившим с законную силу 23.12.2010 года.

Согласно ч.4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Статьей 1080 ГК РФ предусмотрено, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса, т.е. в зависимости от степени вины.

Поскольку в данном случае вред причинен совместными действиями и определить степень вины каждого невозможно, то вред подлежит возмещению ответчиками в равных долях.

Частью 3 статья 1083 ГК РФ установлено, что суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Факт претепревания нравственных страданий нашел свое подтверждение в пояснениях истца, показаниях свидетелей Б.И.Г., М.Т.А., допрошены в судебном заседании ***. Указанные свидетели суду показали, что супруги Бержанины жили дружно, переживали и заботились друг о друге. Отношения между супругами были добрыми, строились на взаимопонимании, они жили одним целым. После смерти мужа Бержанина Т.Ф. не смогла проживать в той квартире, где жили с мужем, а также пользоваться дачей, поскольку все напоминало о погибшем супруге. До сих пор Бержанина Т.Ф. плачет, вспоминая мужа.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований.

Доказательства причинно-следственной связи между физическими страданиями (бессонница) и неправомерными действиями ответчиков не представлены.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства повлекшие причинение морального вреда истцу, характер и степень нравственных страданий, индивидуальные особенности истицы, требования ст. 1080 ГК РФ, суд определяет к взысканию с каждого из ответчиков по 250000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Берджаниной Т.Ф. к Шамратову А.Г., Пальцеву И.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

В удовлетворении заявленных требований Берджаниной Т.Ф. к Шамратову А.Г., Пальцеву И.В. о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в виде утраченного заработка, отказать.

Взыскать с Пальцева И.В. в пользу Берджаниной Т.Ф. компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Взыскать с Шамратова А.Г. в пользу Берджаниной Т.Ф. компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                              Е.Ю.Салыкина

Решение вступило в законную силу 23.12.2011г.

и