Решение об отказе в признании недействительным и отмене решения Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 сентября 2012 года

г. Усть-Илимск Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Вишняковой А.А.,

с участием ст. помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцовой М.Ю.,

в присутствии:

заявителя Самусова С.П.,

представителя заявителя Беззубенко Е.А., действующей на основании заявления,

представителя заинтересованного лица Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии Ивановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2320/2012

по заявлению Самусова С.П. о признании недействительным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом, понуждении к регистрации в качестве кандидата,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления Самусов С.П. указал, что .. .. .... решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии ему было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Основанием к отказу в регистрации послужило выявление более ... процентов недействительных и недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выводы комиссии были основаны на справке об исследовании ... от .. .. .... , согласно которой эксперт сделал заключение о вероятном совпадении почерков, которыми выполнены цифровые записи дат. Кроме того, выводы эксперта о проведении исследования подписей избирателей, оформленного в соответствии с действующим законодательством в виде заключения, отсутствует. Эксперт не был привлечен к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При исследовании экспертом не были указаны методы проведения экспертизы. Также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно, в силу Закона Иркутской области от 11.11.2011г. № 116-ОЗ признаются недействительными. Просит признать недействительным и отменить решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии от .. .. .... об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования, обязав Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата.

Согласно представленным письменным возражениям за ... от .. .. .... председатель Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии Иванова Т.Л. указала, что Самусовым С.П. в Рабочую группу по приему и проверке документов для регистрации кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования были представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве ... штук, сброшюрованные в одну папку, всего ... подписей. Рабочей группой в ходе проверки из проверенных ... подписей недействительными и недостоверными было признано ... подписей, из которых ... подписей избирателей, даты внесения которых были проставлены избирателями несобственноручно, ... подпись избирателя с указанием сведений, не соответствующих действительности, что составило ... % от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки. Число достоверных подписей составило ... , что явилось недостаточным для регистрации кандидата. Доводы заявителя о несостоятельности выводов эксперта, изложенных в справке, считают необоснованными, противоречащими п. 30 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 31.03.2011г. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

В судебном заседании заявитель Самусов С.П. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Беззубенко Е.А. поддержала доводы заявления Самусова С.П. Дополнительно пояснила, что избирательной комиссией от .. .. .... было вынесено решение ... об отказе в регистрации Самусова С.П. в качестве кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования, которое является незаконным. Комиссией для проверки подписей избирателей было проверено все ... подписей. Для отказа в регистрации кандидату было необходимо выявить более ... % подписей избирателей. В соответствии с Итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата среди подписей, отобранных для проверки, Рабочей группой Комиссии было выявлено ... недействительная подпись, в связи с указанием избирателем в подписном листе сведений, не соответствующих действительности, против чего они возражений не имеют, и ... недостоверных подписей избирателей, где даты внесения подписей были выполнены избирателем не собственноручно. При этом эти ... подписей в силу п. 6.3 ст. 38 Закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ должны признаваться недействительными. К работе комиссии был привлечен эксперт Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Иркутской области Д. для исследования подписей избирателей на предмет выявления нарушений в подписях и цифровых записях, которые в соответствии с требованиями Законодательства избиратели в подписных листах должны проставлять собственноручно. Выводы эксперта были сформулированы в Справке об исследовании ... от .. .. .... , согласно которой Д. было указано на вероятность выполнения цифровых записей одним лицом. В справке ... отсутствует однозначный вывод,справка об исследовании не является заключением эксперта,эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В связи с чем любые сомнения в достоверности даты должны трактоваться в пользу их достоверности. Следовательно, Комиссия необоснованно сделала вывод о том, что ... подписей, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом Самусовым С.П., являются недействительными. Таким образом, общее количество подписей избирателей, признанных недействительными по результатам проверки должно было составить ... , что недостаточно для отказа в регистрации кандидату.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии Иванова Т.Л. требования заявителя не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В удовлетворении заявления просила отказать в полном объеме, указав, что согласно оспариваемому решению ... об отказе в регистрации Самусова С.П. в качестве кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования, Рабочей комиссией для проверки подписей избирателей было проверено все ... подписей. В соответствии с Итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Рабочей группой Комиссии было выявлено ... недостоверных и недействительных подписей, из них в связи с указанием избирателем в подписном листе сведений, не соответствующих действительности - ... подпись, и ... подписей избирателей, где даты внесения подписей были выполнены избирателем не собственноручно. Указание на недостоверность ... подписей вместо их недействительности, не влечет незаконность принятого решения, поскольку в любом случае подписи зачету не подлежат. Ссылку заявителя на недостоверность выводов эксперта, привлеченного к участию в работе Рабочей группы, считают необоснованными, и противоречащими п. 30 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 31.03.2011г. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление Самусова С.П. не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за ... от .. .. .... была сформирована Усть-Илимская районная территориальная избирательная комиссия.

