РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2010 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Каракетовой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.В.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Чагарова А.А.,
истец, в интересах которого обратился прокурор, - Байрамкуловой С.А.,
представителей ответчиков:
- (ответчик 1) - К.Ф.А.., действующей на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена) года,
- (ответчик 2) - А.А.Э.., действующей на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена) года,
представителя третьего лица на стороне ответчика (третье лицо 2), К.М.М., выступавшего на основании доверенностей (номер обезличен) от (дата обезличена) и (номер обезличен) от (дата обезличена).
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Байрамкуловой С.А. о признании действий (ответчик 1), (ответчик 2) незаконными и взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в Усть-Джегутинский районный суд с иском в интересах Байрамкуловой С.А. к (ответчик 1), (ответчик 3) и (ответчик 2) о признании бездействия незаконным и взыскании денежной суммы.
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор изменил свои исковые требования, окончательно прося суд: признать действия (ответчик 1), (ответчик 2) в части не принятия мер по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконным; взыскать с (ответчик 1) за счет казны Карачаево-Черкесской республики сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в пользу Байрамкуловой С.А., в размере (данные изъяты) ((данные изъяты)) рублей.
Старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Чагаров иск прокурора обосновал тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заявлению учителя английского языка в МОУ «(данные изъяты)» Байрамкуловой С.А., о нарушении прав, связанных с длительной невыплатой на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности. Проведённой проверкой установлено, что Байрамкулова С.А. постоянно проживает в (данные изъяты) и работает в МОУ «(данные изъяты)». Согласно представленного (ответчик 1) МОУ «(данные изъяты)» списка за образовательным учреждением перед работником за (дата обезличена) года образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в размере (данные изъяты) руб. Данный факт также подтверждается копиями квитанций за оплату коммунальных услуг за период (дата обезличена) гг. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, чем нарушаются права гражданина, предоставленные действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В судебном заседании прокурор - старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Чагаров А.А. поддержал в полном объеме требования, изложенные в исковом заявлении.
Истец, в интересах которого обратился прокурор,Байрамкулова С.А. поддержала исковое заявление прокурора, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика - (ответчик 1) - К.Ф.А. в судебном заседании признала измененные исковые требования прокурора в полном объеме, считала возможным их удовлетворить, поскольку МОУ обязано выплатить педагогам задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, однако денежные средства на погашение задолженности из (ответчик 3) не поступают, из -за отсутствия средств.
Представитель ответчика - (ответчик 3) Д.Ш.М. измененные исковые требования прокурора признал законными, поскольку льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности установлены Законом РФ «Об образовании», то есть, являются республиканской мерой социальной поддержки и не относятся к финансовым обязательствам муниципального района. Средства на указанные цели республиканскими законами о бюджете на (дата обезличена) годы не предусматривали, и финансирование данной льготы со стороны республиканского бюджета отсутствует.
Представитель ответчика - (ответчик 2) А.А.Э. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, считала их незаконными и необоснованными, пояснив, что федеральный законодатель установил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности федеральным законом, при этом, осуществление данных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации не передавал.Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Представителя третьего лица на стороне ответчика (третье лицо 2), К.М.М. против удовлетворения иска прокурора не возражал.
По правилам ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя (третье лицо 1), надлежащим образом извещенного о его времени и месте его.
Выслушав доводы прокурора, объяснения истца, в интересах которого обратился прокурор, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости удовлетворить иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Байрамкулова С.А. постоянно проживает в (адрес обезличен) и работает в МОУ «(данные изъяты)». Однако, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, ей как учителю, проживающему и работающему в сельской местности, не выплачиваются с (дата обезличена) года по (дата обезличена) года. Согласно спискам (ответчик 1) перед Байрамкуловой С.А. имеется долг по льготно-коммунальным платежам за (дата обезличена), (дата обезличена), (дата обезличена) года.
Квитанциями (данные изъяты) подтверждается факт оплаты коммунальных платежей, размер задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, представленный истцом, сторонами не оспаривался.
В ходе судебного, заседания расчет задолженности, представленный прокурором, был признан представителем (ответчик 1) - К.Ф.А. верным и не оспаривался остальными участниками судебного заседания.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.
Доводы представителя ответчика - (ответчик 2) А.А.Э. в той части, что вины (ответчик 2) в невыплате задолженности учителям льгот по коммунальным платежам не имеется, поскольку в республиканский бюджет не поступало средств из федерального бюджета на данные цели, а также о том, что данные расходные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены Федеральным Законом, суд находит несостоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела, помимо того, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).
В силу п. 3 ст. 3 порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст. 4 вышеуказанного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «О бюджете Карачаево-Черкесской республики» на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 377 утверждены правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с п.2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Согласно п.3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 25.07.2003 года №68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 года, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
Согласно ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 г. N 65-РЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", при наличии у педагогического работника права на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещении с отоплением и освещением по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки производится либо по настоящему Закону, либо по федеральному закону и (или) иному нормативному правовому акту по выбору получателя.
Согласно справке (данные изъяты) Байрамкуловой С.А. предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с п.п. 4 ст.3 Закона КЧР от 12.01.2005 года №8-РЗ «О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов», предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, действующим законодательством РФ и КЧР предусмотрено полное возмещение расходов педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, а указанными Законами предусматривается скидка по оплате коммунальных услуг. Кроме того, определение размера льгот по возмещению расходов по оплате жилья и коммунальных услуг является обязанностью организации, осуществляющей выплату. В данном случае наличие у педагогов льгот в соответствии с вышеуказанными Законами, а также задолженности по возмещению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, подтверждается и представителем ответчика, о том, что у Байрамкуловой С.А. имеются другие льготы, ему известно.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает, что измененные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, в полном объеме.
Согласно ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» №4866 от 27.04.1993 года, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать действия (ответчик 1), (ответчик 2) в части не принятия мер по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности - незаконными.
Взыскать с (ответчик 1) за счет казны Карачаево-Черкесской республики сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в пользу Байрамкуловой С.А., в размере (данные изъяты) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение 10 дней со дня оглашения через Усть-Джегутинский районный суд.
Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате, в единственном экземпляре.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики подпись Каракетова А.Х.