Дело № 2- 279/ 10 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2010 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.,
с участием истца Кубановой Асият Биляловны,
представителя ответчика - Управление отделения пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе Айбазовой З.У., выступающей по доверенности № 16 от 11.01.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Кубановой Асият Биляловны к ГУ отделения пенсионного фонда КЧР в Усть-Джегутинском районе о включении в стаж периода работы, дающего право на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Кубанова А.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению отделения пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о включении в стаж периода работы, дающего право на досрочную пенсию.
Истец в судебном заседании поддержала своё исковое заявление и пояснила, что, считая, что по действующему законодательству она имеет право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года. 02 марта 2010 года она подала в Государственное Учреждение Отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР заявление о назначении пенсии и все необходимые документы, так как проработала в должности педагога, в том числе в должности старшей пионерской вожатой с 01.12.1983 года по 02 сентября 1988 года более 25 лет и требуемый стаж у нее имелся. Однако при ее обращении 04.05.2010 года к ответчику за назначением льготной пенсии получила отказ по мотивам недостаточности педагогического стажа в связи с исключением вышеуказанного периода в должности пионервожатой из ее специального стажа, поскольку, по мнению ответчика, эти периоды не подлежат зачету по тем основаниям, что должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком наименований должностей, работа в которых предоставляет право на досрочную пенсию. Считает, что изменение условий установления пенсии для нее является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В ходе судебного заседания истец уточнила свои исковые требования и просила суд признать за ней право на пенсию по старости на льготных условиях, обязав Управление отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период ее работы в качестве старшей пионервожатой в Кызыл-Калинской средней школе с 01.12.1983 года по 02.09.1988 года.
Представитель Управления отделения пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе в судебном заседании была против удовлетворения требований истца, считая их не законными. Отказ в назначении пенсии Кубановой А.Б. Управлением ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе мотивирован тем, что Кубанова А.Б. обратилась в Управление ОПФР по К-ЧР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на льготных основаниях в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 28 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом в специальный стаж засчитываются только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, при исчислении периодов работы, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяются определенные правила. Указанные Списки и Правила утверждаются постановлением Правительства РФ. Кубановой А.Б. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости (Протокол об отказе в назначении (перерасчете) пенсии Управления ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе № 19 от 04.05.2010 г.) правомерно, так как у нее еще не возникло право на трудовую пенсию в соответствии со ст. 28 п. 1 пп. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях», так как нет необходимого для этого специального стажа. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Кубановой А.Б. в полном объеме.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В судебном заседании было установлено, что Кубанова А.Б.( Коркмазова А.Б. - девичья фамилия) была принята с 15 августа 1981 года на работу на основании приказа № 31 п.19 от 17 августа 1981 года в Джегутинскую восьмилетнюю школу № 2 - преподавателем начальных классов, где проработала по 01 декабря 1983 года. С 01 декабря 1983 года на основании приказа № 8 от 01.12.1983 года по Усть-Джегутинскому РОНО была переведена старшей пионерской вожатой в Кызыл-Калинскую среднюю школу. По приказу № 27 от 15 августа 1988 года была уволена и принята на работу учителем начальных классов в Усть-Джегутинскую среднюю школу № 5, где работает по настоящее время. Кубанова А.Б. обратилась в Управление ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на льготных основаниях в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». 12 апреля 2010 года была проведена встречная проверка факта работы Кубановой А.Б. в Кызыл-Калинской школе за период с 01.12.1883 по 02.09.1988 годы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На основании протокола № 19 от 04 мая 2010 года Кубановой А.Б. было отказано в назначении досрочной пенсии, считая, что у истца еще не возникло право на трудовую пенсию, так как отсутствует необходимый для этого специальный стаж, в соответствии со ст. 28 п. 1 пп. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях», кроме того, период стажа в должности старшей пионерской вожатой с 01.12.1883 года по 02.09.1988 года не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Приказы о переводе в 1983 году в Кызыл-Калинскую школу на должность старшей пионервожатой и увольнении Кубановой А.Б. из указанной школы,
не соответствуют номерам приказов, выносимых по школе, приказам по Усть-Джегутинскому районному отделу образования.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, ( мужчины - 60 лет, и женщины - 55 лет), установленного статьей 7 вышеназванного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы Кубановой А.Б. в вышеуказанной должности.
Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей, врачей и других работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, как усматривается из копии трудовой книжки, работая в должности старшей пионервожатой с 01.12.83 по 02.09.1988 года в Кызыл-Калинской восьмилетней школе № 2, Кубанова А.Б. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы Кубановой А.Б. в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании исследования и оценки всех представленных сторонами доказательств установлено, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и всеми необходимыми документами (уточняющими справками), обратилась к ответчику 02.03.2010, то есть после введения в действие с 01.01.2002 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и на день обращения имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Поэтому суд считает, что отказ в назначении такой пенсии по мотиву отсутствия должности старшей пионервожатой в Списке наименований должностей, работа в которых подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, является необоснованным, поскольку спорный период работы истца в должности старшей пионервожатой имел место в 1983 -1988 годах, и в то время в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения. Указанное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953, поэтому суд полагает, что к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.
Поэтому суд считает, что исковые требования Кубановой А.Б. подлежат удовлетворению.
Такой вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 № 107-О, на основании которых издано Разъяснение Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденное Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 № 70 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284). Согласно указанному Разъяснению, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
Конвертация приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав педагогическим работникам закреплена в подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем отказ пенсионного фонда во включении в стаж работы истца по специальности старшей пионервожатой с 01.12.1883 года по 02.09.1988 года не основан на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства.
С 01.01.2002 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которому обратная сила не придана.
Поэтому истцу должна назначаться досрочно трудовая пенсия в соответствии с законодательством, действующим на момент ее обращения за назначением пенсии (02.03.2010).
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд считает, что несоответствие приказов, указанных в трудовой книжке приказам, вынесенным в отношении Кубановой А.Б. Усть-Джегутинским РОНО не должны ограничивать право заявителя на включение работы в указанной должности в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
Поэтому суд считает, что отказ в назначении пенсии Кубановой А.Б. на льготных условиях, отказ во включении в стаж вышеуказанного периода работы является не правомерным, незаконным и нарушающим ее права. Следовательно, заявленные Кубановой А.Б. требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кубановой Асият Биляловны - удовлетворить.
Признать за Кубановой Асият Биляловной право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, обязав Управление отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период ее работы в должности старшей пионерской вожатой в Кызыл-Калинской средней школе Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики с 01.12.1983 по 02.09.1988 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, а поскольку, последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока следует считать следующий за ним рабочий день, то есть после 19 июля 2010 года.
Мотивированная часть решения составлена 19 июля 2010 года и отпечатана на компьютере.
Председательствующий судья И.Ю. Айбазова