о признании права на обеспеение по страхованию от несчастных случаев на производстве



Дело № 2-281/10 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2010 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.,

с участием:

прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В.,

представителя истца Гочияевой Кулистан Хасановны,

представителя ответчика - Государственное Учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР Жужуева Артура Мухадиновича, выступающего по доверенности № 02/21062 от 17 декабря 2008 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Гочияева Мирлана Хусеевича к Государственному Учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР и Министерству финансов РФ о назначении обеспечения по страхованию,

УСТАНОВИЛ:

Гочияев М.Х., обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР и Министерству финансов РФ о назначении обеспечения по страхованию.

Представитель истца поддержала исковое заявление Гочияева М.Х. и пояснила, что Гочияев М.Х. в период с 10 апреля по 24 августа 2007 года включительно работал в цехе по производству ватина у индивидуального предпринимателя Чотчаева И.А-Ю., расположенном в с. Учкекен, ул. Ленина, 3 в качестве наладчика. Он находился в трудовых отношениях с ИП Чотчаевым И.А-Ю. с 10 апреля 2007 года. При поступлении на работу был заключен трудовой договор с ИП Чотчаевым И.А-Ю., однако по каким причинам трудовой договор не был надлежащим образом зарегистрирован в налоговой инспекции ему неизвестно. Гочияев М.Х. получил второй экземпляр трудового договора, с ним был проведен инструктаж по технике безопасности. Со своей стороны он приступил к работе с ведома работодателя, надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности, получал заработную плату. В трудовой книжке имеется запись о приеме его на работу. Работая наладчиком в цехе по производству ватина у Индивидуального предпринимателя Чотчаева Ильяса Абу-Юсуфовича, 07 мая 2007 года он получил травму на производстве, налаживая станок по производству ватина и в настоящее время является инвалидом третьей группы вследствие трудового увечья. В этот же день был госпитализирован в Малокарачаевскую ЦРБ. Факт несчастного случая на производстве был расследован и зафиксирован в акте № 01 от 11 мая 2007 года. 24 августа 2007 года он уволился с фирмы по собственному желанию. 16 января 2009 года ему установлена инвалидность со степенью утраты профессиональной трудоспособности 40 % с 11 мая 2007 года. 26 января 2009 года он обратился в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР о назначении страховых выплат. В назначении страховых выплат ему было отказано, в связи с тем, что факт нахождения в трудовых отношениях с ИП Чотчаевым И.А-Ю. не подтвердился. Данный факт нашел свое подтверждение на основании решения Усть-Джегутинского районного суда от 28 апреля 2010 года. Затем он вновь обратился в ФСС, и ему опять отказали в назначении страховых выплат, так как работодатель не производил страховых отчислений в Фонд социального страхования. Считает, что вины истца в этом нет и Конституцией РФ ему предоставлены все гарантии и компенсации со дня наступления страхового случая. Просит удовлетворить исковое заявление истца, обязав государственное учреждение - РОФСС РФ по КЧР назначить Гочияеву М.Х. обеспечение по страхованию, предусмотренное ФЗ № 125, за счет средств федерального бюджета.

Представитель ответчика - ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР Жужуев А.М., считал исковое заявление Гочияева М.Х. необоснованным в связи с тем, что работодатель ИП Чотчаев, где трудился Гочияев М.Х., не производил обязательные взносы и страховые отчисления в ФСС. А поскольку ФСС формируется за счет страховых отчислений, производимых страхователями, считает, что фонд не имеет возможности и не должен производить обеспечение по страхованию по наступлению данного страхового случая.

Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. По правилам ст. 167 ГПК РФ в данном случае суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему выводу.

