Решение о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года                               г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю., при секретаре Маковецкой Н.В.,

при участии:

истца Михалко Т.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Руссковой Л.Ю., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г. № СМ-09/13, сроком действия по 31.12.2011г., с полным объемом процессуальных прав,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела № 2-3457/2011 по иску Михалко Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения незаконным, назначении пенсии с 30.06.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований указано, что ***, истец обратилась в Управление ПФР в *** с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с предоставлением необходимых документов. Её стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС) составляет *** года *** месяца *** день при требуемом стаже в МКС не менее 20 лет. Однако Решением Управления ПФР в г. Усть-Илимске за *** от *** ей было отказано в установлении пенсии. Причиной отказа явилось невключение в трудовой стаж периода работы с *** по *** в *** ***, поскольку записи в трудовую книжку были внесены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек. По этой причине, необходимый стаж существенно сократился, и она была вынуждена подтверждать его путем обращения в суд. Решением Усть-Илимского городского суда от 29 августа 2011 г. факт работы в *** в период с *** по *** был подтвержден, и данный период подлежит включению в трудовой стаж. *** решение суда вступило в законную силу. Получив решение суда, она, *** обратилась в Управление ПФР, однако прием был назначен только на следующий день. *** она предоставила в Управление ПФР вышеназванное решение суда, выполнив тем самым все необходимые условия для назначения трудовой пенсии. Однако Управление ПФР назначило ей пенсию с ***, а не как положено с *** В тот же день, ***, было подано заявление в УПФР с просьбой назначить пенсию с *** *** был получен ответ, в котором был дан отказ по причине несоблюдения срока для предоставления недостающих документов. Трехмесячный срок, оговоренный в законодательстве, начинает течь с *** по *** Тем самым, следует учесть, что трехмесячный срок был соблюден, поскольку согласно расписке-уведомлении день обращения за пенсией значится ***, а недостающие документы предоставлены согласно второй расписке-уведомлении *** Тот факт, что работодатель не указал все сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не должно противодействовать ей при реализации имеющегося у нее права на досрочную трудовую пенсию. В результате неправомерных действий УПФ РФ по г. Усть-Илимску было нарушено её право на получение трудовой пенсии по старости, начиная с ***, гарантированное законодательством РФ. Уточнив *** предмет иска, истец просит суд признать незаконным решение *** от *** об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию с момента возникновения права, с ***.

В судебном заседании истец Михалко Т.И. заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика Русскова Л.Ю. иск не признала и указала, что днем обращения за пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами. Михалко Т.В. в установленные законом сроки не представила документы, подтверждающие работы на предприятии ***. Им известно, что документов по данному предприятию в архивах города нет, поэтому *** было принято решение об отказе в назначении пенсии. При имеющемся на дату обращения *** трудовом стаже право на пенсию у истца возникало в *** год, если бы стаж в Объединении *** в период с *** по *** был зачтен, то право на пенсию возникло бы в *** лет, то есть с ***. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданину гарантируется своевременное пенсионное обеспечение.

В силу ст. 7 Федерального закона Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия устанавливается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с ст. 10, 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С заявлением о назначении пенсии Михалко Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ***. Дата рождения истца *** ( л.д.37).

Согласно расписки-уведомления от *** в графе документы, которые необходимо было представить дополнительно с указанием срока предоставления, записей нет (л.д.8).

Решением *** от *** Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в *** и *** отказало Михалко Т.В. в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д.10-13). В решении указано, что стаж работы в *** с *** по *** не подлежит зачету в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, так как записи в трудовой книжке выполнены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек. В решении сделан вывод, что стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (МКС) составил *** лет *** месяц *** дней, страховой стаж составляет *** лет *** месяцев *** дней.

Согласно трудовой книжке ***, выданной Михалко Т.В. стаж работы в *** с *** по *** указан под номерами 2-3 (л.д.20).

Решением Усть-Илимского городского суда от *** установлен факт работы Михалко Т.В. в *** в период с *** по *** Решение вступило в законную силу ***. Указанное решение в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение по настоящему спору.

Заявлением от *** истица вновь обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области за назначением пенсии, предъявив в том числе и названное решение суда.

Решением от *** года Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области года истцу пенсия была назначена после повторного обращения с ***.

В соответствии с 17 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утвержденных совместным Постановлением Минтруда и социального развития РФ № 17 и Пенсионного Фонда РФ № 19 пб от 27.02.2002 года, далее - Правила), в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

Список недостающих для назначения пенсии документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

Согласно пункту 20 указанных выше Правил в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления. В том случае, если заявитель, работодатель либо государственный (муниципальный) орган не представили недостающие сведения в трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 17 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о продлении указанного срока до получения от них недостающих сведений.

Анализ данных норм говорит о том, что территориальному органу Пенсионного фонда РФ предоставлено право давать разъяснения гражданину, обратившемуся за назначением пенсии, что представленных документов недостаточно для назначения пенсии, При этом территориальный орган Пенсионного фонда вправе продлить гражданину трехмесячный срок, установленный пунктом 17 Правил, с тем, чтобы гражданин предусмотренными законом способами мог подтвердить свое право на назначение пенсии.

Тем не менее, как следует из расписки-уведомления, Михалко Т.В. при приеме заявления *** не было надлежащим образом разъяснено какие документы, в том числе и уточняющие сведения, по каким конкретно периодам работы необходимо предоставить дополнительно (л.д.8). Письменных разъяснений по поводу подтверждения стажа работы другими документами не выдавалось до вынесения отказа в назначении пенсии. Штамп, проставленный в конце заявления от *** о назначении пенсии, уже констатирует факт того, что стаж по записям в трудовой книжке *** не учтен. Вместе с тем, проставление такового штампа не соответствует требованиям п.п.17, 20 Правил обращения за пенсией.

При установленных обстоятельствах суд делает вывод, что право Михалко Т.В. на получение информации о недостающих сведениях для положительного решения вопроса о зачете спорного периода в стаж при назначении трудовой пенсии досрочно, право на предоставление им недостающих сведений, документов, право на продление срока предоставления документов, при обращении *** было нарушено. Пункт 20 Правил не ограничивает данный срок определенными временными рамками. Срок может быть продлен до получения недостающих сведений. Суд учитывает и тот факт, что с момента отказа в назначении пенсии *** до момента повторного обращения за назначением пенсии *** прошло не более 3 месяцев.

Факт работы истца в *** в период с *** по *** установлен вступившим в законную силу решением суда. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г.Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

С учетом данного периода стаж истца в МКС составлял *** год, страховой стаж *** года *** месяц *** день. Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии *** истица имела достаточно как страхового стажа, так и стажа работы в МКС, а значит и право на назначение пенсии в связи с первоначальным обращением, но с момента возникновения права на пенсию, то есть по достижению 50 лет - с ***. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с *** истцу пенсия была назначена после повторного обращения и со дня повторного обращения, что не соответствует действующему законодательству, не отвечает требованиям ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и смыслу ст. 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданину гарантируется своевременное пенсионное обеспечение.

Факт назначения пенсии с *** не является основанием к умалению права истца на своевременное и в полном объеме пенсионное обеспечение и назначение пенсии с момента её первоначального обращения, но не ранее наступления права на пенсию. При установленных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михалко Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в *** и *** о признании решения незаконным, назначении пенсии с ***, удовлетворить.

Признать незаконным решение *** от *** Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в назначении пенсии Михалко Т.В.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить пенсию Михалко Т.В. с ***

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                               Е.Ю.Салыкина

Решение вступило в законную силу 23.12.2011г.

и