РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Юрониной Н.Ю., при секретаре Ибрагимовой Е.Б.,
с участием истицы Тхоржевской Л.В., представителя ответчика МОУ «СОШ № 10» Горбатовой Т.Г., действующей на основании доверенности с полным объемом прав,
в отсутствие представителей третьих лиц - управления образования Администрации г. Усть-Илимска, финансового управления Администрации г. Усть-Илимска,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2011 по иску Тхожевской Л.В. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №10» о признании незаконным выплат без учета районного коэффициента и северных надбавок, понуждении к заключению дополнительного соглашения по оплате труда, о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.09.2010 г. - 30.11.2010 г. в сумме *** рублей,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истица указала, что работает у ответчика уборщиком служебных помещений. Выплачиваемая ей работодателем заработная плата не соответствует федеральному закону. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». С 01.01.2009 года установлен минимальный размер оплаты труда 4330 рублей. Вознаграждение за труд должно быть не менее установленного федеральным законом МРОТ, т.е. не менее 4330 рублей, компенсационные выплаты в эту сумму не входят. Оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Компенсационные выплаты в виде конкретных размеров повышения оплаты труда, а не вознаграждения за труд, устанавливаются не в целях вознаграждения за определенный труд, а в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на здоровье работников. Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Истице же выплату заработной платы производили без учета северных надбавок и районного коэффициента, которые должны начисляться на минимальный размер оплаты труда. Задолженность ответчика по невыплаченной заработной плате в связи с этим составляет с 01.09.2010 г. - 01.12.2010 г. *** рублей. Просила суд взыскать с ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» невыплаченную заработную плату в указанной сумме, а также признать незаконной выплату ей заработной платы в размере менее установленного ФЗ минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам иска. Уточнила, что просит взыскать заработную плату за период с 01.09.2010 г. - 30.11.2010 г. включительно, в сумме *** рублей согласно расчета, произведенного с учетом отработанного в указанный период времени.
Представитель ответчика МОУ «СОШ № 10» Горбатова Т.Г. по заявленным требованиям возражала, В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, а также выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При расчете заработной платы учреждение руководствуется постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 18 марта 2008 года №112 «Об установлении с 01.02.2008 года тарифных ставок работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск». Учреждением принят локальный акт- положение о доплатах МОУ «СОШ №10». Данное положение устанавливает размеры стимулирующих надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы. Таким образом, работнику выплачивается заработная плата в виде оклада, определенного постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 18 марта 2008 года №112, стимулирующей надбавки с применением коэффициентов за работу в особых природно-климатических условиях. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования г. Усть-Илимск.
В суд представлены письменные возражения представителя третьего лица - Управления образования администрации г. Усть-Илимска Прониной Л.А. (л.д. 30-32), которая исковые требования не признала по вышеуказанным основаниям. В судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена.
Третье лицо - финансовое управление администрации г. Усть-Илимска в судебном заседании не присутствует, о дне и месте слушания дела извещено надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя финансового управления администрации г. Усть-Илимска.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, оценив пояснения сторон в совокупности с письменными доказательствами, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц. (Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области № 123 от 19 января 2008 года в сумме 3500 рублей в месяц с 1 июля 2008 года утратило силу).
В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г. Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 января 2009 года - 9093 рубля.
Как установлено в судебном заседании, истица Тхоржевская Л.В. принята на работу в МОУ «СОШ № 10» уборщиком служебных помещений **.**.*** на основании трудового договора *** от **.**.*** (л.д.18) по приказу *** от **.**.*** (л.д. 15-16), с **.**.*** переведена вахтером 1 разряда с окладом *** руб., северной надбавкой 50%, р.к. 60% (л.д. 17). Соответствующие записи внесены в трудовую книжку, выданную на имя Тхоржевской Л.В. (л.д. 12-14)
В соответствии с расчетом бухгалтерии ответчика (л.д. 33) и расчетными листами (л.д. 20) состав заработной платы истицы состоит из: тарифная ставка, оплата за ночное время, оплата за праздничные дни, доплаты до минимального размера заработной платы, северная надбавка 50%, районный коэффициент 60%. При этом сумма тарифной ставки и доплат за ночное время и праздничные дни, другие виды доплат, в общей сумме ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.
Судом исследованы табеля учета рабочего времени (л.д.54-59), из которых следует, что истцом Тхоржевской норма рабочего времени отработала в полном объеме.
Расчет исковых требований истца в части заработной платы ответчиком не оспорен, составлен с учетом отработанного времени. Судом расчет проверен и составляет:
***
***
***
***
Итого задолженность составляет *** рублей.
Итого, за указанный период недоплата заработной платы до минимального размера оплаты труда с применением районного коэффициента и северной надбавки (9093 руб.) составляет в общей сумме *** рублей.
Начисления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда противоречит ст. 315,316,146,147,148 ТК РФ, а значит, являются незаконными. В этой части исковые требования истицы также подлежат удовлетворению.
Истцом в качестве ответчика указано также финансовое управление Администрации г. Усть-Илимска, без определения конкретных требований, предъявляемых к данному ответчику. В соответствии с частью 12 статьи 20 ТК РФ дополнительная ответственность собственника (учредителя) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) наступает в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» следует, что учреждение является муниципальным и относится к объектам муниципальной собственности. Его учредителем является управление образования, финансирование осуществляется полностью за счет средств городского бюджета.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Согласно постановлению главы администрации города Усть-Илимска от 01.11.2007 № 1066 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города» Управление образования администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств городского бюджета, предусмотренных на содержание школы и реализацию возложенных на него полномочий.
В случае недостаточности средств у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» в ходе исполнения настоящего решения истец вправе обратиться в суд в силу пунктов 2, 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ с иском на общих основаниях к соответствующему муниципальному органу о привлечении его к дополнительной (субсидиарной) ответственности.
В соответствии со статьями 88, 103 ГПК РФ, с ответчика «Средняя общеобразовательная школа №10» следует взыскать государственную пошлину, размер которой в соответствии со ст. 33319 Налогового кодекса РФ составит *** рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тхожевской Л.В. удовлетворить.
Признать незаконной выплату заработной платы Тхоржевской Л.В. в размере менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» в пользу Тхожевской Л.В. задолженность по заработной плате за период с 01.09.2010 г. - 30.11.2010 г. в сумме *** рублей 23 копеек), с правом работодателя удержания обязательных налоговых платежей.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» госпошлину в доход городского бюджета в размере 445,13 рублей (четыреста сорок пять рублей 13 копеек).
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.Ю. Юронина
Решение вступило в законную силу: 05.02.2011г.