Решение об отказе в признании решения призывной комиссии незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск                                                             20 сентября 2012 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,

с участием заявителя Гумерова Р.Н.,

представителя заинтересованного лица Заровской И.И., действующей на основании доверенности от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2197/2012 по заявлению Гумерова Р.Н. о признании решения призывной комиссии незаконным,

Установил:

В обоснование заявления указал, что он состоит на воинском учете и является призывником Усть-Илимского ОГВК с **.**.****. **.**.**** он проходил медицинскую комиссию по результатам которой был установлен диагноз ----- и вынесено заключение ограничено годен. Согласно выписки из протокола призывной комиссии от **.**.**** он признан временно не годным к военной службе. Считает, что у призывной комиссии не было достаточных оснований для установления предварительного диагноза и направлении его в О отделение на обследование. Согласно результатов медицинского экспертного заключения , выполненного Центром независимой экспертизы «Сиб-эксперт», на момент освидетельствования признаков какого либо психиатрического расстройства обнаружено не было. Считает, что решением призывной комиссии по установлению диагноза без достаточных на то оснований, нарушены его права. Просит признать незаконным заключение врача специалиста призывной комиссии от **.**.**** в отношении него, обязать призывную комиссию Усть-Илимского ОГВК Иркутской области исключить из листа медицинского освидетельствования Гумерова Р.Н. предварительный диагноз «-----, признать незаконным решение призывной комиссии Усть-Илимского ОГВК Иркутской области от **.**.**** о признании временно негодным к военной службе Гумерова Р.Н..      

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.

           Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Иркутской области в судебном заседании требования не признала по следующим основаниям. Общие вопросы организации медицинского освидетельствования и медицинского обследования призывников регламентируются Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Важной частью мероприятий по подготовке граждан к призыву на военную службу являются медицинское освидетельствование и медицинское обследование призывников на предмет годности к военной службе.

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности, службе в органах, разрешение других предусмотренных вопросов с вынесением письменного заключения.

Целью медицинского освидетельствования призывников является определение степени их годности к военной службе, а также их нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях.

Гумеров Р.Н. состоит на учете в отделе военного комиссариата с 2007 года. При первоначальной постановке на учет был признан годным к военной службе без ограничений. При проведении медицинского освидетельствования **.**.****, несмотря на то, что в мотивированном заключении Н о необходимости освидетельствования должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о том, что обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него -----, вынесено заключение врача-специалиста В. - ст. расписания болезней согласно приложению к Положению о военно-врачебной экспертизе утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года №123. На основании данного заключения призывной комиссией муниципального образования г.Усть-Илимск, Гумеров признан временно не годным к военной службе. Направлен на стационарное медицинское обследование в ОГБУЗ УИ ОПНД.

Согласно ст.53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в случае несогласия с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на проведение независимой военно-врачебной экспертизы. Порядок её производства регламентируется Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 574). Настоящее положение определяет, что независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе.

По результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военный комиссар при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет его в соответствующую комиссию для повторного медицинского освидетельствования гражданина, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением медицинского освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Следовательно,     Гумеров     Р.Н.     обязан     представитьзаключение     своего освидетельствования на призывную комиссию, которая начинает действовать с **.**.****. Просит в удовлетворении заявления отказать.

          Представитель заинтересованного лица Иркутский областной психоневрологический диспансер в судебное заседание не явился.

          Суд, исследовав в совокупности пояснения сторон, свидетелей, материалы дела находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

          В судебном заседании установлено, что Гумеров Р.Н. состоит на воинском учете и является призывником Усть-Илимского ОГВК Иркутской области.

            Согласно листа медицинского освидетельствования от **.**.**** врачами призывной комиссии было проведено медицинское освидетельствование Гумерова Р.Н. по итогам которого было, призывнику была присвоена категория годности к военной службе - временно не годен к военной службе, и принято решение направить на стационарное медицинское обследование.

    Согласно п.п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или об освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии, которая принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, кто не подлежит призыву на военную службу, в том числе согласно с пп. "а" п. 1 ст. 23 от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

При этом согласно п. 4 ст. 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. N 12, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).

Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и указаны выше.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. N 123, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

В соответствии с п. 9 Положения гражданин вправе обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. Кроме того, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

С учетом положений Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.

Рассматривая вопрос о правомерности действий врача, руководящего призывом граждан на военную службу, суд считает, что его действия являлись законными и обоснованными, оснований для присвоения Гумерову Р.Н. иной категории годности при наличии заключения врача специалиста (Н) ограничено годен, до проведения независимой военно-врачебной экспертизы не имелось. Каких-либо надлежащих доказательств, опровергающих законность действий врача, руководящего призывом граждан на военную службу, Гумеров Р.Н. суду не представил.

Представленное Гумеровым Р.Н. медицинское экспертное заключение об отсутствии признаков какого либо ----- у Гумерова Р.Н. не может быть принята судом как надлежащее доказательство, поскольку не отвечает требованиям предъявляемым к проведению независимой военно-врачебной комиссии.

Согласно Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).

Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Независимая экспертиза производится врачами-специалистами (далее - эксперты), входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (далее - комиссия).

В представленном медицинском заключении не указано имеет организация проводившая экспертизу лицензию на данный вид деятельности, также как следует из заключения экспертиза проводилась одним врачом, а не комиссионно, как того требует положение о военно-врачебной экспертизе.

В судебном заседании Гумеров Р.Н. от назначения судебно-медицинской экспертизы отказался.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    При таких обстоятельствах, заявление Гумерова Р.Н. о признании решения призывной комиссии незаконным, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Гумерова Р.Н. о признании решения призывной комиссии незаконным, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца через Усть-Илимский городской суд со дня изготовления решения в окончательном виде.

         Судья        М.С. Третьяков

.

.

Решение вступило в законную силу: 27.10.2012г.

.

.