РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Усть-Илимск 31 мая 2012 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующий судья Третьяков М.С., при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С., с участием представителя истца Захарченко О.И., действующей на основании доверенности от **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1187/2012 по иску Минковой Е.А. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области о признании действий незаконными, Установил: В обоснование заявления Минкова Е.А., с уточнениями от **.**.****, указала, что в соответствии с полученной справкой о состоянии расчетов ** от **.**.**** на лицевом счете налогоплательщика Минковой Е.А. числится недоимка, в том числе: НДФЛ от осуществления деятельности ИП ст. 227 НК РФ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; НДС - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; Недоимка в ПФ РФ (н/а) - налог - ** руб., пени - ** руб.; Недоимка в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб.; Недоимка в ТФОМС налог - ** руб., пени - ** руб.; Единый социальный налог в ФБ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; Единый социальный налог в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; Единый социальный налог в ТФОМС - налог - **., пени - ** руб., штраф - ** руб. Все перечисленные налоговые обязательства возникли в связи с ведением предпринимательской деятельности, т.е. до **.**.**** когда истица утратила статус индивидуального предпринимателя. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, в период образования недоимки по налогу, пени и штрафам было прямо предусмотрено обязательное взыскание налогов, пени и штрафов в судебном порядке. Действовавшая редакция НК РФ не предусматривала возможность восстановления срока для обращения в судебные органы. В случае обращения в суд и получении исполнительного листа взыскание производится путем предъявления исполнительного листа судебным приставам исполнителям в установленном законом порядке. Для исполнительных листов о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафам действует общий порядок предъявления, т.е. три года. В случае если исполнительный лист был возвращен, то срок предъявления начинает течь заново и при его пропуске налоговый орган может предъявить повторно только в случае восстановления судом срока предъявления исполнительного листа. Из налоговых требований, предъявляемых налоговым органом видно, что: - по налогу на доходы, ЕСН в Ф/Б, НДС, взносам в ПФ РФ, взносам в ФФОМС, взносам ТФОМС основанием для предъявления, явился акт выездной налоговой проверки ** от **.**.**** срок уплаты **.**.**** Суммы по акту были взысканы решением Арбитражного суда Иркутской области, исполнительный лист предъявлен к взысканию, исполнительное производство прекращено в **.**.**** году, после чего больше лист к взысканию не предъявлялся. Таким образом, срок взыскания истек в **.**.**** году, не был восстановлен, поэтому, инспекция утратила возможность взыскания; - по НДС в требованиях указаны сроки **.**.**** и **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.**** и **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, поэтому утратила возможность взыскания; - по налогу на доходы в требованиях указаны сроки **.**.**** и **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.**** и **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, поэтому утратила возможность взыскания; - по ЕСН в требованиях указаны сроки **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, п.э. утратила возможность взыскания. Таким образом, по суммам, указанным в требованиях, истекли сроки направления требований о взыскании налогов, а соответственно истекли сроки обращения в суд, а по суммам, по которым был выдан исполнительный лист, истек срок его предъявления, а соответственно Инспекция также утратила возможность взыскания. При истечении сроков взыскания налога, налоговый орган утрачивает также возможность взыскания сумм пени, что установлено в Постановлениях ВАС РФ № 1868/08 от 03.06.2008г., 8241/07 от 06.11.2007г. Однако до настоящего времени Инспекция указывает в справке о состоянии расчетов с бюджетом указанные суммы налогов, пени и штрафов, а также продолжает начисление пени на недоимку по которой истекли сроки взыскания, что является неправомерным и нарушает интересы истца как налогоплательщика, поскольку препятствует получению налогоплательщиком достоверной информации об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, взносов. Более того, ответчик предпринимает действия по неправомерному взысканию путем получения судебных приказов о взыскании сумм пени. Просит признать действия Межрайонной ИФНС России по отражению в справке задолженности по: НДФЛ от осуществления деятельности ИП ст. 227 НК РФ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; налогу на добавленную стоимость - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; недоимке в ПФ РФ (н/а) - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ТФОМС налог - ** руб., пени - ** руб.; единому социальному налогу в ФБ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ТФОМС - налог - **., пени - ** руб., штраф - ** руб. незаконными; признать Межрайонную ИФНС России № 9 по Иркутской области утратившей возможность взыскания данной недоимки, и задолженности по пеням и штрафам. Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя. Представитель Захарченко О.И. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика МИ ФНС России № 9 по Иркутской области в судебное заседание не явился, согласно представленных возражений, требования считает необоснованными, поскольку согласно данных налогового учета за истицей числится недоимка. Основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов установлены Налоговым кодексом РФ, в связи с чем, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Суд, исследовав в совокупности, пояснения представителя истца, материалы дела находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что по запросу истицы Межрайонная ИФНС России ** по Иркутской области предоставила справку ** о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на **.**.**** Минковой Е.А.. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Как следует из материалов дела, в выданной справке ** по состоянию на **.**.**** содержатся сведения о задолженности по налогам, взносам, пеням, штрафам без отражения информации о возможности взыскания указанной задолженности в бесспорном (принудительном) порядке. Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и пени. Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (пени), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. В силу пункта 7 названной статьи, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ. Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, процедура бесспорного принудительного взыскания налога и пени состоит из обязательных этапов, начиная с выставления требования, решения о взыскании путем направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания задолженности, четко регламентированный законодательством, не может носить произвольный характер. Согласно пояснениям представителя истца, возражениям ответчика, задолженность по налогам, взносам, пеням, штрафам образовалась в период **.**.**** годов, сроки взыскания за которые как в судебном, так и внесудебном порядке, истекли. Минкова Е.А. с **.**.**** прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Из представленных Минковой Е.А. в дело налоговых требований видно, что: - начислением задолженности по налогу на доходы, ЕСН в Ф/Б, НДС, взносам в ПФ РФ, взносам в ФФОМС, взносам ТФОМС основанием явился акт выездной налоговой проверки ** от **.**.**** срок уплаты **.**.**** Суммы по акту были взысканы решением Арбитражного суда Иркутской области, исполнительный лист предъявлен к взысканию, исполнительное производство прекращено в **.**.**** году, после чего больше лист к взысканию не предъявлялся. Таким образом, срок взыскания истек в **.**.**** году, не был восстановлен, поэтому инспекция утратила возможность взыскания; - по НДС в требованиях указаны сроки **.**.**** и **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.**** и **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, поэтому утратила возможность взыскания; - по налогу на доходы в требованиях указаны сроки **.**.**** и **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.**** и **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, поэтому утратила возможность взыскания; - по ЕСН в требованиях указаны сроки **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, соответственно предельные сроки обращения в суд **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.**** Инспекция в суд не обращалась, поэтому утратила возможность взыскания. Таким образом, по суммам, указанным в требованиях, истекли сроки направления требований о взыскании налогов, а соответственно истекли сроки обращения в суд, а по суммам, по которым был выдан исполнительный лист, истек срок его предъявления, а соответственно Инспекция также утратила возможность взыскания. В ходе судебного разбирательства налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о соблюдении сроков и процедуры взыскания задолженности, указанной в спорной справке. Согласно возражениям представителя ответчика, налоговый орган не оспаривает факт не возможности взыскания названной задолженности в бесспорном и судебном порядке. С учетом изложенного, суд считает, что в отношении спорной задолженности, указанной справке по состоянию на **.**.**** **, налоговым органом утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленных Налоговым кодексом РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» сроков. Таким образом, указание в справке ** по состоянию на **.**.**** о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам суммы задолженности не отражает реального размера существующих у налогоплательщика налоговых обязательств. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 г. N 4381/09, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки по налогам, сборам, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, в силу пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, являются налоговые и таможенные органы. Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N 820. Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения объективной информации о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Суд считает, что действия инспекции по указанию в спорной справке задолженности по налогам, взносам, пеням, штрафам, а именно по: НДФЛ от осуществления деятельности ИП ст. 227 НК РФ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; налогу на добавленную стоимость - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; недоимке в ПФ РФ (н/а) - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ТФОМС налог - ** руб., пени - ** руб.; единому социальному налогу в ФБ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ТФОМС - налог - **., пени - ** руб., штраф - ** руб., без указания на утрату налоговым органом права на ее взыскание существенно затрагивают право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования заявителя законны, обоснованны, документально подтверждены, заявление подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по отражению в справке ** от **.**.**** о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, а именно по: НДФЛ от осуществления деятельности ИП ст. 227 НК РФ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; налогу на добавленную стоимость - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; недоимке в ПФ РФ (н/а) - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб.; недоимке в ТФОМС налог - ** руб., пени - ** руб.; единому социальному налогу в ФБ - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ФФОМС - налог - ** руб., пени - ** руб., штраф - ** руб.; единому социальному налогу в ТФОМС - налог - **., пени - ** руб., штраф - ** руб., как не соответствующие подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Признать Межрайонную ИФНС России № 9 по Иркутской области утратившей возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, а именно: - налог на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в размере ** руб. - пени по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в размере ** руб. - штрафы по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в размере ** руб. - налог на добавленную стоимость в размере ** руб. - пени по налогу на добавленную стоимость в размере ** руб. - штрафы по налогу на добавленную стоимость в размере ** руб. - недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ (Н/А) в размере ** руб. - пени по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере ** руб. - недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - недоимка по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - пени по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере ** руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере ** руб. - штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере ** руб. - единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. - штрафам по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца через Усть-Илимский городской суд со дня изготовления решения в окончательном виде. Судья М.С. Третьяков . . Решение вступило в законную силу: 10.07.2012 г. . .