РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курахтановой Е.М., при секретаре Иконниковой И.С., с участием истцов: Пась С.В., Поздняковой С.А., Емельяновой Г.Г., представителей ответчика ОАО «Иркутскпечать»: Ерофеевой С.Н., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... сроком действия ... месяцев с полным объемом процессуальных прав, Марченковой В.Э., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... сроком действия ... месяцев с полным объемом процессуальных прав, Сергеевой Ж. Е., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... сроком действия ... месяцев с полным объемом процессуальных прав, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3334/2011 по искам Пась С.В., Поздняковой С.А., Емельяновой Г.Г. к ОАО «Иркутскпечать» о взыскании задолженности по заработной плате, УСТАНОВИЛ: В обоснование исковых требований истцы указали, что работают в Усть-Илимском филиале ОАО «Иркутскпечать» продавцами киоска. Согласно условий трудового договора и дополнительных соглашений им установлен фиксированный процент от фактического товарооборота за месяц в размере 4,44%, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего севера -50%, и районный коэффициент -30%. Считают, что работодатель не в полном объеме производит начисление им заработной платы, поскольку не учитывает, что районный коэффициент на территории г. Усть-Илимска установлен в размере 1,6. Кроме того, с .. .. .... на территории Иркутской области действует Региональное соглашение, которым минимальный размер заработной платы для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании город Усть-Илимск, муниципальном образовании «Усть-Илимский район» с 1.06.2011г. установлен 6052 рублей, с 1.09.2011г. - 6721 рубль. Фиксированный процент от товарооборота ниже, чем минимальная заработная плата, установленная Региональным соглашением (далее МРЗП), без учета районного коэффициента и северной надбавки, что является незаконным. Полагают, что размер заработной платы с .. .. .... должен быть не менее чем МРЗП, с начислением на эту сумму районного коэффициента 60% и северной надбавки 50%. Просили взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с .. .. .... по .. .. .... в пользу Пась С.В. ... рублей, в пользу Поздняковой С.А.- ... рублей, в пользу Емельяновой Г.Г. в сумме ... рубля, обязать работодателя с .. .. .... производить начисление заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении нормы труда в размере не ниже МРЗП в Иркутской области с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки. В судебном заседании истцы изменили основание иска и уменьшили размер исковых требований. Просили довести размер заработной платы до минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), установленного Федеральным законом от 01.06.2011г. № 106-ФЗ, с начислением на эту сумму районного коэффициента в размере 60% и северной надбавки 50%, обязать работодателя производить начисление заработной платы с .. .. .... при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении нормы труда в размере не ниже МРОТ, установленного Федеральным законом, с начислением на эту сумму районного коэффициента 60% и северной надбавки 50%; взыскать задолженность по заработной плате за период с .. .. .... по .. .. .... в пользу Пась С.В. в сумме ... рублей, Представители ответчика Ерофеева С.Н., Марченкова В.Э., Сергеева Ж. Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что размер заработной платы истцов не ниже МРЗП, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011год для работников организаций, расположенный в МО город Усть-Илимск и МО «Усть-Илимский район» с 01.06.2011г. в сумме 6052 рубля. Этим же Региональным соглашением установлено, что в размер минимальной заработной платы включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам обеспечения Минтруда России от 09.06.2005г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 09.06.2003г. № 223/5995 для лиц, работающих в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе установлен коэффициент 1,3. Власти субъектов и органы местного самоуправления вправе утвердить более высокие районные коэффициенты, однако в соответствии с ч. 2 ст. 316 ТК РФ применять эти коэффициенты могут только учреждения, финансируемые соответственно из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Предприятие ОАО «Иркутскпечать» является убыточным, не имеет финансовой возможности применять повышенный размер районного коэффициента. В связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать истцам в полном объеме. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему. Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011г. N 106-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен с 1 июня 2011 года в сумме 4611 рублей в месяц. В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями. Постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10 ноября 1967 года г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В соответствии со статьей 3 указанного Закона гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом. Статьей 4 Закона установлено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя. В соответствии со статьей 5 Закона гарантии в области оплаты труда регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. В силу статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Как уже упоминалось право на получение заработной платы в повышенном размере в соответствии со ст. ст. 146, 315 ТК РФ гарантировано работникам, занятым на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера", с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области с 1 января 1993 г. на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского района установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,6. В соответствии с данным Постановлением затраты на выплату установленных районных коэффициентов необходимо осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов. Действующее в силу статьи 423 ТК РФ Постановление Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и принятое в его исполнение главой администрации Иркутской области постановление от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" являются нормативными правовыми актами трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы. В соответствии со статьями 129 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату является обязанностью работодателя. В соответствии со статьей 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению. Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г.Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 июня 2011года - 9683,1 рубля (4611 + 4611 х 110% = 9683,1). Трудовые отношения между Пась С.В. и ОАО «Иркутскпечать» были подтверждены в ходе судебного разбирательства трудовым договором от .. .. .... , дополнительным соглашением к трудовому договору от .. .. .... , приказом ... от .. .. .... о приеме на работу, а также приказами о предоставлении отпуска. Факт трудовых отношений ответчика и истца Поздняковой С.А. был подтвержден в ходе судебного разбирательства трудовым договором ... от .. .. .... , дополнительным соглашением от .. .. .... , приказом ... от .. .. .... о приеме на работу. Трудовые отношения между ответчиком и истцом Емельяновой Г.Г. также были подтверждены трудовым договором от .. .. .... ., дополнительным соглашением от .. .. .... , приказами о предоставлении отпуска, премировании. Трудовые договоры, заключенные между истцами и ответчиком (с учетом дополнительного соглашения) содержат условия о выплате заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 30% (1,3), то есть условия, снижающие уровень компенсации за работу в особых климатических условиях по сравнению с установленными действующим нормативным актом, данные условия являются незаконными и применению не подлежат, поскольку работодатель обязан был начислять и выплачивать районный коэффициент к заработной плате истцам в размере 1,6. Судом исследованы справки, отражающие начисление заработной платы истцам в спорный период, расчетные листы, из которых следует, что состав заработной платы истцов в спорном периоде состоял из оплаты в виде фиксированного процента от фактического товарооборота за месяц в размере 4,44, доплат, северной надбавки 50%, районного коэффициента 60%. Из условий трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним следует, что фиксированный процент от фактического товарооборота за месяц в размере 4,44 установлен в соответствии с Положением об оплате труда продавцов киоска ОА «Иркутскпечать», утвержденным генеральным директором ОАО «Иркутскпечать» .. .. .... и действующим на предприятии в настоящее время. Согласно п. 1.5. Положения заработная плата работников состоит из начисленной суммы, исчисляемой как процент от фактического товарооборота (без учета реализации карт экспрессоплаты) торговой точки за месяц; доплаты за расширение зон обслуживания при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни. Начисленная заработная плата с учетом районного и северного коэффициентов, с учетом заработной платы за реализацию карт экспрессоплаты, а также с учетом компенсационных и стимулирующих выплат должна быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В соответствии с п. 2.2 Положения об оплате труда для продавцов киоска Усть-Илимского филиала процент от фактического товарооборота торговой точки за месяц устанавливается .. .. .... - постоянная часть, .. .. .... - премиальная часть. За реализацию карт экспрессоплаты установлена доплата в размере .. .. .... рублей за одну карту. (п. 2.5 Положения). Премиальная часть выплачивается в случае качественного и своевременного выполнения должностных обязанностей, отсутствие дисциплинарных нарушений. Из представленных ответчиком справок о составе заработной платы истцов в спорный период видно, что гарантированный размер оплаты труда (.. .. .... рубля) не соблюдался, что является незаконным. Заработная плата подлежит начислению при выработке нормы рабочего времени в следующем порядке: оклад (в данном случае фиксированный процент от фактического товарооборота за месяц) плюс доплаты, доведение получившегося размера до 4611 рублей, начисление северного и районного коэффициентов (которые суммарно составляют 110 % или коэффициент 2,1). Итого 9683,1 рубля - по одной ставке. Если норма рабочего времени не отработана, то следует применять тот же расчет, но пропорционально отработанному времени. Иное свидетельствовало бы о дискриминации прав истца и умалении права работника на получение гарантированного государством размера оплаты труда. Часть 3 ст. 133 ТК РФ не ограничивает прав работника, не полностью отработавшего норму рабочего времени, на получение заработной платы в размере, рассчитанном пропорционально отработанному времени, исходя из минимального размера оплаты труда. Из представленных суду финансовых справок видно, что заработная плата истцов за период с .. .. .... по .. .. .... ниже, чем установлено Законом. Согласно расчету истца Пась С.