Номер обезличен
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2010 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шубиной Е.С.,
с участием истца Прохорова Сергея Валентиновича,
представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района Биджиевой Фатимы Джагафаровны,
представителя ответчика - администрации Красногорского сельского поселения Этемез Валентины Николаевны,
специалиста по охране прав детства Чикатуевой М.Ф., представившей доверенность № 49 от 25.01.2010 года,
третьего лица на стороне истца - Прохоровой Елены Федоровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Прохорова Сергея Валентиновича в интересах несовершеннолетней Прохоровой Марии Сергеевны к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании их действий неправомерными и ущемляющими права несовершеннолетней Прохоровой Марии Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прохоров Сергей Валентинович обратился в суд в интересах несовершеннолетней Прохоровой Валентины Сергеевны, 18 июля 2000 года рождения с исковым заявлением к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании их действий неправомерными и ущемляющими права несовершеннолетней Прохоровой Марии Сергеевны.
Истец Прохоров С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что он родился в Магаданской области, проживал и работал по 1998 год в районах Крайнего Севера. В 1998 году он переехал на постоянное место жительство в Усть-Джегутинский район, ст. Красногорскую, где и проживает вместе с членами своей семьи по настоящее время. Он имеет право на внеочередное получение жилья и улучшение жилищных условий.
Администрацией Усть-Джегутинского муниципального района с 04.07.2006 года он был поставлен в очередь на получение субсидии для приобретения жилья, как участник подпрограммы - «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Он постоянно проживает в ... вместе со своей семьей: женой - Прохоровой Еленой Федоровной, пасынком - Прохоровым Евгением Олеговичем -Дата обезличена рождения, дочерью - Прохоровой Екатериной Сергеевной - Дата обезличена рождения, и дочерью - Прохоровой Марией Сергеевной - Дата обезличена, которые все зарегистрированы по указанному адресу и являются членами его семьи. Им были поданы в администрацию Усть-Джегутинского муниципального района документы на получение субсидии с учетом количества всех проживающих членов семьи. Так как, согласно ст. 5 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей. Однако, его младшая дочь - Прохорова Мария Сергеевна - Дата обезличена года рождения, родилась после переезда к последнему постоянному месту жительства и не включена как участник в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годов. В связи с чем, при получении жилищного сертификата, учитываются только он, жена и двое детей, без учета несовершеннолетнего ребенка Прохоровой Марии Сергеевны. При таких обстоятельствах, его несовершеннолетний ребенок фактически остается без жилья, проживать дочери негде и жилплощадь на нее никем не предоставляется и не выделяется. В доме Дата обезличена, в котором они в настоящее время проживают, является единственным для них жильем, никакого другого жилого помещения они не имеют и средств для приобретения также. Данный дом он приобрел на свои сбережения, никакой помощи в получении жилья государство ему не предоставляло. Размер общей площади дома составляет 33,6 кв.м., полезной площади - 30,4кв.м. Так как ребенок фактически остается без жилого помещения, он обратился в администрацию Усть-Джегутинского муниципального района с просьбой оставить имеющееся в настоящее время у них жилье в ... за несовершеннолетним ребенком - Прохоровой Марией Сергеевной, а ему и остальным членам семьи выдать жилищный сертификат на 4 человек, так как в противном случае ущемляются права несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без жилья. Администрацией Усть-Джегутинского муниципального района ему был дан ответ, что исполнение обязательства о передаче жилья должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной субсидии. Согласно обязательства о сдаче ( передаче) жилого помещения от Дата обезличена года после приобретения жилья, жилой дом по адресу: ст. Красногорская, ул. Кубанская, 41 будет передан в муниципальную собственность администрации Красногорского сельского поселения. Администрация Красногорского сельского поселения средств на выплату денежных средств при освобождении жилья несовершеннолетней Прохоровой М.С. не имеет, а также не возражает в передаче домовладения Прохоровой Марии Сергеевне. Другого жилого помещения она не имеет и в её собственности никакого недвижимого имущества не зарегистрировано и не значится, что подтверждается сведениями из Федеральной службы государственной регистрации. Считает, что будут нарушены права несовершеннолетнего ребенка, гарантированные Конституцией РФ. В связи с чем, решить данный вопрос в ином, внесудебном порядке, не представляется возможным. Просил суд удовлетворить его исковые требования.
