О признании сделки купли-продажи действительной



Дело № 2 -546 /10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2010 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.,

с участием:

истца Койчуева Х.Б.,

представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семенова А.А., выступающего по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года,

третьего лица - Коркмазовой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Койчуева Х.Б. к Усть-Джегутинского городскому поселению о признании сделки купли-продажи действительной,

УСТАНОВИЛ:

Истец Койчуев Х.Б. обратился в суд с иском к Усть-Джегутинского городскому поселению о признании сделки купли-продажи действительной.

Истец поддержал своё исковое заявление в судебном заседании и пояснил, что Дата обезличена он заключил сделку купли-продажи с Байбановой М.М., принадлежащей ей квартиры общей площадью - 34,9 кв.м, расположенной по адресу: Адресс обезличен По условиям этой сделки продавец продала ему свою квартиру за 100 000 (сто тысяч) рублей, а он передал оговоренную сумму денег, в присутствии свидетелей ФИО2 и ФИО1, о чем в тот же день был составлен договор в простой письменной форме, подписанный сторонами в присутствии свидетелей. Дата обезличена Байбанова М.М. умерла, в связи с чем оформить сделку до конца не представилось возможным по объективным причинам. После получения стоимости проданного имущества сама продавец каких-либо претензии в его адрес не выражала, но и действий по юридическому оформлению сделки предпринять не успела. А без деятельного участия бывшего владельца квартиры в процессе юридического оформления сделки он не имеет возможности закрепить свое права собственности на приобретенную квартиру и юридически собственником до сих пор не является, так как договор купли-продажи квартиры не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Из этого следует, что право собственности на приобретенную квартиру у него возникнет только после государственной регистрации договора купли-продажи в учреждении регистрационной службы, чего он не имеет возможности сделать без участия бывшего владельца. Он, в свое время надлежащим образом, выполнивший свои обязательства по сделке, не имеет возможности юридически оформить право собственности на приобретенную квартиру из-за смерти предыдущего владельца квартиры и невозможности ее явки в Управление регистрационной службы для регистрации права. В связи, с чем он вынужден, обратиться в суд с данным исковым заявлением. Невозможность явки продавца дома - Байбановой М.М. в регистрационную службу по причине ее смерти, возможно, признать, как уклонение от регистрации сделки и зарегистрировать сделку по решению суда. Сама продавец его права на квартиру никогда не оспаривала и претензий в его адрес не высказывала. Кроме того, наследница Байбановой М.М. ее единственная дочь Коркмазова Г.Д. знала, что ее мать продала ему свою квартиру и претензий никаких не имеет. Спора о наследстве не имеется. Решить иначе, чем в судебном порядке сложившуюся для него проблему не представляется возможным. Просит удовлетворить его исковое заявление.

Представитель ответчика - администрации Усть-Джегутинского городского поселения против иска не возражал, считал исковое заявление подлежащим удовлетворению, поскольку оно законно и обоснованно.

Третье лицо - Коркмазова Г.Д., в судебном заседании показала, что действительно её мать Байбанова М.М. Дата обезличена продала принадлежащую ей на праве личной собственности квартиру Номер обезличен, расположенную по адресу: Адресс обезличен Койчуеву Х.Б. за 100 000 рублей, но, не успев юридически оформить договор купли-продажи, умерла. Претензий к Койчуеву Х.Б. она не имеет, считает его собственником квартиры, а потому его исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица - Управления федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по КЧР в Адресс обезличен в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания и о причине своей неявки в суд не сообщил.

По правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки, не является препятствием к рассмотрению искового заявления.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо Коркмазову Г.Д., свидетелей, исследовав письменные доказательства, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку оно обосновано и законно.

В ходе судебного заседания было установлено, что владельцем квартиры Адресс обезличен является Байбанова М.М., о чем свидетельствует технический паспорт на квартиру и домовая книга.

Из объяснений сторон, третьего лица, показаний свидетелей и представленного суду свидетельства о смерти Номер обезличен, выданного Дата обезличена отделом ЗАГС Государственной администрации Адресс обезличен, установлено, что Байбанова М.М., умерла Дата обезличена в городе Адресс обезличен, о чем в книге регистрации актов о смерти Дата обезличена произведена запись Номер обезличен.