В ходе судебного заседания установлено, что в период с 10 апреля по 24 августа 2007 года включительно Гочияев М.Х. работал в качестве наладчика в цехе по производству ватина, расположенном в с. Учкекен, ул. Ленина, 3. При поступлении на работу между Гочияевым М.Х. и ИП Чотчаевым И.А-Ю. был заключен трудовой договор от 09 апреля 2007 года. Гочияев М.Х. после составления и получения экземпляра трудового договора, проведения с ним, 10 апреля 2007 года инструктажа по технике безопасности, приступил к работе. В трудовой книжке имеется запись о приеме на работу Гочияева М.Х. наладчиком в цех по производству ватина, где указаны номер приказа и дата его издания. ( приказ № 2 от 10.04.2007 год). Трудовой договор работодателем не был надлежащим образом зарегистрирован в налоговой инспекции. Работодатель не представлял отчеты по форме 2 НДФЛ, а также не отчислялись им страховые взносы. 07 мая 2007 года ближе к вечеру, Гочияев М.Х., налаживая чесальный станок, производил регулировку зазора между главным и съемным барабанами. При попытке поправить зазор пальцы правой руки Гочияева М.Х. были оторваны. В настоящее время истец является инвалидом третьей группы вследствие трудового увечья со степенью утраты профессиональной трудоспособности - 40 %, которая была установлена учреждением медико-социальной экспертизы 16 января 2009 года. ( Выписка из акта № 114 освидетельствования, к справке МСЭ - 2006 № 0294258). В этот же день был госпитализирован в Малокарачаевскую ЦРБ. Факт несчастного случая на производстве был расследован и зафиксирован в акте № 01 от 11 мая 2007 года. 24 августа 2007 года он уволился по собственному желанию. 26 января 2009 года он обратился в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР для назначения страховых выплат. 07 октября 2009 года в Единый государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя Чотчаевым И.А-Ю. Первоначально, в назначении страховых выплат ему было отказано, в связи с тем, что факт нахождения в трудовых отношениях с ИП Чотчаевым И.А-Ю. не подтвердился. Факт наличия трудовых отношений между ИП Чотчаевым И.А-Ю. и Гочияевым М.Х. был установлен на основании решения Усть-Джегутинского районного суда от 28 апреля 2010 года. Второй раз Гочияеву М.Х. отказано было в назначении страховых выплат в связи с тем, что работодатель не производил страховых отчислений в ФСС.

В ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» сказано, что право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Статья 39 Конституции РФ закрепляет гарантию каждому на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» именно на страхователях лежит обязанность уплачивать страховщику страховые взносы, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Право на страховое обеспечение должно быть возложено на работодателя.

Однако, страхователь, то есть работодатель ИП Чотчаев И.А-Ю., деятельность которого была связана с повышенной опасностью для окружающих, обязан был возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, (использование механизмов), прекратил свою деятельность, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского фермерского хозяйства, главой которого являлся Чотчаев И.А-Ю.

Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» устанавливает в статье 8 следующие виды обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности; единовременная и ежемесячная страховые выплаты застрахованному либо, имеющим право на обеспечение; оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.

Ежемесячная страховая выплата застрахованному предоставляется в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности. А степень утраты профессиональной трудоспособности Гочияева М.Х. составляет 40 %.

На основании ст. 20 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей; иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Суд считает, что неисполнение работодателем своих обязанностей по уплате налогов, обязательных страховых взносов и отчислений, непредоставление в налоговую инспекцию трудового договора ни в коем случае не может служить препятствием в реализации права Гочияева М.Х. на возмещение вреда, причиненного при исполнении им трудовых обязанностей, тем более, что работники непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой обязательных страховых взносов и налогов, и не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по этим платежам. Таким образом, на работника не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей по предоставлению отчетов, трудовых договоров, по перечислению страховых вносов, поскольку Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…..

В тоже время средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как уже было изложено выше, формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей; взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей, а поскольку работодатель не производил указанные выплаты, и в настоящее время он ликвидирован, то возложение на ФСС обязанности по выплате истцу страхового возмещения будет неверным, поскольку это противоречит действующему законодательству.

Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9.

Исходя из правовой позиции, изложенной в указанном постановлении, следует, что в настоящем деле усматривается аналогия вопросу, рассмотренному Конституционным судом. Таким образом, поскольку, ИП Чотчаев И.А-Ю. не производил отчисления и в настоящее время ликвидирован, именно государство обязано перечислять федеральные средства Фонду социального страхования для выплаты Гочияеву М.Х.

В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. А в ходе судебного заседания было установлено, что Гочияев М.Х. в настоящее время является инвалидом третьей группы вследствие трудового увечья со степенью утраты профессиональной трудоспособности - 40 %, которая была установлена учреждением медико-социальной экспертизы 16 января 2009 года, что подтверждается выпиской из акта № 114 освидетельствования, к справке МСЭ - 2006 № 0294258.

Таким образом, исковые требования Гочияева М.Х. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Гочияева Мирлана Хусеевича - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КЧР назначить Гочияеву Мирлану Хусеевичу обеспечение по страхованию, предусмотренное Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» за счет средств федерального бюджета с 16.01.2009 года

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 25 июня 2010 года.

Мотивированная часть решения составлена 25 июня 2010 года и отпечатана на компьютере.

Председательствующий судья И.Ю.Айбазова.