Решение о понуждении к созданию или выделению рабочих мест для инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2012 года         г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Вишняковой А.А.,

в присутствии:

представителя истца старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Тукмаковой О.В.,

представителя третьего лица на стороне истца Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Илимска» Швецовой Г.В., действующей на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... ,

представителей ответчика ОАО «Группа «Илим»:

Лебедева А.В., действующего на основании доверенности от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... ,

Баширова Э.Р., действующего на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком действия доверенности по .. .. .... ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1464/2012

по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Группа «Илим» о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Усть-Илимский межрайонный прокурор указал, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В соответствии со ст. 2 указанного закона, а также Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, установлена квота в размере 3 % к среднесписочной численности работников. Согласно штатному расписанию филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске в пределах установленной квоты должно создать или выделить ... рабочих места для трудоустройства инвалидов. Фактически трудоустроенных инвалидов составляет ... человек. Таким образом, ОАО «Группа «Илим» нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство. Просит обязать ОАО «Группа «Илим» создать или выделить ... рабочих места для трудоустройства инвалидов в филиале «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29.05.2009 года № 27-оз квотой.

В судебном заседании представитель истца Тукмакова О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица на стороне истца ОГКУ ЦЗН г. Усть-Илимска Швецова Г.В. в судебном заседании полагала требования истца подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что ответчиком рабочие места для инвалидов созданы не были.

Представители ответчика ОАО «Группа «Илим» Лебедев А.В., Баширов Э.Р. в судебном заседании требования истца не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, мотивируя тем, что производство ответчика связано с опасными условиями труда и обязывать ответчика создавать места для инвалидов неправомерно, поскольку инвалиды не смогут исполнять указанные трудовые обязанности по состоянию здоровья. Дополнительные рабочие места для инвалидов могут быть созданы в соответствии с программой реабилитации конкретного лица. В настоящее время на предприятии трудится 6 инвалидов. Отказов в трудоустройстве ответчиком инвалидов не установлено. Просят в иске отказать.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно статье 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии со статьей 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.

В силу требований статьи 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной Программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.

Согласно статье 22 Указанного Федерального закона такие рабочие места требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.

Таким образом, при обращении инвалида к потенциальному работодателю напрямую либо через орган занятости населения работодатель обязан располагать специальными рабочими местами для их трудоустройства, учтя в последующем условия труда конкретного работника - инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, установлена квота в размере 3 % к среднесписочной численности работников.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 82 Приказа Росстата от 12.11.2008 года № 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов были выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, а именно ответчиком в пределах установленной квоты не созданы и не выделены рабочие места для лиц социально незащищенных.

Данное нарушение влечет за собой ограничение прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Также суд установил, что штатная численность ОАО «Группа «Илим» составляет ... человек, 3 % от которых, то есть ... рабочих места, подлежат квотированию для приема на работу инвалидов.

Согласно информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ... году, представленной ОАО «Группа «Илим» в ОГКУ «ЦЗН г. Усть-Илимска», фактическое количество трудоустроенных инвалидов составляет ... человек.

В связи с чем у ответчика, в силу с части 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 20, 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.

Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

Ссылка ответчика на опасные условия производства является несостоятельной, поскольку законом о защите прав инвалидов предусмотрено, что работодатель обязан выделить рабочие места, а при невозможности выделить создать рабочие места для инвалидов. В нарушение данных требований ответчиком рабочие места не были созданы или выделены.

Доводы ответчика о том, что заранее, до обращения инвалида, работодатель не имеет возможности и не вправе создавать неопределенное количество рабочих мест, поскольку не каждое из них сможет подойти инвалиду по его медицинским показаниям, являются несостоятельными, поскольку такая обязанность ответчика прямо предусмотрена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого к ответчику предъявлены требования об обязании создать (выделить) рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте.

При этом квотирование по смыслу закона предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом личностных и физических характеристик инвалида.

Статьей 224 ТК РФ предусмотрено создание работодателем для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно пункту 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

При этом не допускается направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей).

Отсутствие у Центра занятости населения информации о выполнении квоты, то есть создания условий для труда инвалидов, делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.

Ответчиком не опровергнуто, что количество инвалидов, работающих в филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске, не соответствует установленной квоте, при этом сведения о том, какие конкретно рабочие места выделены или созданы для приема на работу инвалидов (должность, их количество, характеристики рабочих мест), позволяющие Центру занятости осуществить подбор и направить заинтересованных лиц для трудоустройства, ответчиком в ОГКУ «ЦЗН г. Усть-Илимска» не представлялись.

В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств наличия на предприятии вредных и опасных производственных факторов, предусмотренных положениями пункта 4.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» для всех профессий и должностей, занимаемых работниками в организации ответчика, а также доказательства, что с учетом специфики рода деятельности организации невозможно создать или выделить места для инвалидов.

Учитывая возможность изменения у ответчика среднесписочной численности работников на определенную дату, суд считает необходимым обязать ответчика создать рабочие места в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов без указания конкретной их численности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Группа «Илим» о понуждении к выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Группа «Илим» создать или выделить рабочие места для инвалидов в Филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске в счет установленной квоты в количестве 3 % от среднесписочной численности работников.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья          Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 12.09.2012г.