Решение об отказе в понуждении зарегистрировать право собственности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск                                                            23 июля 2012 года

                                                                            

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,

с участием:

представителя заявителя Фот Д.Г., действующего на основании доверенности от **.**.****,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» Сторожилова С.С., действующего на основании доверенности от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1615/2012 по заявлению Мисайловой Т.В. о признании незаконным отказа в регистрации прав на земельный участок, признании незаконным постановления Мэра Усть-Илимского района от **.**.**** и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование требований Мисайлова Т.В. указала, что она проживала и была зарегистрирована по адресу <адрес>. в **.**.**** году произошел пожар, который полностью уничтожил дом, ею было подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. **.**.**** распоряжением главы Железнодорожной поселковой администрации было согласовано предоставление земельного участка площадью 00 га по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и построек. **.**.**** и.о. главы администрации Усть-Илимского района было вынесено постановление «О предоставлении Мисайловой Т.В. за плату в собственность земельного участка в <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек», согласно которого ей был предоставлен земельный участок площадью 00 га по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. До **.**.**** ею был возведен жилой дом, и она стала в нем проживать. **.**.**** распоряжением главы Железнодорожного муниципального образования в реестре объектов недвижимости муниципального образования был зарегистрирован объект недвижимости земельный участок, по адресу р.<адрес>, также была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте Усть-Илимского района. **.**.**** она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. **.**.**** ей было отказано в государственной регистрации, основанием для отказа послужило постановление мэра Усть-Илимского района от **.**.**** об отмене постановления главы администрации «Усть-Илимский район» от **.**.****. Считает, что отказ в регистрации и постановление от **.**.**** незаконны и нарушают её права. Основанием для предоставления ей земельного участка послужило распоряжение главы Железнодорожной поселковой администрации от **.**.**** , которое до сих пор является действующим. Она уже более пятнадцати лет фактически владеет земельным участком, что свидетельствует о возникновении у неё права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности. Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от **.**.**** в государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, признать незаконным постановление Мэра Усть-Илимского района от **.**.****, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать её право собственности на земельный участок.

         

           Заявитель в судебное заседание не явилась.

           Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, пояснил, дополнительно, что из оспариваемого постановления не понятно, что послужило основанием для отмены.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» Сторожилов С.С. требования не признал по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 39 ЗК РФ, при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001) предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего ЗК РФ.

Поскольку, торги по предоставлению земельного участка не проводились, постановление мэра Усть-Илимского района от **.**.**** было отменено как противоречащее действующему законодательству.

Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, постановление мэра Усть-Илимского района от **.**.**** принято в рамках существующих полномочий с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Заявляя свое право собственности на земельный участок, Заявитель ссылается на давность владения данным земельным участком в течение более 15 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственностина недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Согласно статьям 6 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (редакция от 11.04.2002) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (редакция от 31.12.2005) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Однако, следует учитывать положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан,юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Таким образом, до разграничения государственной собственности на землю соответствующий земельный участок находится в государственной собственности и не может быть приобретенным в собственность Заявителя в силу приобретательной давности.

Также считает, что утверждение Заявителя о том, что она узнала о нарушении свои прав **.**.**** в момент получения копии постановления мэра Усть-Илимского района от **.**.**** «Об отмене постановления от **.**.**** » нельзя считать достоверным.

Представитель заинтересованного лица администрации Железнодорожного муниципального образования в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, согласно представленных пояснений правом распоряжаться земельным участком государственная собственность на который не разграничена, как одним из прав собственника, обладает орган местного самоуправления, в данном случае Администрация муниципального образования «Усть-Илимский район».

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился.

          Суд, исследовав в совокупности, объяснения сторон, письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6, 8 "О некоторых вопросах связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В судебном разбирательстве установлено, что Мисайлова Т.В. обратилась **.**.**** в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок по адресу <адрес>.

