13 сентября 2012 года г. Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующий судья Высочин О.Ю., при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В., с участием прокурора Крытцовой М.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2370/2012 по заявлению Квакиной Н.А. об отмене решения избирательной комиссии, Установил: В обоснование требований Квакина Н.А. указала, что решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии от 07 сентября 2012 года ей отказано в регистрации кандидатом на должность главы Кеульского муниципального образования. При исследовании ее подписных листов экспертом сделан вероятностный вывод о выполнении подписей одним или несколькими лицами. В ведомости проверки подписных листов необоснованно указано о 9 подписях избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно. В итоговом протоколе указано о 5 подписях избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно. Она представляла на заседание избирательной комиссии заявления избирателей, которые не были приняты во внимание. Она обращалась к начальнику МО МВД России о повторном независимом экспертном исследовании записей в подписном листе. Просит признать незаконным решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Квакиной Н.А. на должность главы Кеульского муниципального образования и отменить его. В представленном возражении представитель Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии требования не признала, указав, что Квакина Н.А. участвовала в заседании рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами, ей предоставлялась для ознакомления папка с подписными листами, в присутствии Квакиной Н.А. были подписаны ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол, который был передан Квакиной Н.А. под роспись. Поскольку 5 подписей избирателей были признаны недействительными, что составило 35 %, количества достоверных подписей явилось недостаточным. На заседании комиссии 07 сентября 2012 года в присутствии Квакиной Н.А. было принято решение об отказе в регистрации кандидатом на должность Кеульского муниципального образования. Комиссия учла при принятии решения заявление Квакиной Н.А. с просьбой при принятии решения учесть заявления граждан, участвовавших в оформлении подписных листов. Просит отказать в удовлетворении требований. В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования, считает, что эксперт допустил ошибку при проверке подписного листа. Заявила о возможности проведения судебной экспертизы для проверки дат в подписном листе, о вызове в качестве свидетелей избирателей поставивших свои подписи. Представитель заинтересованного лица поддержала представленные возражения. Выслушав пояснения, допросив свидетеля, исследовав доказательства, с учетом заключения прокурора, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Решением Думы Кеульского муниципального образования от 19 июля 2012 года № 48/1 назначены выборы главы Кеульского муниципального образования на 14 октября 2012 года. Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области № 114/1451 от 19 апреля 2007 года полномочия избирательной комиссии Кеульского муниципального образования возложены на Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию. Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии № 45/327 от 07 сентября 2012 года Квакиной Н.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Кеульского муниципального образования, основанием явилось то, что из представленных 14 подписей избирателей 5 признано недействительными, что составило 35 процентов, число достоверных подписей составило 9, что недостаточно для регистрации кандидата. В соответствии со статьей 38 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки В соответствии со статьей 60 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, оформления подписных листов и достоверность содержащихся в них сведений и подписей избирателей. Избирательная комиссия, для проведения соответствующих проверок вправе образовать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. В соответствии со статьей 61 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Недействительными признаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В случае, если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 1 или пунктом 6 части 2 статьи 63 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Согласно Порядка проверки подписных листов представленных кандидатами, установленного решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии № 36/240 от 20.07.2012 проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения, проверка достоверности подписей и соответствующих им данных проводится членами рабочей группы по приему и проверке избирательных документов. Из решения Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии № 35/233 от 16 июля 2012 года следует, что количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность главы Кеульского муниципального образования составляет 10, максимальное количество подписей, представляемых в Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию - 14. Решением Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии № 35/235 от 16 июля 2012 года установлено, что при проведении муниципальных выборов 14 октября 2012 года проверке подлежит 100 % подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Из письма МО МВД России «Усть-Илимский от 22.06.2012 следует, что в состав рабочей группы Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии включен эксперт МЭКО № 7 (дислокация МО МВД «Усть-Илимский») ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области Д. имеющий свидетельство на право самостоятельного производства почерковедческих экспертиз и исследований. Из справки об исследовании *** от **.**.**** следует, что экспертом были проверены подписные листы на имя Квакиной Н.А., при этом сделан вывод, что цифровые записи в столбце «Дата внесения подписи» таблицы подписного листа в папке подписных листов в троках 2,3 вероятно выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 4,5 вероятно выполнены одним лицом; цифровые записи в строках 6,7,8 вероятно выполнены одним лицом, цифровые записи в троках 9,10 вероятно выполнены одним лицом. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Д. показал, что он выполнял исследования подписных листов на имя Квакиной Н.А., выводы изложенные в справке от **.**.**** соответствуют проведенным исследованиям, ошибок им не допущено. Из подписного листа, представленного Квакиной Н.А., следует, что в ее поддержку собрано 14 подписей избирателей. Из представленной ведомости проверки подписных листов от 04 сентября 2012 года следует, что рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию, проведена проверка достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Кеульского муниципального образования Квакиной Н.А.. выявлены нарушения в строках 2,3; 4,5; 6,7,8; 9,10 - подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно - на основании заключении эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Из итогового протокола проверки подписных листов от 04 сентября 2012 года следует, что при проверке подписных листов выявлено 5 подписей избирателей, признанных недостоверными, количество достоверных подписей - 9. Доводы заявителя об ошибке эксперта, необходимости проведения судебной экспертизы, вызова в суд свидетелей необоснованны. Пункт 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указывает на то, что Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Исходя из вышеприведенных норм, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в объективности эксперта не имеется, поскольку эксперт в трудовых либо иных договорных отношениях с избирательной комиссией не состоит, является незаинтересованным в исходе настоящего дела лицом. Ссылки заявителя на неправильное оформление экспертного заключения, необходимости проведения судебной экспертизы, не основаны на доказательствах, а также противоречат положениям п. 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих получение такого заключения в указанных в ней случаях и порядок его оформления. Суд учитывает разъяснения в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которых при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Поскольку избирательное законодательство не предусматривает права подтверждения подписей иным способом, кроме как подписными листами, возможность внесения исправлений в которые исключена законом, на что указывают положения п. 1.1 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ, в основу решения суда не могут быть приняты показания свидетелей в подтверждение собственноручного исполнения подписи в подписном листе. Кроме того, статьей 60 ГПК РФ определено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. По заключению прокурора оснований для отмены решения Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии об отказе Квакиной Н.А. в регистрации кандидатом на должность главы Кеульского муниципального образования не имеется. Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Квакиной Н.А. не имеется, в судебном заседании установлено, что заявителем представлен в Усть-Илимскую районную территориальную избирательную комиссию подписной лист, содержащий недостаточное количество действительных подписей, что явилось основанием для принятия решения об отказе в регистрации Квакиной Н.А. кандидатом на должность главы Кеульского муниципального образования, Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии не допущено существенных нарушений действующего законодательства, которые бы повлияли на законность принятого решения и явились основаниями для его отмены. Требования Квакиной Н.А. признать незаконным решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Квакиной Н.А. на должность главы Кеульского муниципального образования и отменить его заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199, 261 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении требований Квакиной Н.А. признать незаконным решение Усть-Илимской районной территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Квакиной Н.А. на должность главы Кеульского муниципального образования и отменить его отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия путем подачи жалобы через Усть-Илимский городской суд. Судья О.Ю. Высочин Решение вступило в законную силу: 18.09.2012 г.