Так, согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, стороны могут заключить договор и иные сделки, связанные с жильём, порождающие права собственности.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе и отчуждать его в собственность другим лицам.

Следовательно, квартира, которая является предметом данного иска, принадлежала Байбановой М.М. и она вправе была распоряжаться ею в порядке реализации своих прав, предусмотренных статьей 209 ГК РФ, что она и сделала, заключив с истцом Койчуевым Х.Б. Дата обезличена сделку купли-продажи квартиры.

Согласно ст. 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путём составления документа, выражающего его содержание, и подписано лицом, совершавшим сделку. В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии со статьями 554 и 555 ГК РФ, если в договоре продажи недвижимости не указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, и нет согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, то данный договор считается незаключенным.

В материалах дела имеется расписка, согласно которой Дата обезличена Байбанова М.М. продала квартиру, расположенную по адресу: Адресс обезличен Койчуеву Х.Б., за 100 000 тысяч рублей, деньги получила сразу и в полном объеме в присутствии свидетелей. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что сторонами при заключении вышеуказанной сделки соблюдены все требования, предъявляемые ГК РФ, к форме и содержанию договора продажи недвижимости.

В связи с изложенным, суд расценивает представленную истцом расписку от Дата обезличена в качестве договора купли-продажи квартиры Номер обезличен, расположенной по адресу: Адресс обезличен, заключенного сторонами, действительность которого у суда не вызывает сомнений, поскольку в части 2 статьи 558 ГК РФ не предусмотрено наступления последствия в виде недействительности сделки при нарушении требований о её государственной регистрации.

На основании ст. 165 ГК РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. Истец полностью исполнил свои обязанности по совершенной сделке, а другая сторона - Байбанова М.М. не успев исполнить свои обязанности, умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти Номер обезличен от Дата обезличена

В соответствии со ст. 223 ГПК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет своего собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Сделка купли-продажи была заключена с момента передачи денег и получения в собственность квартиры истцом. Этот факт подтвержден показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, которые в судебном заседании полностью подтвердили доводы истца и показали, что действительно Байбанова М.М. Дата обезличена продала принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: Адресс обезличен Койчуеву Х.Б. за 100 000 рублей, которые он передал ей в их присутствии. Право на приобретенный объект недвижимости в течение последних 6 лет никем не оспаривалось и не оспаривается.

Показания свидетелей, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ, являются доказательствами по делу, которые суд признает достоверными и допустимыми и принимает их во внимание.

В судебном заседании установлено, что все документы на домовладение находятся у истца, что свидетельствует о правомерном владении и пользовании домовладением. Кроме того, третье лицо Коркмазова Г.Д. в ходе судебного заседания показала, что является единственной наследницей после смерти матери Байбановой М.М.. Данный факт нашел свое подтверждение исследованными в суде доказательствами: копией свидетельства о рождении и копией свидетельства о браке. Она в наследство не вступала, так как знала, что еще при жизни ее мать продала квартиру Койчуеву Х.Б., претензии к нему не имеет.

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд находит доказанным, что истец Койчуев Х.Б. на законных основаниях владеет на праве собственности приобретенным недвижимым имуществом.

Суд, оценивая в совокупности, все представленные доказательства, оценивает их как достоверные, допустимые и достаточные для разрешения дела и принятия решения по существу. В связи с чем, суд полагает, что иск Койчуева Х.Б. является обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению, поскольку действительность заключенной сделки, у суда не вызывает сомнений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Койчуева Х.Б. - удовлетворить.

Признать сделку купли-продажи квартиры Номер обезличен общей площадью 34,9 кв.м., жилой площадью - 19,2 кв.м., расположенной по адресу: Адресс обезличен - между Байбановой М.М., умершей Дата обезличена, с одной стороны и - Койчуевым Х.Б., с другой стороны действительной и заключенной с Дата обезличена

Признать за Койчуевым Х.Б. право собственности на квартиру Номер обезличен общей площадью 34,9 кв.м., жилой площадью - 19,2 кв.м., расположенную по адресу: Адресс обезличен.

Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности на квартиру за Койчуевым Х.Б. с Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере в единственном экземпляре.

Председательствующий судья И.Ю. Айбазова