**.**.**** Мисайловой Т.В. отказано в государственной регистрации земельного участка. В качестве основания указано, что постановление главы администрации Усть-Илимский район от **.**.**** , который Мисайлова Т.В. приложила к заявлению как правоустанавливающий документ на земельный участок, отменено как противоречащее законодательству постановлением мэра Усть-Илимского района от **.**.**** . В связи с чем документ подтверждающий предоставление Мисайловой Т.В. земельного участка не представлен, что является основанием для отказа в государственной регистрации.

Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Функции управления и распоряжения являются атрибутами института права собственности.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Таким образом, из анализа вышеназванных правовых норм следует, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в собственность должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка.

Как установлено в судебном заседании Мисайлова Т.В. проживала в жилом доме по адресу <адрес>. **.**.**** произошел пожар в результате которого дом уничтожен огнем полностью.

Распоряжением от **.**.**** Железнодорожная поселковая администрация рассмотрев заявление Мисайловой Т.В. согласовала предоставление ей земельного участка площадью 00 га по <адрес> бесплатно в частную собственность для строительства индивидуального жилого дома.

Постановлением главы администрации Усть-Илимского района от **.**.**** земельный участок площадью 00 га по <адрес> предоставлен Мисайловой Т.В. за плату в собственность для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.

Постановлением мэра Усть-Илимского района от **.**.**** постановление от **.**.**** о предоставлении Мисайловой Т.В. земельного участка за плату в собственность для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек отменено, как противоречащее действующему законодательству.

Как следует из заявления Мисайловой Т.В. и материалов дела на спорном земельном участке расположен объект недвижимости индивидуальный жилой дом, сарай.

Между тем из материалов дела, пояснения сторон, представленного ордера от **.**.**** следует, что Мисайловой Т.В. была предоставлена <адрес> доме по <адрес>, что свидетельствует о том, что на спорном земельном участке находился жилой дом на две квартиры и соответственно земельный участок первоначально не предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома. Также из постановления от **.**.**** и распоряжения от **.**.**** о согласовании следует, что Мисайловой Т.В. предоставлен земельный участок по адресу <адрес> под строительство индивидуального жилого дома, из чего непонятно под строительство какого дома предоставлен земельный участок, индивидуального или двух и более квартирного.

Также суд находит обоснованными доводы представителя муниципального образования Усть-Илимский район о нарушении процедуры предоставления земельного участка без поведения торгов.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 2001 года по 2003 год,

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 32 Земельного кодекса РФ Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Из представленных документов следует, что Мисайловой Т.В. в надлежащем порядке, установленном Земельным кодексом РФ, с учетом расположения ранее на спорном земельном участке двух квартирного дома, предварительное согласование размещения объекта и проекта границ земельного участка не получено, в связи с чем предоставление земельного участка должно было осуществляться исключительно на торгах.     

Таким образом, постановление мэра Усть-Илимского района от **.**.**** об отмене постановления от **.**.**** вынесено законно и обоснованно в пределах полномочий предоставленных органу местного самоуправления действующим законодательством и никаким образом не нарушает права и законные интересы Мисайловой Т.В. и не создает ей препятствия в оформлении прав на земельный участок надлежащим образом в установленном Земельным кодексом РФ порядке.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ в государственной регистрации прав Мисайловой Т.В. на земельный участок также вынесен в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», представленными Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области полномочиями, не противоречит законам, иным нормативным актам, не нарушает права и свободы граждан, незаконно не возлагает на них какие либо обязанности, поскольку Мисайловой Т.В. надлежащих правоустанавливающих документов на спорный земельный участок в регистрирующий орган представлено не было.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от **.**.**** в государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, постановления Мэра Усть-Илимского района от **.**.****, не имеется, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит.

     На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Мисайловой Т.В. о признании незаконным отказа в регистрации прав на земельный участок, признании незаконным постановления Мэра Усть-Илимского района от **.**.**** и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок, отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной виде.

          Судья:                                                                               М.С. Третьяков

.

.

Решение вступило в законную силу: 01.09.2012г.

.

.