город Усть-Илимск 22 июня 2012 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующий судья Третьяков М.С., при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С., с участием старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Тукмаковой О.В., представителя ответчика Захарченко О.И., действующей на основании доверенности от **.**.****, представителя третьего лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Сизых М.Г., действующей на основании доверенности от **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-997/2012 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Попову Д.В. о запрете размещения отходов производства на земельном участке, Установил: В обоснование прокурор указал, что с привлечением специалистов службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Управления Роспотребнадзора Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе была проведена проверка по факту возгорания отходов лесопиления на территории промплощадки ЛПК, по результатам которой установлено следующее. На основании распоряжения начальника Департамента недвижимости от **.**.**** № индивидуальному предпринимателю Попову Д.В. предоставлен земельный участок, площадью 19300 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, для устройства карьера для утилизации, переработке и захоронения отходов лесопиления сроком на 11 месяцев. При натурном обследовании земельного участка установлено, что карьер не соответствует установленным требованиям: специальная карта для размещения отходов не оборудована, отходы лесопиления складируются в карьер без послойного уплотнения, территория вокруг карьера захламлена отходами лесопиления. Кроме того, на момент выездной проверки **.**.**** установлен факт горения отходов лесопиления в заполненной части карьера. Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении в отношении Попова Д.В., дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ответчик привлечен к административной ответственности. Также Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам проверки исполнения которого установлено, что нарушения не устранены. Просит обязать ответчика прекратить размещение отходов лесопиления IV-V классов опасности в карьере, расположенном на территории земельного участка площадью 19300 кв.м. по адресу <адрес>, обеспечить тушение размещенных в карьере отходов лесопиления, освободить указанный карьер и прилегающую к нему территорию от размещенных им отходов лесопиления IV-V классов опасности. В судебном заседании старший помощник прокурора от требования обязать обеспечить тушение размещенных им отходов лесопиления IV-V классов опасности в карьере, отказалась, определением суда производство по делу в этой части прекращено. Остальные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Захарченко О.И. требования не признала по следующим основаниям. В соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ Попов Д.В. обратился в Департамент недвижимости для выделения во временное владение и пользование земельного участка для устройства карьера для утилизации, переработки и захоронения отходов лесопиления. При этом для определения возможности данного вида землепользования, с целью соблюдения, в том числе природоохранного законодательства было получено санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что данный участок может быть использован под устройство карьера для утилизации, переработки и захоронения отходов лесопиления. Также были проведены все предварительные процедуры по согласованию места размещения отходов, был составлен акт выбора земельного участка, который был подписан всеми контролирующими организациями. Таким образом, участок был предоставлен на законных основаниях и используется им по назначению. Следовательно, требование истца о прекращении размещения отходов IV-V классов опасности в карьере расположенном на территории земельного участка площадью 19 300 кв.м. по адресу: <адрес> является незаконным. Кроме того, срок действия договора установлен до **.**.****, после чего земельный участок должен быть передан арендодателю. Требование об обязании освободить карьер от отходов является необоснованным в виду того, что данные отходы там размещены законно, договор заключен в соответствии с положениями Земельного Кодекса РФ и не нарушает прав граждан, как это указано в исковом явлении. Заявление межрайонного прокурора о том, чтобы Попов Д.В. освободил прилегающую территорию, необоснованно в связи с тем, что он там отходы не размещал, материалами проверки не доказано, что захламление произведено Поповым Д.В. Указание в заключении главного специалиста - эксперта по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому, Нижнеилимскому районам отдела государственного экологического контроля Службы по охране природы и озера Байкал от **.**.**** о необходимости наличия лицензии является необоснованным, поскольку хранение, транспортировку и размещение отходов в карьере образовавшихся от основного вида деятельности предпринимателя Попова Д.В., т.е. от лесопиления, нельзя отнести к деятельности, по оказанию услуг сторонним организациям и предпринимателям по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке. Учитывая то, что Попов Д.В. не оказывает услуги сторонним организациям, то обязанности в данном случае получать лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами у него нет. На основании изложенного, считает, что требования являются необоснованными и немотивированными, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Сизых М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что кроме как тушения пожара, остальные недостатки не устранены. Представители третьего лица Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска, Управления Роспотребнадзора Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживают. Суд, исследовав в совокупности, пояснения сторон, письменные материалы дела, приходит к следующему. На основании распоряжения начальника департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска от 16.08.2011 года № 1358 индивидуальному предпринимателю Попову Д.В. был предоставлен земельный участок в аренду на 11 месяцев для устройства карьера для утилизации, переработке и захоронения отходов лесопиления. На основании данного распоряжения **.**.**** был заключен договор аренды земельного участка по адресу <адрес>, площадью 19300 кв.м. при этом, согласно акта выбора земельного участка условиями выделения земельного участка Попову Д.В. было соблюдение требований СанПиН 2.1.7.1322-03, не осуществлять деятельность до утверждения правил землепользования, получить лицензию на данный вид деятельности, предоставить согласование отдела недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. В соответствии с актом проверки № проведенной с **.**.**** по **.**.**** специалистами управления Роспотребнадзора в целя исполнения запроса Усть-Илимского межрайонного прокурора установлено следующее. Земельный участок используется ИП Поповым Д.