Третье лицо на стороне истца Прохорова Елена Федоровна исковое заявление Прохорова Сергея Валентиновича считала законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представители ответчиков: администрации Усть-Джегутинского муниципального района Биджиева Ф.Д., администрации Красногорского сельского поселения Этемез В.Н. и представитель несовершеннолетней Чикатуева М.Ф. считали исковые требования Прохорова С.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третьи лица на стороне истца Прохоров Е.О. и Прохорова Е.С. в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания надлежащем образом были извещены, в тоже время, в адрес суда поступили заявления, из которых следует, что Прохоров Е.О. и Прохорова Е.С. просят рассмотреть данное дело в их отсутствие. По правилам ст. 167 ГПК РФ в данном случае суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку оно обосновано и законно.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. «в» п. 17 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 « О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 - 2010 годы», членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.
Применительно к условиям подпрограммы, членами семьи истца Прохорова С.В. являются его супруга- Прохорова Е.Ф. и его дети: Прохоров Евгений Олегович, Дата обезличена года рождения и Прохорова Екатерина Сергеевна, Дата обезличена года рождения, прибывшие с ним из ... в 1998 году на постоянное место жительства в ...
Согласно Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 10.12.2002 года за № 879 администрацией Усть-Джегутинского муниципального района с 04.07.2006 года он был поставлен в очередь на получение субсидии для приобретения жилья, как участник подпрограммы - «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 - 2010 годы», при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, в частности для семьи Прохорова С.В., учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в Карачаево-Черкесской Республике и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Размер социальной выплаты в случае продажи жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения.
Таким образом, норматив, общей площади жилого помещения для семьи Прохорова С.В., состоящей из 4 человек, устанавливается по 18 кв.м. на каждого члена семьи. Указанный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Гражданам, продавшим жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, размер субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Эта норма Закона полностью учтена пунктами 15.16.1 (подпункты «б» и «в») и пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153. в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 408
Такое обязательство, как установлено в ходе судебного заседания, было заключено 23 мая 2009 года между Прохоровым С.В. и администрацией ...
Следовательно, при получении жилищного сертификата на четверых членов семьи, Прохорову С.В. необходимо будет выполнить обязательство о безвозмездном отчуждении жилого дома, общей площадью 33,6 кв.м., расположенного по ...
Кроме того, в суде было установлено, что у истца Прохорова С.В. Дата обезличена года родилась его младшая дочь - Прохорова Мария Сергеевна, то есть после переезда к последнему постоянному месту жительства в ...
и как участник она не включена была в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годов.
В связи с чем, при получении жилищного сертификата, будут учитываться интересы только истца и 3 членов его семьи (жена и двое детей), без учета несовершеннолетнего ребенка - Прохоровой Марии Сергеевны.
В соответствии со ст. 40 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, именно Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в ст. 4 Конвенции, признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). При этом Конвенция возлагает на родителей или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение частной и семейной жизни, в ее истолковании Европейским Судом по правам человека обязывает национальные власти обеспечивать соблюдение справедливого баланса между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.
Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям положения международных актов, федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны официально действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, недопущения их дискриминации, восстановления нарушенных прав ребенка, если причиной нарушения стали действия родителей, в том числе предусматривать - с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов несовершеннолетних детей и родителей в случае их конкуренции - повышенного уровня гарантии жилищных прав несовершеннолетних детей как уязвимой в отношениях с родителями стороны. Соответственно, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем, чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; при этом гарантии прав членов семьи собственника жилого помещения должны рассматриваться в общей системе действующего правового регулирования как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении нанимателей, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, т.е. не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (Постановление от 21 апреля 2003 года № 6-П, Определение от 3 ноября 2006 года № 455-О).
