Решение о признании незаконным решения Управления ПФ РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2012 года                                                                                                     г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Вишняковой А.А.,

в присутствии:

истца Косульниковой С.В.,

представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Руссковой Л.Ю., действующей на основании доверенности ** от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-299/2012 по иску Косульниковой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения УПФ РФ об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и понуждении к назначению досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Косульникова С.В. указала, что обратилась в УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе для оформления пенсии. В назначении пенсии ей было отказано по причине не зачисления в общий трудовой стаж периода работы с **.**.**** по **.**.**** в <данные изъяты> в связи с тем, что запись в трудовую книжку внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждениях и организациях от 20.06.1974 года 162. С решением Управления ПФ не согласна, считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, поскольку ее вина в ненадлежащем оформлении записей в трудовой книжке отсутствует. В архив работодателем документы были переданы не в полном объеме, в связи с чем документально, кроме как трудовой книжкой, факт работы в спорный период она не может, однако, есть свидетели, которые работали с ней в <данные изъяты> в указанное время. Просила суд включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с **.**.**** по **.**.**** в <данные изъяты>.

Определением суда от **.**.**** к производству суда принято заявление Косульниковой С.В. об увеличении исковых требований, согласно которому она просила суд признать решение Управления ПФР об отказе в установлении пенсии от **.**.**** ** незаконным; включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с **.**.**** по **.**.**** в <данные изъяты>; назначить трудовую пенсию по старости с **.**.****.

В судебном заседании истец Косульникова С.В. заявленные исковые требования с учетом увеличения поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Русскова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях ** от **.**.****, согласно которым указала, что оснований для включения спорного периода в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, поскольку запись о трудовой деятельности в <данные изъяты> внесена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждениях и организациях от 20.06.1974 года № 162, а именно в трудовой книжке в приказе о приеме на работу не указана дата, иных документов о трудовой деятельности за указанный период истец не представила, в связи с чем основания для удовлетворения ее заявления отсутствовали. Просила в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав их в совокупности с письменными доказательствами, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданину гарантируется своевременное пенсионное обеспечение.

Согласно статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.12.2001 года № 173-Ф3 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия устанавливается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Косульниковой С.В. необходимо было подтвердить достижение возраста 50 лет, наличие общего страхового стажа не менее 20 лет и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет.

В судебном заседании из материалов исследованного пенсионного дела установлено, что Косульникова С.В., **.**.**** года рождения, **.**.**** обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 28-31).

Указанное заявление Косульниковой С.В. и приложенные к нему документы были рассмотрены Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан **.**.****, о чем составлен протокол ** (л.д. 10-12). По результатам рассмотрения заявления решением ** от **.**.**** Косульниковой С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При назначении пенсии в стаж не был включен период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты>, так как записи внесены с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятии, в учреждениях и организациях от 20.06.1974 года №162. Согласно справке ** от **.**.****, выданной сектором по архивной работе организационного отдела Администрации г. Усть-Илимска, документы, а именно личная карточка формы Т-2, приказы по личному составу за 1981 год, 1982 года, лицевые счета начисления заработной платы на хранение поступили не в полном объеме, поэтому подтвердить факт работы не представляется возможным. По мнению комиссии стаж работы Косульниковой С.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на дату обращения составил 19 лет 06 месяцев 21 день, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом МКС составил 14 лет 08 месяцев 00 дней, страховой стаж составил 20 лет 05 месяцев 12 дней, право на установление пенсии наступает при достижении возраста 50 лет 4 месяца (л.д. 6-9).

Согласно представленной трудовой книжки серии АТ-II **, выданной **.**.****, Косульникова С.В. **.**.**** была зачислена <данные изъяты> в соответствии с приказом **к дата не указана (запись **). На основании приказа **к от **.**.**** Косульникова С.В. уволена с **.**.**** по ст. 31 КЗоТ РСФСР (запись **) (л.д. 14).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Согласно статье 39 КЗоТ РСФСР, Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, действовавших на момент внесения записей в трудовую книжку, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Администрация обязана выдать рабочему или служащему его трудовую книжку в день увольнения с внесенной в нее записью об увольнении.

Аналогичные требования к ведению трудовых книжек содержатся в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225; Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года № 69.

