Решение о признании незаконным бездействия администрации города Усть-Илимска, обязании обеспечить финансирование долгосрочной программы в 2012 году



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск                                                               15 августа 2012 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,

с участием помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Сычевой Ю.В.,

представителя заинтересованного лица Кузнецовой Т.И., действующей на основании доверенности от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1664/2012 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации города Усть-Илимска,

Установил:

              В обоснование прокурор указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности было установлено, что «Долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы», утвержденная постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 года № 55, в бюджет Усть-Илимска на 2012 год не включена. В соответствии со ст. 6 Решения Городской Думы города Усть-Илимска от 28.03.2012 г. № 39/241 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Усть-Илимск» администрация города обеспечивает составление проекта бюджета города и вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Городскую Думу.

      В соответствии со ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

         Решением Городской Думы города Усть-Илимска от 22.12.2011г. № 34/216 был утвержден бюджет города Усть-Илимска на 2012 г., который не предусматривает в 2012 г. реализацию «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-2015 годы».

         За истекший период 2012 г. в Решение Городской Думы города Усть-Илимска от 22.12.2011 г. № 34/216 «О бюджете города на 2012 год» дважды вносились изменения Решением Городской Думы города Усть-Илимска от 25.01.2012 г. №36/227 и от 28.04.2012 г, которые также не предусматривают реализацию Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-2015 годы».

Также указывает, что в бюджете города Усть-Илимска, который утверждался на 2011 год решением Городской Думы города Усть-Илимска от 22.12.2010 г. №22/118, бюджетные ассигнования на реализацию вышеуказанной     Долгосрочной целевой программы также не предусматривались. В связи с чем, Усть-Илимской межрайонной прокуратурой в ноябре 2011 г. мэру города Усть-Илимска Ташкинову B.C. было внесено представление с требованием принять меры к устранению     нарушений законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, обеспечив надлежащее финансирование программы из местного бюджета. Однако, представление прокуратуры было рассмотрено ненадлежащим образом и не по существу поставленных в нем требований. В связи с чем, межрайонной прокуратурой в феврале 2012 г. было направлено требование о повторном рассмотрении представления.

      Согласно информации администрации города Усть-Илимска от 02.03.2012 г., в бюджете города Усть-Илимска на 2012 г. средства на реализацию «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-2015 годы» не предусмотрены из-за дефицита бюджета. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в муниципальном образовании «город Усть-Илимск» в 2011-2012 г.г. Долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город      Усть-Илимск» на 2010-2015 годы,       утв.       Постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 г. № 553 - не реализуется, орган местного самоуправления не принимает достаточных мер с целью возможности реализации на территории города Усть-Илимска вышеуказанной Долгосрочной целевой программы. В п. 60 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» определено, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

         Бездействие со стороны администрации города Усть-Илимска, а именно - не включение в бюджет города на 2012 г. в целях реализации «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-2015 годы, утв. Постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 г. № 553, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него действующим законодательством полномочий. Кроме того, в результате отсутствия финансирования из бюджета города Усть-Илимска на реализацию «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-2015 годы, утв. Постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 г. № 553, не обеспечивается нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов, не проводится комплекс организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в результате бюджетные затраты на оплату коммунальных ресурсов не сокращаются, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц при решении органом местного самоуправления других вопросов местного значения ввиду недостаточности бюджетных средств.

             Отсутствие в бюджете города Усть-Илимска «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования «город Усть-Илимск» на 2010-1015 годы, и как следствие - ненадлежащая ее реализация на территории муниципального образования «город Усть-Илимск», противоречит стратегии национальной безопасности Российской Федерации (п. 60 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537), тем самым могут быть нарушены интересы Российской Федерации.

Просит признать незаконным бездействие администрации города Усть-Илимска в части непринятии мер по планированию и включению в местный бюджет на 2012 год расходов в целях реализации «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 года № 553, обязать администрацию города Усть-Илимска обеспечить финансирование в 2012 году данной программы, предусмотрев её в бюджете города Усть-Илимска на 2012 год.

В судебном заседании помощник прокурора требование поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что действительно в бюджет города на 2012 год расходы на реализацию программы энергосбережения не включались, в связи с дефицитом бюджета. Но работы по реализации этой программы ведутся и денежные средства на выполнение мероприятий, предусмотренных программой, выделяются в рамках иных бюджетных расходов. Кроме того, в настоящий момент разработаны изменения в бюджет города, которые внесены в Городскую думу на рассмотрение и в сентябре 2012 года будут рассматриваться Городской думой. Считает, что в действиях администрации города Усть-Илимска не усматривается бездействие в части реализации программы.

Суд, исследовав в совокупности, пояснения сторон, письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года Администрацией города Усть-Илимска была разработана и утверждена долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы.

Согласно данной программы утверждены источники финансирования, в том числе и бюджет города Усть-Илимска.

Положениями Бюджетного кодекса РФ установлены принципы адресности, целевого характера и прозрачности (открытости) использования бюджетных средств.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий…

      В соответствии со ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Таким образом, законодательством прямо предусмотрено внесение расходных обязательств муниципального образования по реализации долгосрочных целевых программ в соответствующую целевую статью расходов бюджета.

Как следует из решения Городской Думы города Усть-Илимска от 22.12.2011 года о бюджете города на 2012 год расходы на реализацию долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы, в бюджет города на 2012 год не включены.

При этом, как следует из пояснений представителя администрации города Усть-Илимска, данные расходы не были изначально внесены в проект бюджета и соответственно Городской думой не рассматривались.

Также установлено, что данная программа является действующей, никаких решений по приостановлению её реализации в связи с дефицитом бюджета администрацией города не принималось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт бездействия администрации города Усть-Илимска в части не принятия мер по планированию и включению в местный бюджет на 2012 года расходов на реализацию программы, имеет место.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств со стороны администрации города Усть-Илимска о законности своих действий (бездействия) в части не включения в бюджет города расходов на реализацию программы в судебное заседание не представлено.

Доводы представителя администрации о том, что фактически денежные средства на реализацию программы выделяются с иных бюджетных статей и соответственно мероприятия по энергосбережению осуществляются, не могут свидетельствовать об исполнении администрацией города обязанности по включению расходов на реализацию программы в бюджет города, и кроме того, реализация данной программы путем предоставления денежных средств из иных источников не отвечает принципам адресности, целевого характера и прозрачности (открытости) использования бюджетных средств.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации города Усть-Илимска в части не принятия мер по планированию и включению в местный бюджет на 2012 год расходов в целях реализации «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы» нашло свое подтверждение в судебном заседании, и что это нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, а также положения Бюджетного кодекса РФ, ФЗ ««Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года, что в свою очередь является основанием для признания бездействия администрации города Усть-Илимска незаконным.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации города Усть-Илимска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Усть-Илимска в части непринятии мер по планированию и включению в местный бюджет на 2012 год расходов в целях реализации «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 года № 553.

Обязать администрацию города Усть-Илимска обеспечить финансирование в 2012 году «Долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Усть-Илимска от 15.09.2010 года № 553, предусмотрев вышеуказанную Программу в бюджете города Усть-Илимска на 2012 год.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

           Судья      М.С. Третьяков

.

.

Решение вступило в законную силу: 19.09.2012г.

.

.