06 июля 2012 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Банщиковой Н.С., при секретаре судебного заседания Вишняковой А.А., в присутствии: представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Кайгородовой Е.И., представителей ответчика Администрации Железнодорожного МО: Строевой Г.М., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... , Парфеновой Л.А., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1358/2012 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного муниципального образования о понуждении к проведению ремонта автомобильных дорог, УСТАНОВИЛ: Межрайонный прокурор А.А. Кремзуков в обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению начальника МО МВД России «Усть-Илимский» Попова Н.С. о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги на улице Железнодорожной, от дома № 13 до моста р. Карапчанка, включая мост, в р.п. Железнодорожный. По результатам обследования составлены акты, в соответствии с которыми указанный участок автомобильной дороги состоит из опасных поворотов, не обозначенных предупреждающими дорожными знаками, имеются деформации дорожного покрытия, превышающие предельно допустимые повреждения. В районе природного ключа проезжая часть сужена, водоотводное сооружение не исправлено. Состояние обочин неудовлетворительное, в некоторых местах обочина отсутствует. Участок дороги от «Лукоморья» до моста не оборудован ограждениями, на пролетном строении моста отсутствуют перильные ограждения и пешеходные дорожки. Отсутствуют стационарные осветительные установки и дорожные разметки, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Просит суд обязать Администрацию Железнодорожного МО произвести ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения от ул. Железнодорожная дома № 13 до р. Карапчанка и моста через р. Карапчанка в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в срок до 30.10.2012 года. В судебном заседании помощник прокурора Кайгородова Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Представители ответчика Администрации Тубинского муниципального образования Строева Г.М., Парфенова Л.А. в судебном заседании предъявленные прокурором требования не признали по доводам, изложенным в представленном возражении от .. .. .... и от .. .. .... . Суду пояснили, что Администрация Железнодорожного МО является бюджетной организацией и распоряжается денежными средствами в рамках бюджета. В настоящее время денежные средства на ремонт автомобильной дороги в бюджете отсутствуют. Просит суд в удовлетворении иска к Администрации Железнодорожного МО отказать. Исследовав в совокупности объяснения представителей сторон, письменные доказательства по делу, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселенияи обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в статье 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктовв границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... от .. .. .... Администрация Железнодорожного муниципального образования является собственником автомобильной дороги от железнодорожного вокзала ст. Усть-Илимская до р. Карапчанка, протяженностью 3,3 км, включая мост, по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный. Основанием к регистрации права собственности послужило решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от .. .. .... , вступившее в законную силу .. .. .... Решением Думы Железнодорожного муниципального образования второго созыва от .. .. .... ... утвержден Перечень автодорог и проездов в Железнодорожном муниципальном образовании, в который включена улица Железнодорожная с асфальтовым покрытием с протяженностью ... м с асфальтовым покрытием, автомобильная дорога от железнодорожного вокзала г. Усть-Илимск до реки Карапчанка включая мост, протяженностью 3300 м с асфальтовым покрытием. Таким образом, в судебном заседании установлено, что обязанность по ремонту автомобильных дорог п. Железнодорожный лежит на Администрации Железнодорожного муниципального образования, поскольку в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 06 декабря 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления. Из представленного акта от .. .. .... , составленного государственными инспекторами ОГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» Б. и В., следует, что было проведено обследование улично-дорожной сети по улице Железнодорожной в р.п. Железнодорожный, ведущей от дома № 13 до моста р. Карапчанка. Проведенным обследованием были выявлены недостатки, которые не отвечают основным требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», составляют помехи движению и угрозу его безопасности, а именно: на проезжей части присутствует снежный накат высотой 30 см, заужена проезжая часть дороги на 2 м с обеих сторон, имеется колейность и скользкость покрытия проезжей части, ледяные отложения в районе природного ключа высотой до 1,5 м. Из представленного акта от .. .. .... , составленного государственными инспекторами ОГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» Б. и В., следует, что было проведено обследование улично-дорожной сети по улице Железнодорожной в р.п. Железнодорожный ведущей от дома № 13 до моста р. Карапчанка. Проведенным обследованием были выявлены недостатки, которые не отвечают основным требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, создают помехи и угрозу его безопасности, а именно: отсутствует утвержденный проект организации дорожного движения, в соответствии с которым дороги и улицы оборудуются дорожными знаками; рельеф дороги ул. Железнодорожной состоит из опасных поворотов, не обозначенных соответствующими предупреждающими дорожными знаками, имеются деформации дорожного покрытия, превышающие предельно допустимые повреждения, в районе природного ключа присутствует сужение проезжей части, не исправно водоотводное сооружение (дренажная труба), присутствие воды на проезжей части снижает сцепные качества; состояние обочин неудовлетворительно, так как вынужденный съезд и остановка на них транспортных средств затруднены и представляют опасность из-за наличия посторонних предметов (пиломатериала, порубочных отходов), в некоторых местах обочина отсутствует; опасный для движения участок дороги от «Лукоморья» до моста не оборудован ограждениями, на пролетном строении моста отсутствуют перильные ограждения и пешеходные дорожки; для обеспечения безопасности дорожного движения не предусмотрена установка стационарных наружных осветительных установок, нет дорожной разметки определяющей режим движения. Из представленного акта от .. .. .... , составленного государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Усть-Илимский» В. совместно с ведущим специалистом по архитектуре и градостроительства Железнодорожного МО Парфёновой Л.А., следует, что было проведено обследование улично-дорожной сети по улице Железнодорожной от дома № 13 до моста р. Карапчанка в р.