РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Усть-Илимск 10 июля 2012 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующий судья Третьяков М.С., при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С., с участием: представителей заявителя Черненко Н.А., действующего на основании прав по должности, Холщевой О.В., действующей на основании доверенности от **.**.**** №, представителя заинтересованного лица Бараускайте О.В., действующей на основании доверенности от **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1504/2012 по заявлению Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух Веры» об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: В обоснование требований заявитель указал, что имеет в собственности два нежилых здания религиозного и благотворительного назначения. Одно расположено по адресу <адрес>, второе расположено по адресу <адрес>. **.**.**** заявитель обратился в администрацию города с заявлением о безвозмездном предоставлении земельных участков, на которых находятся нежилые здания, в собственность, но получил отказ, с которым не согласен. Просит признать незаконным отказ Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска в предоставлении земельных участков, по адресу <адрес>, и по адресу <адрес>, обязать предоставить безвозмездно в собственность указанные земельные участки. Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Представитель Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска требования не признала, пояснила, что заявителем не были представлены документы согласно требованиям действующего законодательства, в том числе и подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, в связи с чем департамент обоснованно указал на отсутствие оснований для предоставления земельных участков в собственность. Суд, исследовав в совокупности, объяснения сторон, письменные материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6, 8 "О некоторых вопросах связанных с применением части первой ГК РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В судебном разбирательстве установлено, что Религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух Веры» обратилась **.**.**** в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельных участков по адресу <адрес>, в собственность безвозмездно, на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ. К заявлению были приложены договор передачи недвижимого имущества в качестве пожертвования от **.**.****, акт приема передачи нежилого здания от **.**.****, договор о передаче имущества другим юридическим лицам от **.**.****, акт приема передачи основных средств от **.**.****. Согласно ответа от **.**.**** на подданное заявление за подписью начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска, законные основания для предоставления земельных участков в собственность бесплатно отсутствуют, поскольку представленными документами не подтверждается право собственности организации на объекты недвижимости, и кроме того, для приобретения прав на земельный участок заявитель должен предоставить документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 года № 475. В силу требований ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем. Согласно п. 4.2 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, заявителем представляются копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП. Согласно письма Администрации Иркутской области от 24 апреля 1996 г. № 16/32-56 о действующем порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по установленному нормативными актами порядку регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России" и от 11.12.1993 N 2130 "о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", регистрация прав на земельные участки и другие объекты недвижимости была возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. Однако, в настоящее время территориальные органы Роскомзема осуществляют лишь регистрацию прав на земельные участки, а регистрацию объектов недвижимости и сделок с ним из-за отсутствия у них материальной базы осуществляют бюро технической инвентаризации при органах местного самоуправления. Бюро технической инвентаризации осуществляют свою деятельностью в соответствии с Инструкцией Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 25.12.1945 "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках", ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР (1964), другими нормативными актами и Положениями о них, утверждаемых главами администраций (мэрами) городов и районов. Следует отметить, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимость и сделок с ним для договора продажи недвижимости, договора продажи предприятий и договора дарения сохраняют силу правила об обязательном их нотариальном удостоверении, установленные до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной. Таким образом, на территории Иркутской области до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество регистрацию прав на земельные участки осуществлял Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах, а регистрацию объектов недвижимости и сделок с ним осуществляло бюро технической инвентаризации при органах местного самоуправления. Учитывая, что нормативными актами был установлен порядок регистрации объектов недвижимости в Иркутской области физические и юридические лица при осуществлении сделок с недвижимостью для подтверждения своих прав должны были регистрировать сделки в органах технической инвентаризации при органах местного самоуправления. В представленных организацией документах о приобретении недвижимого имущества отсутствует установленная субъектом Российской Федерации отметка о регистрации сделок с недвижимым имуществом в органах технической инвентаризации, обязательная для подтверждения прав на недвижимое имущество до введения в действие закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, как следует из перечня приложенных к заявлению документов, заявитель в нарушение п. 5 ст. 36 ЗК РФ не представил в уполномоченный орган все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При таких обстоятельствах фактический отказ Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска в предоставлении земельных участков в собственность истцу, в связи с не представлением документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, и иных документов, предусмотренных Перечнем, вынесен в соответствии с представленными Департаменту недвижимости законодательством полномочиями, не противоречат законам, иным нормативным актам, не нарушают права и свободы граждан, незаконно не возлагают на них какие либо обязанности. Учитывая изложенное, оснований для признания отказа Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска о предоставлении Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух Веры» земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, выраженным в ответе от **.**.**** №, незаконным, не имеется, в связи с чем заявление удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской «Дух Веры» об оспаривании решения органа местного самоуправления, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной виде. Судья: М.С. Третьяков . . Решение вступило в законную силу: 12.09.2012г. . .