В. задолженность ответчика по заработной плате за указанный период составила ... рублей. Согласно расчету истца Поздняковой С.А. недоначисленная заработная плата за ... в общей сумме составила ... рубля. Согласно расчету Емельяновой Г.Г. задолженность ответчика по выплате ей заработной платы в полно объеме за период с .. .. .... по .. .. .... составила ... рубля. Расчеты истцов судом проверены, суд находит их правильными. Возражений по расчетам истцов представители ответчика не предоставили. Указанные суммы задолженности подлежат взысканию с работодателя, при этом работодатель вправе с указанной суммы произвести обязательные удержания. Доводы представителей ответчика относительно того, что заработная плата истцов соответствует Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011г. от 08.06.2011г., суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом, а в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением устанавливается размер минимальной заработной платы. Одним из провозглашенных в Конституции РФ прав человека является право каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). В соответствии с конституционными основами сформулирована норма ч. 1 ст. 133 ТК РФ, закрепляющая, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума и устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Минимальный размер оплаты труда является минимальным государственным стандартом в институте оплаты труда, определенном в перечне государственных гарантий (ст. 130 ТК РФ). Следовательно, понятие "минимальный размер оплаты труда" является прерогативой законотворческой деятельности федерального уровня. В нормах Конституции РФ решение вопроса об установлении минимального размера оплаты труда отнесено исключительно к уровню федерального закона. Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год от 08 июня 2011 года работникам организаций, расположенных в МО город Усть-Илимск и МО «Усть-Илимский район» установлен размер минимальной заработной платы с 1.06.2011г. в размере 6052 руб., с 1.09.2011г. в сумме 6721 рубль, в который включены выплаты стимулирующего и компенсационного характера, то есть в данном случае районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за работу в особых климатических условиях. Согласно ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В целях учета социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ) и повышения уровня оплаты труда (увеличения размера государственной гарантии на нижестоящем уровне) введен минимальный региональный стандарт в институте оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ) - размер минимальной заработной платы. При этом минимальный размер заработной платы не может быть ниже государственных гарантий, закрепленных федеральным законом. В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Включение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в состав МРОТ упраздняет гарантию повышенной оплаты труда лицам, работающим в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, что влечет отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий и противоречит закону. В связи с чем суд при расчете задолженности по заработной плате ответчика перед истцами не может руководствоваться Региональным соглашением от 08.06.2011г. Требования истцов о понуждении работодателя начислять и выплачивать им с .. .. .... заработную плату в размере, установленном законодательством, не основано на законе, поскольку такой способ защиты трудовых прав не предусмотрен Трудовым кодексом РФ. При этом истцы не лишены возможности защитить свои права в случае незаконности действий работодателя по начислению и выплате заработной платы путем предъявления иска в суд о взыскании недоначисленных сумм. Таким образом, в удовлетворении данной части исковых требований истцам следует отказать. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой согласно ч. 1 ст. 33319 НК РФ составит ... рублей. Оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины суд не усматривает. руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пась С.В., Емельяновой Г.Г., Поздняковой С.А. к ОАО «Иркутскпечать» удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Иркутскпечать» в пользу Пась С.В. недоначисленную заработную плату за ... . в сумме ... .. .. .... с правом удержания обязательных налоговых платежей. Взыскать с ОАО «Иркутскпечать» в пользу Емельяновой Г.Г. недоначисленную заработную плату за ... . в сумме ... .. .. .... с правом удержания обязательных налоговых платежей. Взыскать с ОАО «Иркутскпечать» в пользу Поздняковой С.А. недоначисленную заработную плату за ... . в сумме ... .. .. .... с правом удержания обязательных налоговых платежей. В удовлетворении требований Емельяновой Г.Г., Поздняковой С.А. к ОАО «Иркутскпечать» о понуждении производить с .. .. .... ежемесячно начисление заработной платы, в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на эту сумму районного коэффициента и северной надбавки отказать. Взыскать с ОАО «Иркутскпечать» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательном виде. Председательствующий судья Е.М. Курахтанова Решение вступило в законную силу: 11.11.2011г.
Поздняковой С.А. в сумме ... руб., Емельяновой Г.Г. в сумме ... рубля.