В представленной суду трудовой книжке Косульниковой С.В. ненадлежащим образом исполнена запись о приеме на работу в <данные изъяты> (отсутствует дата издания приказа о приеме).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно сообщению сектора по архивной работе организационного отдела Администрации г. Усть-Илимска ** от **.**.**** документы по личному составу при ликвидации АООТ «Усть-Илимторг» (бывший УРСа г. Усть-Илимска БГС, в состав которого входила Торгово-закупочная база) на хранение поступили не в полном объеме. Так на хранение не поступили приказы по личному составу ТЗБ за 1981 год, 1982 год, личная карточка формы Т-2, лицевые счета начисления заработной платы Косульниковой С.В. Местонахождения документов не известно, поэтому подтвердить факт работы за период с **.**.**** по **.**.**** Косульниковой С.В. не представляется возможным (л.д. 33).

Из исторической справки АООТ «Усть-Илимторг» следует, что в 1978 году структура ОРС Управления строительства Усть-Илимской ГЭС была изменена, на основании приказа № 88/а от 18 августа 1978 года Министерства энергетики и электрификации СССР были выделены Объединении - «Промтовары», «Продтовары», Общественного питания, Торгово-закупочная база. ОРС Управления строительства Усть-Илимской ГЭС преобразован в УРС г. Усть-Илимска Братскгэссроя. В 1991 году на основании приказа № 400 от 25 октября 1990 года была реорганизована и присоединена к УРСу Торгово-закупочная база. Управление рабочего снабжения г. Усть-Илимска Братскгэсстроя было переименовано в Усть-Илимское Торгово-коммерческое производственное объединение, в структуру которого входили Управление, база, Объединение «Промтовары», Объединение «Продтовары», Трест столовых и ресторанов г. Усть-Илимска. В 1992 году на основании приказа № 105/а от 22 июня 1992 года Усть-Илимское Торгово-коммерческое производственное объединение было переименовано в Государственное предприятие оптово-розничной торговли г. Усть-Илимска, которое в 1993 году было преобразовано в АООТ «Усть-Илимторг», решением арбитражного суда от **.**.**** признано банкротом (л.д. 34).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07 декабря 2001 года № 173-Ф3 при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

При таких обстоятельствах, с учетом Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденных Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, в связи с отсутствием документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения, суд считает возможным установить трудовой стаж истца на основании показаний свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя, учитывая при этом, что продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

В ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля была допрошена Р., которая пояснила, что работала вместе с Косульниковой С.В. <данные изъяты> с **.**.****. Работали <данные изъяты>. В сентябре 1982 года Косульникова С.В. уволилась, а она продолжала работать.

Свидетель П. в судебном заседании пояснила, что работала с Косульниковой С.В. ТЗБ УСРа г. Усть-Илимска с июля 1981 года по сентябрь 1982 года. Она работала <данные изъяты>, а истица <данные изъяты>. Вместе проработали весь этот период.

Суд считает возможным принять показания данных свидетелей в подтверждение периода работы истца, поскольку они согласуются между собой, не противоречат представленным материалам дела, кроме того, факт работы свидетелей совместно с истцом в одном предприятии в спорный период подтверждается записями в их трудовых книжках, копии которых приобщены к материалам дела.

В соответствии с пунктом 32 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, суд считает возможным установить период работы Косульниковой С.В. с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты>, как подтвержденный не только основным документом о трудовой деятельности - трудовой книжкой, но и показаниями свидетелей, знающих истца по совместной с ней работе на одном предприятии и располагающими документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу истца. Указный период подлежит включению как в общий стаж работы истца, так и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку г. Усть-Илимск, на территории которого истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период времени, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Учитывая изложенное, суд находит незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе при принятии решения ** от **.**.**** во включении периода работы Косульниковой С.В. с **.**.**** по **.**.**** в должности <данные изъяты> в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьями 17, 18, 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» включение оспариваемых периодов в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, влечет обязанность Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе назначить Косульниковой С.В. пенсию по старости с **.**.**** (момента достижения возраста 50 лет), поскольку при изложенных обстоятельствах на указанную дату у истца имелся необходимый страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Косульниковой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным Решение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ** от **.**.**** об отказе Косульниковой С.В. в установлении пенсии.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить Косульниковой С.В. в общий стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы в должности <данные изъяты> с **.**.**** по **.**.****.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Косульниковой С.В. с **.**.****.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                Е.М. Курахтанова

Решение вступило в законную силу: 10.05.2012 г.

.

.

.

.

.