Решение о взыскании недополученной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Юрониной Н.Ю.,

при секретаре Ибрагимовой Е.Б.,

в отсутствие истца Мамедовой С.Н.к., представителя ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка», представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Усть-Илимска, представителя ответчика - Финансовое управление Администрации г. Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-167/2011 по иску Мамедовой С.Н.к. к Муниципальному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» о взыскании недополученной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истец Мамедова С.Н.к. указала, что она работает в Муниципальном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» в должности помощника воспитателя, продолжает трудовые отношения по настоящее время. МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» является муниципальным образовательным учреждением, финансируется из бюджета города.

Минимальный размер оплаты труда при выполнении нормы не может быть ниже 9093 рубля (4330 рублей + 50% процентная надбавки + 60 % районный коэффициент). В период с сентября по ноябрь 2010 года заработная плата ей выплачивалась в меньшем размере. Просит суд взыскать со МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» в ее пользу недополученную заработную плату в размере *** рубля за период с сентября по ноябрь 2010 года.

В судебное заседание истец Мамедова не явилась, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка», заведующая детским садом Водова В.Д., действующая на основании прав по должности, с предъявленным иском не согласились. По существу возражений пояснила следующее. Прямое толкование части 1 статьи 129 ТК РФ приводит к выводу, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, поэтому входят в общую сумму заработной платы работника. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 18.03.2008 № 112, которым установлены тарифные ставки (оклады) работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Усть-Илимск. Доплаты и надбавки установлены Положением о порядке установления стимулирующих надбавок из надтарифного фонда, которые выплачиваются за сложность, напряженность, высокое качество. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам муниципальных учреждений МО город Усть-Илимск. Просила в иске отказать в полном объеме. Представленный истцом способ расчета заработной платы не оспаривала, указав, что истцом не в полном объеме выработана норма рабочего времени в спорный период. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель Управления образования администрации города Усть-Илимска Зарипова И.Р., в судебном заседании письменных возражениях просила отказать в исках, ссылаясь на те же доводы, что и представитель ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка». Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебное заседание ответчик - Финансовое управление администрации города Усть-Илимска, будучи надлежаще извещенным о судебном заседании, представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений не представило.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав их в совокупности с письменными возражениями ответчика и третьего лица, представленными доказательствами, полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 146,147,148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 гор. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, повышенная оплата производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из установленных фактических обстоятельств и вышеприведенных правовых норм минимальный размер начисляемой работодателем заработной платы в г. Усть-Илимске, при условии выработки нормы рабочего времени в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, и начисления 60% районного коэффициента и северной надбавки 50%, должен составлять с 01 января 2009 года - 9093 рубля.

Факт трудовых отношений с истцом ответчиком не оспаривался.

Судом исследованы трудовой договор с Мамедовой С.Н.к. (л.д. 55), справка о начислении заработной платы (л.д. 56), табеля рабочего времени за спорный период (л.д. 36-38), копии расчетных листов истца за спорный период (л.д. 4-6), копия трудовой книжки на имя Мамедовой С.Н.к. (л.д. 59-60).

Заработная плата истцу подлежит начислению в следующем порядке: оклад плюс предусмотренная надбавка надтарифного фонда, оплата за условия труда, совмещение профессий, доведение получившегося размера до 4330 рублей, начисление северного и районного коэффициентов, при выработке нормы рабочего времени. Итого 9093 рубля - по одной ставке, в пределах нормальной продолжительности рабочего времени. Как видно из представленных справок, законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

Расчет истца в части недоначисленной заработной платы ответчиком по существу не оспорен, составлен с учетом отработанного времени. Количество отработанных часов при расчете учтено истцом неверно, судом скорректирован расчет в соответствии с часами, указанными в расчетных листах истца:

***

***

***

***

***

Итого задолженность *** руб.

Таким образом, размер недоначисленной заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года составляет *** рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. С указанной суммы работодатель вправе удержать налог на доходы физических лиц.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии со ст. 33319 Налогового кодекса РФ составит *** рублей.

Истцом в качестве ответчика указано финансовое управление администрации г. Усть-Илимска, без определения конкретных требований к данному ответчику. В соответствии с частью 12 статьи 20 ТК РФ дополнительная ответственность собственника (учредителя) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем) наступает в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из Устава МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» следует, что учреждение является муниципальным и относится к объектам муниципальной собственности. Его учредителем является управление образования, финансирование осуществляется полностью за счет средств городского бюджета.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

Согласно постановлению главы администрации города Усть-Илимска от 01.11.2007 № 1066 «Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города» Управление образования администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств городского бюджета, предусмотренных на содержание детского сада и реализацию возложенных на него полномочий.

В случае недостаточности средств у МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» в ходе исполнения настоящего решения истец вправе обратиться в суд в силу пунктов 2, 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ с иском на общих основаниях к соответствующему муниципальному органу о привлечении его к дополнительной (субсидиарной) ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мамедовой С.Н.к. к Муниципальному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка»» в пользу Мамедовой С.Н.к. недоначисленную заработную плату за сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года в общей сумме *** рубля 43 копейки), с правом работодателя удержать обязательные налоговые платежи.

Взыскать с МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Красная шапочка» госпошлину в доход городского бюджета в размере *** рублей).

Отказать в удовлетворении остальных исковых требований.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Ю. Юронина

Копия верна

Судья Н.Ю. Юронина

Секретарь суда Л.Б. Маркова

Решение вступило в законную силу: 11.02.2011г.