В. для размещения отходов лесопиления. В карьер автотранспортом вывозятся отходы IV класса опасности и неопасные отходы. Отходы складируются в карьере без уплотнения, методом сталкивания в карьер, и частично на поверхности с последующим разравниванием площадки. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ИП Попова Д.В. отсутствует. Также не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности. Лицензия на данный вид деятельности отсутствует. Специальная карта для складирования отходов отсутствует. Складирование производится без пересыпки инертными материалами, что способствует процессу самовозгорания отходов. На **.**.**** на земельном участке, предоставленном Попову Д.В. на площади более 200 кв.м. имеются очаги возгорания отходов лесопиления, вследствие чего пробы атмосферного воздуха не соответствуют требованиям гигиенических нормативов. Согласно заключения специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от **.**.**** индивидуальным предпринимателем Поповым Д.В. нарушены требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ при осуществлении деятельности по размещению, утилизации, переработке и захоронению промышленных отходов на земельном участке, расположенном в <адрес>, а именно: - не получено согласование с отделом недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области для использования карьера под полигон промышленных отходов; рабочий проект «Карьер для утилизации, переработки и захоронения отходов лесопиления», не соответствует своему прямому назначению, в котором отсутствует процесс технологии по утилизации, переработке и захоронению отходов лесопиления, отсутствует раздел «Мероприятия по охране окружающей среды», направленные на предупреждение загрязнения грунтовых вод, атмосферного воздуха, технологию рекультивационных работ, противопожарных мероприятий; не получено заключение экологической экспертизы проекта строительства полигона для утилизации, переработки и захоронении отходов лесопиления в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования; не оформлена лицензия на разрешенный вид обращения с отходами; отсутствует проект на рекультивацию выработанного карьера; отсутствует технологический регламент по утилизации, переработке и захоронения отходов лесопиления в выработанном карьере. По итогам проверки выписано предписание № от **.**.****. Также ответчика привлекли в административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (постановление от **.**.****) и ст. 8.2 КоАП РФ (постановление от **.**.****). Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Согласно статье 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе В соответствии со статьей 9 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности. В соответствии со статьей 11 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Пунктом 3 статьи 14 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено составление паспорта на отходы I - IV класса опасности. Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 39 Закона). Согласно п. 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Из системного анализа изложенных норм, с учетом целевого назначения предоставленного земельного участка Попову Д.В. следует, что ответчик осуществляет деятельность по обращению с отходами, поскольку земельный участок предоставлен именно для устройства карьера для утилизации, переработке и захоронения отходов. При этом, суд считает доводы представителя ответчика о необходимости получения лицензии на данный вид деятельности только, в том случае если он будет производить прием и захоронение отходов от других хозяйствующих субъектов, необоснованными. Одной из основных целей государства по лицензированию отдельных видов деятельности является предотвращение причинения вреда окружающей среде, а не регулирование коммерческой деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что в результате деятельности ИП Попова Д.В. образуются отходы лесопиления, в том числе IV класса опасности, он в соответствии с действующим законодательством обязан решать вопрос по утилизации этих отходов, путем передачи права собственности на них другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, имеющим соответствующую лицензию, либо путем организации деятельности по утилизации, переработке и размещению отходов своими силами. Поскольку ответчик обратился в администрацию города Усть-Илимска и ему был предоставлен земельный участок для обустройства карьера для утилизации, переработке и захоронения отходов, при этом, независимо от того, чьи отходы он будет размещать (своего производства или принятые со стороны) на предоставленном земельном участке, при осуществлении данной деятельности он обязан соблюдать требования санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а также условия предоставления земельного участка согласно акта выбора. В том числе, и требования о получении лицензии на захоронение отходов, заключения экологической экспертизы, нормативов по складированию отходов IV класса опасности на специальной карте с послойным уплотнением. Представителем ответчика доказательств достоверно подтверждающих соблюдение требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства при устройстве карьера и дальнейшем размещении отходов лесопиления, а также устранение выявленных нарушений при проведении проверки, в судебное заседание не представлено, в связи с чем суд находит требование Усть-Илимского межрайонного прокурора о запрете размещения отходов лесопиления IV-V класса опасности в карьере, на территории земельного участка площадью 19300 кв.м. по адресу <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению В части требования обязать ответчика освободить карьер, расположенный на территории земельного участка площадью 19300 кв.м. от размещенных им отходов лесопиления, суд приходит к выводу, что данное требование заявлено преждевременно, поскольку, доказательств того, что обустройство карьера под размещения производственных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства без обязательного вывоза размещенных отходов невозможно в суд не представлено. Требование освободить от отходов лесопиления прилегающую к земельному участку территорию, суд также считает необоснованным, поскольку данная территория не находится в пользовании и владении Попова Д.В., кроме того доказательств, что захламление произведено по вине Попова Д.В., в связи с чем обязанность по приведению участка в надлежащий вид могла бы быть возложена на него, в судебном заседании не установлено Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Попову Д.В. удовлетворить частично. Запретить индивидуальному предпринимателю Попову Д.В. размещение отходов лесопиления IV-V класса опасности в карьере, расположенном на территории земельного участка площадью 19300 кв.м. по адресу <адрес>, до обустройства карьера под размещение производственных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В удовлетворении требования освободить карьер и прилегающую к нему территорию от размещенных там отходов лесопиления отказать. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья М.С. Третьяков . . Решение вступило в законную 07.08.2012 г. . .