РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 августа 2012 года город Усть-Илимск Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Третьякова М.С., при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С., с участием: истца Мустафина Т.Т., представителя истца Бредихиной О.В., действующей на основании прав по должности, представителя ответчика Николаевой И.В., действующей по доверенности от **.**.****, сроком действия по **.**.****, с полным объемом процессуальных прав, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1819/2012 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Мустафина Т.Т. к Администрации города Усть-Илимска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: И.о. Усть-Илимского межрайонного прокурора А.И. Протасов обратился в Усть-Илимский городской суд в интересах Мустафина Т.Т. с исковым заявлением к Администрации города Усть-Илимска. В обоснование иска указал, что в связи с тем, что мать Мустафина Т.Т. была лишена родительских прав, а отец умер, он в период с **.**.****. являлся воспитанником областного государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска» и находился на полном государственном обеспечении. С **.**.**** года Мустафин Т.Т. проживал в семье опекуна С., которая в настоящее время выехала на постоянное место жительства в ****, а жилье продала, в связи с чем ему пришлось сняться с регистрационного учета. В настоящее время он не имеет собственного жилья, не имеет регистрационного учета, в связи с чем не может устроиться на работу и вынужден проживать у знакомых, так как родственников у него нет. Собственного жилья у него нет. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поскольку Мустафин Т.Т. относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ним жилья, а также зарегистрирован в Администрации города Усть-Илимска в списке граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений. Просит суд обязать Администрацию города Усть-Илимска предоставить Мустафину Т.Т. жилое помещение соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Усть-Илимска, по договору социального найма, общей площадью не менее установленной нормы. Представитель истца старший помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Бредихина О.В., в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении исковых требований. В судебном заседании истец Мустафин Т.Т.. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В., действующая на основании доверенности № 67-д от **.**.****., с полным объемом процессуальных прав сроком действия по **.**.****, представила письменный отзыв по иску. Указав на то, что **.**.**** на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации города было рекомендовано предоставить Мустафину Т.Т. жилое помещение по договору социального найма. В настоящее время Мустафин Т.Т. в списке граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений, зарегистрирован под № 2 и при наличии жилого помещения, с ним будет заключен договор социального найма. Возражений по иску не имела. Выслушав пояснения сторон, исследовав их в совокупности с представленными доказательствами, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Мустафин Т.Т., которому на день рассмотрения дела исполнилось полных 21 год, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данные обстоятельства подтверждаются повторным свидетельством о рождении Мустафина Т.Т. *** от **.**.****, согласно которому родителями Мустафина Т.Т.. являются Мустафина Л.И. и Мустафин Т.М.. Как следует из копии решения Хорольского районного суда Приморского края от **.**.****, Мустафина Л.И. лишена родительских прав в отношении Мустафина Т.Т. (л.д. 11-12). Согласно свидетельству о смерти *** от **.**.**** Мустафин Т.М., умер **.**.**** (л.д. 9). Из представленной справки *** от **.**.**** следует, что Мустафин Т.Т. в периоды с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** являлся воспитанником областного государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска» (л.д. 13). Как следует из сообщения Администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** Мустафин Т.Т. зарегистрирован в Администрации города Усть-Илимска в списке граждан, пользующихся право внеочередного предоставления жилых помещений «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений». По состоянию на **.**.**** его регистрационный номер 38. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Усть-Илимска Николаева И.В. подтвердила наличие у Мустафинаа Т.Т. права внеочередного получения жилого помещения, как лица оставшегося без попечения родителей. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. В соответствии со статьями 2, 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом. В соответствии с указанным Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов указанный размер общей площади увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В соответствии с Законом Иркутской области № 52-ОЗ полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов согласно приложению к данному Закону. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на соответствующий финансовый год. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов. Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что Мустафин Т.Т. имеет статус лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем он имеет право на внеочередное получение жилого помещения по установленным нормам по договору социального найма. Право истца на внеочередное получение жилья не может быть поставлено в зависимость от финансовой обеспеченности органов местного самоуправления. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мустафина Т.Т. к Администрации г. Усть-Илимска о понуждении выполнении обязательств по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма, удовлетворить. Обязать Администрацию города Усть-Илимска предоставить Мустафину Т.Т., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Усть-Илимска Иркутской области, общей площадью не менее установленной нормы (в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2010 года № 50-ОЗ), и находящееся в черте г. Усть-Илимска. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Усть-Илимский городской суд. Судья М.С. Третьяков Решение вступило в законную силу: 02.10.2012 г. и