п. Железнодорожный. Проведенным обследованием были выявлены недостатки, которые не отвечают основным требованиям законодательство РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, создают помехи и угрозу его безопасности, а именно: отсутствует утвержденный проект организации дорожного движения, в соответствии с которым дороги и улицы оборудуются дорожными знаками; на пересечении ул. Первопроходцев и ул. Железнодорожная со стороны гаражей у дома № 13 по ул. Железнодорожная согласно ГОСТ Р 52289-2004 раздел 5.3 отсутствует на металлической стойке дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак 8.13 «Направление главной дороги»; в районе дома № 5 ул. Железнодорожная отсутствует на металлической стойке дорожный знак 1.12.1 «Опасные повороты» и знак дополнительной информационной табличкой 8.2.1 «Зона действия», 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; состояние обочин неудовлетворительно, так как вынужденный съезд и остановка на них транспортных средств затруднены и представляют опасность из-за наличия посторонних предметов (пиломатериала, порубочных отходов, дров). В некоторых местах обочина отсутствует либо ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см и составляет 12 см или имеет возвышение и не соответствует ГОСТ 50597-93, ГОСТ 24457, СНиП 2.05.02-85; опасный для движения участок автомобильной дороги от базы отдыха «Лукоморье» до моста р. Карапчанка не оборудован дорожным ограждением в соответствии с ГОСТ 25804; покрытие проезжей части автомобильной дороги 1200 м от пересечения проезжих частей ул. Первопроходцев и ул. Железнодорожная имеет выбоины не соответствующие ГОСТ Р 50597-90 (1 выбоина длина - 1 м, ширина - 90 см, глубина - 9 см; 2 выбоина длина - 1 м, ширина - 1 м, глубина - 6,5 см), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, вынужденная водителей объезжая выбоины выезжать на полосу встречного движения; при подъезде к мостовому сооружению отсутствует дорожный знак 6.11 «Наименование объекта» с обеих сторон; на пролетном строении моста отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяющиеся у внешнего края тротуара на мостовом сооружении. Пешеходные дорожки загрязнены; на пересечении мостового перехода с проезжей частью автодороги Новый рейд - ЛПК дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 3.18.1 «Поворот направо запрещен», 8.4.3 и 8.4.4 «Вид транспортного средства» устарели, затрудняют их восприятие участникам дорожного движения и должны быть оборудованы, изготовлены по ГОСТ 10807 и размещены по ГОСТ 23457. Собственнику автомобильной дороги и обслуживаемой организации, занимающейся дорожной деятельностью в Усть-Илимском районе, рекомендовано в кротчайшие сроки организовать работу по выявленным недостаткам в данном направлении. Начальником ОГИБДД МО МВД России Д. в адрес главы Железнодорожного муниципального образования неоднократно выносились предписания об устранении выявленных нарушений ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» на улицах Железнодорожного МО, что подтверждается представленными предписаниями № ... и № ... . Акты выявленных недостатков в содержании дорог от .. .. .... , от .. .. .... , от .. .. .... составлены по поручению прокуратуры (данному в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Помимо этого, в соответствии с пунктами 19, 21 статьи 12 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 года полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения. Приказом МВД РФ № 410 от 08.06.1999 года «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД РФ от 02.03.2009 года № 185, в целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, дорожных сооружений, отделения ГИБДД отделов внутренних дел городов и районов фиксируются в Акте проверки и готовятся предписания в случае выявления ненадлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Факт наличия выявленных вышеуказанными Актами недостатков подтверждается также имеющимся в материалах дела письмом начальника МО МВД России «Усть-Илимский П., полученным прокуратурой в рамках проверки по запросу. Однако ответчик в указанный срок выявленные нарушения не устранил и на момент вынесения решения указанные нарушения устранены не были, в связи с чем не устранение указанных нарушений дорожного покрытия может повлечь гибель и травматизм участников дорожного движения, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем требования истца в части обязания Администрации Железнодорожного МО произвести ремонт автомобильной дороги по указанному адресу, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации денежных средств на ремонт дорожного покрытия, суд находит несостоятельными и не относящимися к основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Таким образом, в судебном заседании установлено, что состояние автомобильной дороги р.п. Железнодорожный является непригодным для проезда транспортных средств, что не дает гражданам возможность использовать данный участок для проезда, нарушает их права на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Представителем истца указано на возложение обязанности на ответчика по устранению допущенных нарушений в срок до .. .. .... Суд приходит к выводу, что срок производства ремонта, предложенного прокурором, не обоснован, т.к. прокурором не приняты во внимание положения статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно данной норме размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Анализ статей 7, 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" свидетельствует о том, что при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия), которая путем соответствующего извещения через опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте, через отбор участников конкурса, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определяет победителя конкурса, с которым затем заключается контракт в установленный срок. Изложенный выше порядок размещения муниципального заказа безусловно требует времени. Кроме того, при установлении срока для выполнения ремонтных работ, суд принимает во внимание характер действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, необходимость их выполнения с учетом климатических условий. С учетом изложенных обстоятельств, с учетом срока вступления настоящего решения в законную силу, суд полагает целесообразным установить срок для производства ремонта, до .. .. .... . Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного муниципального образования о понуждении к проведению ремонта автомобильных дорог удовлетворить. Обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования в срок до .. .. .... произвести ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения от улицы Железнодорожной дома № 13 до реки Карапчанка и моста через реку Карапчанка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме. Судья: Н.С. Банщикова Заочное решение вступило в законную силу: 14.08.2012г.