В силу приведенных правовых позиций обязанность государства обеспечивать условия для соблюдения в каждом конкретном случае баланса между интересами детей и их родителей - с учетом комплексного характера правоотношений, в которых находятся несовершеннолетние в связи с реализацией ими права пользования жилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности их родителям, - предопределяет необходимость действенного механизма защиты жилищных прав несовершеннолетних и восстановления этих прав в случае их нарушения при отчуждении собственниками жилого помещения, в котором проживают их несовершеннолетние дети, приводящего к утрате несовершеннолетними права пользования этими жилыми помещениями.
Исходя из смысла ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает требования о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п. 1 ст. 65), поэтому лишение ребенка права пользования жилым помещением, принадлежащим родителям, влечет нарушение прав ребенка.
Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд считает, что лишение несовершеннолетнего ребенка Прохоровой М.С. жилья, а также права пользования жилым помещением, является нарушением не только гражданского, жилищного, семейного законодательства, но и нарушением конституционных прав и интересов.
Суд считает, что при заключении обязательства о сдаче жилого помещения от 23 мая 2009 года между Прохоровым С.В. и администрацией Красногорского сельского поселения безвозмездно были нарушены права несовершеннолетней Прохоровой С.М. на жилище, поскольку не были уведомлены органы опеки и попечительства, с разрешения которого производится отчуждение жилья, если не затрагиваются интересы несовершеннолетнего и соблюдены его права. Кроме того, жилье, в котором проживала семья Прохорова С.В. из пяти человек - соответствует норме площади жилья для одного гражданина - 33 кв. метра.
При таких обстоятельствах, несовершеннолетняя Прохорова М.С. имеет право на жилище, которого она не может быть лишена. Другого жилья она не имеет и в ее собственности недвижимого имущества не зарегистрировано и не значится, что подтверждается сведениями из регистрационной службы и БТИ. А поскольку, несовершеннолетняя не может быть включена в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002 - 2010 годы» в жилищный сертификат, и ответчики не возражают против удовлетворения исковых требований истца, а также учитывая отсутствие денежных средств на счету у ответчиков для выплаты за жилую площадь, (дом - 33,6 кв.м. + жилищный сертификат - 72 кв.м.), превышающую норму площади жилья, для семьи Прохорова С.В., суд считает возможным оставить за несовершеннолетней Прохоровой М.С. жилье, принадлежащее в настоящее время ее родителям, расположенное в ст. ... при этом, освободив Прохорова С.В. от обязательства отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, безвозмездно администрации Красногорского сельского поселения. А поскольку жилье Прохоровым С.В. не продано, как этого указано в Федеральном законе от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», то размер жилищной субсидии не должен уменьшаться.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования истца, суд считает, что лишение права пользования жилой площадью ребенка - это лишение порой единственного жизненного шанса, в зависимости от наличия у несовершеннолетнего права на жилую площадь порой зависит вся его жизнь и судьба, конституционное право ребенка на развитие. Именно поэтому, суд считает конституционной обязанностью государства - защиту основных прав детей. Такое решение будет соответствовать требованиям справедливости и законности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прохорова Сергея Валентиновича в интересах несовершеннолетней Прохоровой Марии Сергеевны к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о признании их действий неправомерными и ущемляющими права несовершеннолетней Прохоровой Марии Сергеевны - удовлетворить.
Признать действия администрации Усть-Джегутинского муниципального района, администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского района - неправомерными и ущемляющими права несовершеннолетней - Прохоровой Марии Сергеевны, обязав администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и администрацию Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского района оставить за несовершеннолетней Прохоровой Марией Сергеевной - жилой дом общей площадью 33,6 кв.м., полезной площадью 30.4 кв.м. и земельный участок мерою 0, 1814 га., расположенные по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 05 июля 2010 года.
Мотивированная часть решения составлена 05 июля 2010 года и отпечатана на компьютере.
Председательствующий судья И.Ю.Айбазова