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за ... от .. .. .... полномочия избирательной комиссии Железнодорожного муниципального образования были возложены на Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию.

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за ... от .. .. .... сформирована Усть-Илимская районная территориальная избирательная комиссия.

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области за ... от .. .. .... председателем Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии назначена Иванова Т.Л.

Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... утверждена рабочая группа по приему и проверке избирательных документов.

Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... утвержден календарный план работы Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии с указанием о проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования «Усть-Илимский район» .. .. .... .

Решением Думы Железнодорожного муниципального образования второго созыва за ... от .. .. .... назначены выборы главы Железнодорожного муниципального образования на .. .. .... в связи с истечением срока полномочий главы Железнодорожного муниципального образования и депутатов Думы Железнодорожного муниципального образования.

Согласно заявлению от .. .. .... Самусов С.П. дал согласие баллотироваться на должность главы Железнодорожного муниципального образования как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

В связи с подачей соответствующего заявления для регистрации кандидатом Самусовым С.П. были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве ... папки с ... подписями избирателей.

.. .. .... решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... Самусову С.П. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Основанием к отказу в регистрации послужило выявление ... процентов недействительных и недостоверных подписей, отобранных для проверки. Достоверными были признаны ... подписей, что явилось недостаточным для регистрации кандидата.

В соответствии со ст. 111 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (муниципальной список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 63 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (п. 5 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002г.).

Согласно пункту 6 статьи 76 указанного выше Закона Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 1 статьи 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 года N 116-оз "О муниципальных выборах в Иркутской области", согласно которой основанием отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п.п. «в», «е» п. 6.4 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.4 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11.11.2011г. № 116-ОЗ основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 61 п. 7 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" от 11.11.2011г. № 116-ОЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 60 настоящего Закона.

В подпункте 3 пункта 9 статьи 61 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" установлено, что недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 60 настоящего Закона; а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 статьи 60 настоящего Закона (п.п.8 п. 9 ст. 61).

В соответствии со статьей 60, 61 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" комиссия, определяющая результаты в округе, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. Их заключения могут служить основанием для признания данных, содержащихся в подписных листах, недействительными.

Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... определено количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, расположенного на территории Усть-Илимского района, согласно которому для Железнодорожного муниципального образования необходимо ... подпись для регистрации кандидата, а максимальное количество - ... подписей.

Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... установлено, что при проведении муниципальных выборов .. .. .... проверке подлежит ... % подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... утвержден порядок проверки подписных листов.

Согласно протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на выборах главы Железнодорожного муниципального образования от .. .. .... следует, количество заявленных подписей избирателей составляет ... , количество представленных подписей избирателей - ... , количество проверенных подписей избирателей - ... . При этом в ходе проверки было выявлено, что в папке ... на листе ... в записи ... неправильно указан год рождения.

Из представленной ведомости проверки подписных листов от .. .. .... следует, что в папке ... на листе ... строка ... недостоверные подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (п. 7 ст. 61); в папке ... на листе ... строка ... - недостоверные подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (п. 7 ст. 61); в папке ... на листе ... строка ... - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.3 п. 9 ст. 61); в папке ... на листе ... строка ... - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.3 п. 9 ст. 61).

Выводы рабочей группы были основаны на Справке об исследовании ... от .. .. .... , составленной специалистом ГУ МВД РФ по Иркутской области ЭКЦ МЭКО № 7, а также сведений, представленных ОУФМС РФ по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе за ... от .. .. ....

