Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 года Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе судьи Зандановой С.Г.
при секретаре судебного заседания Гайдукевич Н.М.
с участием прокурора Тукмаковой О.В.,
представителя заинтересованного лица Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска О.В. Бараускайте, действующей по доверенности от ** ** **** №,
в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации города Усть-Илимска А.Ю.Куклиной, действующей по доверенности от ** ** **** №-д, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усть-Илимске
гражданское дело № 2-470\2011 по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации города Усть-Илимска, Департамента недвижимости при администрации города Усть-Илимска незаконным, обязании к применению мер по надлежащему содержанию и ремонту автодороги,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Илимский городской суд обратился Усть-Илимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия Администрации города Усть-Илимска незаконным, обязании к применению мер по надлежащему содержанию и ремонту автодороги от улицы Партизанской до улицы 50 лет ВЛКСМ в городе Усть-Илимске. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки улично-дорожной сети г. Усть-Илимска в зимний период было установлено, что участок автодороги находится в неудовлетворительном состоянии. Несмотря на то, что указанный участок дороги включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденный решением Городской Думы города Усть-Илимска от 28.05.2008г. №76/443, он никем не обслуживается, так как не передан в оперативное управление. В соответствии со ст.5 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения, муниципального района, городского округа являются автомобильные дороги общего пользования соответственно в границах населенных пунктов поселения, границах муниципального района, городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся содержание автомобильных дорог местного значения. Из акта обследования маршрутов транспортных средств общего пользования ГИБДД УВД по г. Усть-Илимску от 10.12.2010 следует, что указанный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, по краям дороги имеются отложения снега, на дорожном полотне присутствует снежный накат. Невыполнение требований закона и возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ненадлежащее эксплуатационное состояние привело к тому, что указанный участок дороги представляет опасность для жизни и здоровья граждан, проходит по городу и является доступным для неограниченного количества граждан. Согласно статье 210 ГК РФ собственник должен нести бремя содержания дороги.
Прокурор просил суд признать бездействие Администрации города Усть-Илимска незаконным, обязать Администрацию города Усть-Илимска к применению мер по надлежащему содержанию и ремонту автодороги.
В ходе судебного заседания от 11.02.2011 к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица Департамент недвижимости при администрации города Усть-Илимска (л.д.43).
В настоящем судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Тукмакова О.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что на данный период ситуация по автодороге не изменилась.
Представитель заинтересованного лица Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска О.В. Бараускайте факт бездействия признала, пояснив, что действительно в настоящее время спорный участок дороги никем не обслуживается в связи с тем, что ведется работа по определению рыночной стоимости автодороги для постановки на бухгалтерский учет и передаче в казну города, а также по дальнейшей передаче на праве оперативного управления Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска. Подтвердила, что управлением и распоряжением муниципальной собственностью должен заниматься Департамент недвижимости. Однако, данный орган не имеет полномочий по содержанию муниципального имущества. Это относится к ведению Администрации города Усть-Илимска. Предложенный прокурором срок для принятия мер по устранению недостатков автодороги в части обеспечения безопасности дорожного движения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу считает необоснованным, так как в зимнее время производство ремонта невозможно.
Представитель заинтересованного лица администрации города Усть-Илимска А.Ю.Куклина в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства по делу была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие. В письменных возражениях от ** ** **** указала, что участок автодороги от ул. Партизанская до ул. 50 лет ВЛКСМ никем не обслуживается, так как не закреплен за соответствующим учреждением на праве оперативного управления. Полномочия по управлению, распоряжению, передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление муниципальным учреждениям находятся в ведении Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска (л.д.20,21).
Исследовав объяснения сторон, материалы дела, показания свидетеля Д.С.В., суд находит заявление Усть-Илимского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 ФЗ РФ - 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее по тексту ФЗ № 131)
Статьей 8 Устава муниципального образования город Усть-Илимск (далее по тексту Устав), содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относится к вопросам местного значения муниципального образования город Усть-Илимск.
Согласно статье 12 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом достоверно установлено и подтверждается решением Городской Думы города Усть-Илимска от 28.05.2008 № 76/443 факт того, что автодорога от ул. Партизанской до ул. 50 лет ВЛКСМ находится в левобережной части города и относится к категории автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Усть-Илимска (л.д.13).
Доводы заявителя об отсутствии надлежащего содержания и ремонта автодороги подтверждаются актом обследования маршрутов транспортных средств общего пользования от 10.12.2010г., составленным заместителем начальника ГИБДД УВД по г. Усть-Илимску, госинспектором дорожного надзора Д.С.В., из которого усматривается, что спорный участок дороги находится в неудовлетворительном состоянии, по краям дороги имеются отложения снега, на дорожном полотне присутствует снежный накат, отсутствует документация (л.д.9,10).
