Решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения



РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Усть-Илимск                                                         11 октября 2012 года

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Шабалина В.О., рассмотрев жалобу Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска на постановление о наложении взыскания за нарушение требований пожарной безопасности **,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> и <адрес> от ** г. юридическое лицо «Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес>» (далее Департамент жилищной политики) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.

Наказание было назначено за нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам пожарной сигнализации, выразившееся в невыполнении требований нормативных актов по пожарной безопасности, Правил пожарной безопасности (ППБ-01.03), утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18. 06. 2003 г. №313 в зданиях муниципальных общежитий в <адрес>

Департамент жилищной политики не согласился с вынесенным постановлением о назначении наказания, и просил его отменить. В обоснование своих доводов указал, что виновность юридического лица установлена и доказана не была. Ссылаясь на положение о Департаменте жилищной политики, указал, что осуществление деятельности, связанной с обеспечением выполнения требований пожарной безопасности не относится к компетенции Департамента жилищной политики. Соблюдение требований пожарной безопасности, исходя из положений федерального закона «О пожарной безопасности № от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ несут собственники имущества, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и иные лица, указанные в ст. 38 данного федерального закона.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

** на основании распоряжения главного государственного инспектора в <адрес> и <адрес> по пожарному надзору В.Н. от ** была проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности по контролю за выполнением ранее выданного предписания ** в зданиях муниципальных общежитий по адресам: <адрес>

По результатам проверки, Департамент жилищной политики и городского хозяйства был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно положениям Устава муниципального образования <адрес>, к вопросам местного значения относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования п. 10 ст. 8, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий жилищного строительства п. 6 ст. 8, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования п. 3 ст. 8 Устава муниципального образования.

В соответствии со ст. 37 Устава, именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

В целях реализации возложенных на Администрацию <адрес> полномочий, права и обязанности администрация осуществляет через органы, в том числе постоянно действующие исполнительный органы администрации города ( департаменты, управления, комитеты). Полномочия передаваемых Администрацией города прав и обязанностей отражены в соответствующих положениях.

Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> осуществляет свои полномочия на основании Положения о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства, утвержденного решением Городской Думы <адрес> от **. Анализируя цели и полномочия Департамента жилищной политики, согласно, представленного Положения, суд приходит к выводу, что полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, так как они предусмотрены и реализованы в ст. 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ переданы Департаменту в целях организации и выполнения решений муниципального образования и осуществления мероприятий по обеспечению организационных и комфортных условий проживания граждан на территории <адрес>, в том числе предусмотренные пп. 14,17 указанного Положения полномочия по организации и контроля за реконструкцией, капитальным ремонтом жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Не противоречит Положению и постановление Администрации <адрес> от ** возлагающее обязанности в области жилищных правоотношений на Департамент жилищной политики.

Вместе с тем, в соответствии с Уставом муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

В соответствии со ст. 63 ФЗ №123 от 22.07.2008 года первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В целях реализации положений Федерального закона № 123 от 22.07.2008 года и Устава муниципального образования <адрес> решением Городской Думы <адрес> от ** был учрежден Департамент безопасности жизнедеятельности <адрес>, которому были переданы полномочия органов местного самоуправления в соответствии с Положением О Департаменте безопасности жизнедеятельности города.

Вместе с тем, из анализа содержания переданных Администрацией полномочий Департаменту жизнедеятельности не следует, что на последний возложена ответственность за содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку определенные полномочия и ответственность за их неисполнение не была передана органами местного самоуправления постоянно действующему исполнительному органу Администрации <адрес> - Департаменту безопасности жизнедеятельности города, то ответственность за нарушение законодательства в соответствующей сфере возлагается на то лицо, в чьем ведении находятся соответствующие правоотношения.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности РФ (ППБ01-03) утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18. 06. 2003 г. №313.

Согласно п. 10 указанных правил предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители или должностные лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Из содержания Устава администрации <адрес>, утвержденных в целях реализации полномочий органов местного самоуправления соответствующих Департаментов (Департамент жилищной политики и городского хозяйства и Департамент безопасности жизнедеятельности) следует, что в установленном порядке, ответственные лица за обеспечение пожарной безопасности муниципального имущества не определены. Таким образом, соответствующая ответственность должна быть возложена на собственников имущества либо лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться муниципальным имуществом.     

Из материалов дела и представленных Департаментом недвижимости администрации <адрес>, сведений следует, что все перечисленные общежития входят в состав муниципальной собственности муниципального образования <адрес>.

Сведений, о передаче прав владения, пользования и распоряжения (право собственности) в зданиях муниципальных общежитий по адресам: <адрес>, иному уполномоченному лицу, материалы административного дела не содержат.

Из содержания Положения о Департаменте недвижимости Администрации <адрес>, утвержденного решением Городской Думы четвертого созыва от 14.12. 2005 года п. 3.1.1 права собственника в отношении объектов муниципальной собственности осуществляет Департамент недвижимости.

Административная ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами Департамента жилищной политики и городского хозяйства об отсутствии в их действиях (бездействиях) вины юридического лица.

Ссылка в постановлении о назначении административного наказания ** на цели Департамента жилищной политики - обеспечение безопасных условий проживания граждан, во взаимосвязи с обязанностью Департамента жилищной политики обеспечить меры пожарной безопасности - является надуманной, поскольку из совокупности целей, задач и функций Департамента жилищной политики и городского хозяйства, в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, определенными Жилищным Кодексом РФ в области жилищных отношений, деятельность указанного Департамента осуществляется в сфере жилищно-коммунального хозяйства для целей удовлетворения жилищно-коммунальных потребностей населения, услуг связи, транспорта и иными общественно значимыми целями.

Таким образом, Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку не является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности ( на Департамент не возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в установленном порядке, Департамент не уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, и не осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества), потому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20. 4 КоАП РФ.

Выводы заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> и <адрес> об обратном, не основаны на исследованных материалах дела и опровергаются представленными доказательствами. Последним сделаны необоснованные выводы о субъекте административной ответственности.

Представленный договор ** управления многоквартирными домами, собственники помещений которых не выбрали способ управления домами или не реализовали принятое решение о выборе способа управления, не ставит под сомнения выводы суда, поскольку Департамент жилищной политики и городского хозяйства хотя и выступил «учредителем управления», однако предметом договора явились услуги по управлению многоквартирным домом (организация содержания, обслуживания, ремонта).

С учетом изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> и <адрес> от ** о привлечении к административной ответственности Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит отмене.

На основании ст. 30.6, ч. 1 п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> удовлетворить.

Отменить постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> и <адрес> от ** о привлечении к административной ответственности Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации <адрес> состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи жалобы в Усть-Илимский городской суд в течении 10 суток.

Решение вступило в законную силу 23.10.2012