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования от .. .. .... , было заявлено и представлено ... подписей избирателей, проверено ... подписей избирателей, ... подписей избирателей признаны недостоверными и недействительными, достоверными признаны ... подписей. Из них ... подписи признаны недостоверными как выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (п. 7 ст. 61); ... подписи - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.3 п. 9 ст. 61).

На основании представленных Самусовым С.П. .. .. .... пояснений к Итоговому протоколу от .. .. .... , копий паспортов избирателей, в отношении которых сведения были подвергнуты сомнению, .. .. .... состоялось повторное заседание Рабочей группы, по итогам которого был составлен протокол по проверке достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, согласно которому проверке было подвергнуто ... подписей и выявлено, что в папке ... на листе ... строка ... - подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (п.п.8 п. 9 ст. 61). В папке ... на листе ... строка ... - подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (п.п.8 п. 9 ст. 61). В папке ... на листе ... строка ... - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.3 п. 9 ст. 61). В связи с чем недостоверными и недействительными было признано ... подписей, достоверными - ... . Основаниями для признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными явились: ... подписей - подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (п.п.8 п. 9 ст. 61); ... подпись - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.3 п. 9 ст. 61).

В соответствии с оспариваемым решением ... от .. .. .... об отказе Самусову С.П. в регистрации кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования указано, что основанием к отказу в регистрации явилось недостаточное количество достоверных подписей, из которых ... были признаны недостоверными и недействительными.

Согласно статье 62 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" избирательная комиссия муниципального образования в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, муниципального списка кандидатов, обязана принять решение о регистрации этого кандидата, либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Основаниями отказа являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п.7 п. 1 ст. 63 Закона).

В силу ст. 61 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", на избирательную комиссию возлагается обязанность по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидата, в том числе соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Ей же предоставлено право делать выводы о недостоверности либо недействительности подписей избирателей.

Согласно протоколам заседания Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами, в ее составе принимал участие специалист ГУ МВД РФ по Иркутской области ЭКЦ МЭКО № 7 Д. с целью проверки подписей избирателей в подписных листах, представляемых кандидатами, которым было произведено предварительное исследование цифровых записей в подписных листах кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования Самусова С.П., и были сделаны выводы о вероятном совпадении почерка, которым выполнены цифровые записи в подписном листе ... в графах ... ; подписном листе ... в графах ... , что нашло закрепление в справке об исследовании ... от .. .. .... .

При этом справка содержит выводы эксперта, что для проведения идентификационного исследования подписей в подписных листах кандидата необходимо представить образцы подписей граждан указанных в подписных листах.

В ходе судебного разбирательства заявителем и его представителем было заявлено ходатайство о назначении судебной почерковедческой экспертизы в отношении цифровых записей и подписей избирателей, признанных недействительными.

Определением суда от .. .. .... в удовлетворении заявленного ходатайства заявителю было отказано.

Привлеченный к участию в деле в качестве специалиста эксперт МЭКО № 7 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД РФ по Иркутской области Д. для оказания непосредственной технической помощи и получения консультации на основании произведенного исследования подписей и цифровых записей в подписных листах кандидата Самусова С.П. пояснил, что исследованию были подвергнуты цифровые записи дат внесения подписей избирателей в поддержку кандидата, и проведен их сравнительный анализ. В результате исследования было установлено совпадение почерка, которым были выполнены цифровые записи в подписных листах в графе «Подпись и дата ее внесения» в подписном листе ... в графах ... ; подписном листе ... в графах ... . В результате исследования была установлена вероятность совпадения почерка, которым были выполнены цифровые записи в подписных листах. В справке отсутствует утвердительное заключение о совпадении почерка, т.к. не проводилось идентификационное исследование подписей в подписных листах, для которого необходимо представление образцов подписей граждан, указанных в подписных листах. При этом специальных технических средств для исследования цифровых записей и составления заключения о том, что они выполнены одним лицом, не требуется. Для указанного заключения достаточно опыта работы, квалификации эксперта, применяемых методик при визуальном исследовании.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Оценивая достоверность выводов специалиста, суд находит их состоятельными. Обстоятельства, содержащиеся в письменных доказательствах, подтверждены объяснениями допрошенного в рамках настоящего гражданского дела специалиста, проводившего вышеуказанное исследование, пояснившего суду и участникам процесса последовательно и подробно, как именно, на основании чего он пришел к указанным в справке выводам, подтвердившего суду категоричность своих выводов и указавшего, что на достоверность этих выводов не влияет отсутствие экспертного заключения.