Д.С.В., допрошенный судом в ходе настоящего судебного заседания, показал, что автодорога не соответствует ГОСТу Р 50597-93, проезжая часть имеем просадки, выбоины. В Администрацию города по вопросу устранения недостатков автодороги ГИБДД обращалось неоднократно, это одна из самых проблемных дорог в городе. Накануне здесь произошло ДТП в районе закрытого поворота, связанное с состоянием дороги. На дороге не установлено дорожных знаков, так как отсутствует техническая документация (паспорт) на неё. Необходимо установить бордюрный камень, провести освещение. Недостатки не позволяют водителям двигаться по дороге даже с разрешенной скоростью.
Показания свидетеля подтверждены обращением начальника УВД по г.Усть-Илимску П.В.Н. от 25.12.2009 № 12922 (л.д.11).
Ссылка представителя заинтересованного лица Бараускайте О.В. на то, что до судебного заседания дорога была очищена, не имеет юридического значения, поскольку речь идет не о разовой акции, а о постоянном содержании, соблюдении технических условий безопасности дорожного движения по ГОСТу. Более того, как показал свидетель Д.С.В., он 15.02.2011 выезжал для осмотра дороги. С проезжей части только с середины дороги очищены отложения снега, на обочинах имеются сугробы, высота которых превышает допустимые нормы, информационные знаки отсутствуют.
Согласно письму начальника Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от 23.01.2010 № 00-061204-ДЖ вопрос о содержании и обслуживании указанной прокурором автодороги рассматривается в течение двух лет безрезультатно (л.д.12).
Из объяснений представителя Департамента недвижимости следует, что автодорога до настоящего времени не передана в оперативное управление, что лишает возможности привлечь к её обслуживанию подрядные организации. Решение данного вопроса относится к компетенции этого органа.
В соответствии со статьей 17 ФЗ № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
В силу статьи 39 Устава города обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится к компетенции Администрации города Усть-Илимска.
Оценив в совокупности изложенные выше обстоятельства, суд находит, что в рассматриваемом случае имеет место бездействие Администрации города Усть-Илимска, являющегося исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации осуществления полномочий подведомственными ему муниципальными органами по решению вопросов местного значения.
Из Устава города и объяснений представителя Департамента недвижимости Бараускайте О.В. следует, что непосредственно вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом отнесены к компетенции указанного органа, который входит в структуру Администрации города с правами юридического лица. Следовательно, он наравне с Администрацией несет ответственность за надлежащее решение вопросов местного значения. Бездействие этих органов привело к нарушению требований ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», которая создает опасность для неопределенного круга лиц.
Определяя сроки для устранения недостатков, суд принимает во внимание, что срок 15 дней, предложенный прокурором, достаточен для приведения автодороги в состояние, обеспечивающего безопасность в зимний период времени.
Последующее содержание дороги требует организации конкурса, заключения соответствующих договоров с подрядными организациями. Следовательно, в течение 15 дней данный вопрос не может быть разрешен. Поэтому суд полагает, что срок в три месяца достаточен и соразмерен требуемым усилиям.
Что касается организации содержания и обслуживания автодороги, исходя из объяснений представителя Департамента недвижимости Бараускайте О.В., суд находит, что завершение вопроса о передаче дороги в оперативное управление в Департамент жилищной политики и городского хозяйства либо иной организации не требует чрезмерных усилий, поскольку данный вопрос уже решается в течение двух лет. Технический паспорт на дорогу изготовлен в 2007 году, что установлено при его исследовании в ходе настоящего судебного заседания. При таком положении суд определяет срок 1 месяц.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Усть-Илимска, Департамента недвижимости при администрации города Усть-Илимска, выразившееся в неосуществлении управления муниципальным имуществом - автодороги общего пользования местного значения муниципального образования «Город Усть-Илимск» от улицы Партизанской до улицы 50 лет ВЛКСМ, в отсутствии обеспечения соответствия состояния данной автодороги требованиям закона.
Обязать Администрацию города Усть-Илимска принять соответствующие меры по устранению недостатков автодороги общего пользования от улицы Партизанской до улицы 50 лет ВЛКСМ в части обеспечения безопасности дорожного движения в зимний период времени согласно ГОСТу Р 50597-93 (очистка дороги от снежного наката, удаление отложений снега на обочинах) в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Департамент недвижимости при администрации города Усть-Илимска принять соответствующие меры по распоряжению указанной автодорогой для обеспечения надлежащего содержания и ремонта в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию города Усть-Илимска принять соответствующие меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта автодороги от улицы Партизанской до улицы 50 лет ВЛКСМ в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Усть-Илимский городской суд.
Судья С.Г. Занданова решение вступило в законую силу 01.03.2011г.