У суда отсутствуют основания ставить под сомнение его выводы, поскольку из пояснений специалиста установлено, что Д. работает в должности эксперта МЭКО № 7 Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Иркутской области с ... . Опыт его работы по проведению почерковедческих экспертиз составляет свыше ... лет. Кроме того, Д. имеет право на основании свидетельства самостоятельно производить судебные экспертизы, в том числе почерковедческие.

В связи с чем доводы заявителя о том, что выводы эксперта носят вероятный характер, а не категоричный, суд находит несостоятельными, а справка специалиста является достаточным основанием для признания подписей недостоверными (недействительными), поскольку иных требований к заключениям экспертов избирательное законодательство не содержит.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" если избиратель не может самостоятельно расписаться в подписном листе в связи с физическим недостатком (слепота, отсутствие пальцев рук, иные недостатки), он вправе воспользоваться помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее помощь избирателю, делает соответствующую оговорку в подписном листе и расписывается с указанием своей фамилии, имени и отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера, даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Как следует из подписных листов подписей избирателей, представленных Самусовым С.П., такие оговорки, свидетельствующие о помощи другого избирателя в проставлении подписи и даты ее внесения, отсутствуют, что свидетельствует о том, что подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель вносил собственноручно.

В силу ст. 60 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", на избирательную комиссию возлагается обязанность по проверке соблюдения порядка выдвижения кандидата, в том числе соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Ей же предоставлено право делать выводы о недостоверности либо недействительности подписей избирателей.

Таким образом, специалисты Органов внутренних дел лишь привлекаются комиссией для проведения проверки и представляют сведения, которые подлежат оценке избирательной комиссией.

Следовательно, право оценки обстоятельств, являющихся основанием для признания подписи недействительной или недостоверной, принадлежит в силу закона органу, проводящему проверку подписных листов кандидата, - избирательной комиссии, которая должна располагать для этого бесспорными, полными и конкретными данными о характере и количестве имеющихся расхождений действительных данных избирателя с указанными в подписных листах.

Наличие в подписных листах, подвергнутых проверке, ... недостоверной подписи в связи с указанием сведений, не соответствующих действительности, заявителем не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссией 6 подписей избирателей, из представленных ... кандидатом Самусовым С.П., были признаны недостоверными и недействительными.

При этом ... из этих подписей являются не недостоверными, а недействительными в силу подпункта 8 пункта 9 статьи 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011г. № 116-ОЗ (подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно).

Вместе с тем, неверная квалификация нарушений при проверке подписей не повлияла на общее количество недостоверных и недействительных подписей.

Доводы заявителя о признания решения от .. .. .... об отказе ему в регистрации кандидатом по тем основаниям, что справка за ... от .. .. .... не является заключением эксперта, на основании которого избирательная комиссия могла сделать выводы о недействительности подписей избирателей в подписных листах, суд находит несостоятельными.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Каких-либо требований к форме и содержанию таких заключений в указанных нормах не содержится. Избирательным законодательством не регламентирована форма представления экспертом своих выводов по результатам исследования подписей.

Терминологическое наименование данного документа в Законе Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области", как "заключение" эксперта, не меняет существа данного документа.

Что касается довода заявителя о том, что справка об исследовании за ... от .. .. .... не содержит сведений о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, на отсутствие указаний о методах исследования, что предусмотрено Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", то он основан на неправильном толковании норм материального права. Названный Федеральный закон, как следует из его преамбулы, определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и не подлежит применению к отношениям, связанным с привлечением избирательной комиссией специалистов (экспертов) к проверке подписных листов.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... об отказе в регистрации Самусова С.П. кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования является законным и не подлежащим отмене. Оснований для возложения на Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию обязанности по регистрации Самусова С.П. кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Самусова С.П. о признании недействительным и отмене решения Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии за ... от .. .. .... об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Железнодорожного муниципального образования, понуждении Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии к регистрации Самусова С.П. в качестве кандидата на должность главы Железнодорожного муниципального образования отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд.

Судья

                         Н.С. Банщикова

Решение вступило в законную силу: 19.09.2012г.