о признании права собственности



Дело № 2-326/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2010 года город Усть - Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,

при секретаре судебного заседания - Русиной О.В.,

с участием:

представителя истца Текеева и.о. - Текеевой и.о., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 22 июня 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Текеева и.о. к Важненскому сельскому поселению о признании сделки купли-продажи недвижимого имущества действительной, признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Текеев К.С. обратился в суд с исковым заявлением к Важненскому сельскому поселению о признании действительной купли-продажи домовладения общей и жилой площадью № кв.м. со всеми надворными постройками и земельным участком мерою № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, состоявшуюся ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО3, и признать за ним право собственности на домовладение общей и жилой площадью № кв.м. со всеми надворными постройками и земельным участком мерою № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Текеева Т.Л., уточнив исковые требования, сформулировала их в следующей редакции: признать сделку купли-продажи жилого дома, площадью № кв.м., расположенного на земельном участке мерою № кв.м. по адресу: <адрес>, заключенную ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Текеевым и.о., действительной и признать за Текеевым и.о. право собственности на жилой дом, площадью № кв.м., расположенный на земельном участке мерою № кв.м. по адресу: <адрес>..

Поддержав исковые требования в уточненной редакции, представитель истца Текеева Т.Л. в судебном заседании пояснила, что престарелая и одинокая ФИО3, проживавшая в селе Важное, за которой она, проживая по соседству, осуществляла уход, неоднократно предлагала купить для сына принадлежащий её, ФИО3, жилой дом. Поддавшись уговорам ФИО3, она предложила своему сыну - истцу Текееву К.С. купить дом ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ между её сыном Текеевым К.С. и ФИО3 была заключена сделка купли-продажи принадлежащего последней дома, расположенного в <адрес>. Она от имени своего сына и в его присутствии, а также в присутствии свидетелей передала ФИО3 за дом № рублей. В подтверждение заключенной сделки, ФИО3 была выдана расписка, оформленная в простой письменной форме, о получении ею № рублей в счет оплаты стоимости проданного при свидетелях принадлежащего ей дома. Однако, до юридического оформления перехода права собственности на дом к покупателю Текееву К.С. продавец ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла. После смерти ФИО3 истец Текеев К.С. вселился в дом, относится к нему как к своей собственности, проживает в нем, несет все расходы по его содержанию, с ДД.ММ.ГГГГ года он и члены его семьи состоят на регистрационном учете по адресу данного дома. Однако, на протяжении более 16 лет истец Текеев К.С., в полном объеме исполнивший свои обязательстве по сделке перед ФИО3, не может оформить свое право на дом, которое никем не оспаривается, так как государственная регистрация сделки и перехода права собственности на недвижимое имущество производится по заявлению обеих сторон. Просит суд вынести решение об удовлетворении исковых требований доверителя, так как в ином, внесудебном, порядке Текеев К.С. не может разрешить возникшую проблему.

Дело в соответствии с нормами статьи 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителей ответчика Важненского сельского поселения, признавшего иск и просившего провести судебное заседание в его отсутствие, а также третьего лица Управления федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по КЧР, не представившего суду сведения о причинах своей неявки.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что была свидетелем тому, как в июне ДД.ММ.ГГГГ года ФИО15. передала ФИО3, затем умершей в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года, деньги за дом, который Текеевы купили у ФИО3 для своего сына Текееева К.С.. Деньги были переданы в её присутствии, она расписывалась в расписке, оформленной ФИО3, но сумму, указанную в расписке, не помнит. ФИО2 ухаживала за престарелой и одинокой ФИО3, муж которой умер раньше её, а других близких родных у неё в селе не было. После смерти ФИО3, Текеев К.С. вселился в приобретенный у ФИО3 дом, проживает в нем с семьей, несет расходы по его содержанию. Насколько ей известно, право Текеева К.С. на дом никем не оспаривается.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что, проживая в селе Важное длительное время, знает, что ФИО3, умершая в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года, летом ДД.ММ.ГГГГ года продала принадлежащий ей на праве собственности дом своим соседям ФИО1. Она расписку не подписывала, но она была свидетелем того, как ФИО2 передала ФИО3 деньги за дом, который ФИО1 приобрели для своего сына Текеева К.С.. В подтверждение получения денег ФИО3 выдала ФИО1 расписку, сумму денег не помнит. После смерти ФИО3 Текеев К.С. вселился в дом, проживает в нем в настоящее время со своей семьей, относится к дому как к своему собственному, несет расходы по его содержанию. Насколько ей известно право Текеева К.С. на дом никем на протяжении более 16 лет не оспаривается.

Выслушав объяснения представителя истца Текеевой Т.Л., показания свидетелей ФИО5 и ФИО7, исследовав представленные письменные доказательства, приняв признание представителем ответчика иска, суд приходит к следующему.

Из объяснений представителя истца, показаний допрошенных свидетелей и представленного суду свидетельства о смерти III-РУ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией села Важное, <адрес>, Карачаево-Черкесской Республики (л.д.8) установлено, ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ в селе Важное, <адрес>, о чем в книге регистрации актов о смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №.

Из представленной выписки из похозяйственной книги № по Важненскому сельскому поселению, лицевой счет № (л.д.10) усматривается, что ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на праве частной собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе и отчуждать его в собственность другим лицам.

Таким образом, учитывая изложенные нормы, жилой дом, являющийся предметом данного иска, принадлежал ФИО3 и она вправе была распоряжаться им в порядке реализации своих прав, предусмотренных статьей 209 ГК РФ, что она и сделала, заключив с истцом Текеевым К.С. ДД.ММ.ГГГГ сделку купли-продажи жилого дома.

В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании, в том числе и договора купли-продажи.

В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии со статьями 554 и 555 ГК РФ, если в договоре продажи недвижимости не указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, и нет согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, то данный договор считается незаключенным.

В представленной суду расписке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) указано, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ продала дом, расположенный в <адрес> № ФИО1 за № рублей, деньги за дом получила полностью при свидетелях ФИО5 и ФИО8. Данная расписка подписана ФИО3 и ФИО1, а также присутствовавшими при этом свидетелями ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что сторонами при заключении вышеуказанной сделки соблюдены все требования, предъявляемые ГК РФ, к форме и содержанию договора продажи недвижимости. В связи с изложенным, суд расценивает представленную истцом расписку от ДД.ММ.ГГГГ в качестве договора купли-продажи жилого дома, расположенного в селе Важное, <адрес>, заключенного сторонами, действительность которого у суда не вызывает сомнений, поскольку в части 2 статьи 558 ГК РФ не предусмотрено наступления последствия в виде недействительности сделки при нарушении требований о её государственной регистрации.

Факт отчуждения указанной недвижимости собственником ФИО3 и заключения ею сделки с истцом ФИО1 в судебном заседании подтвержден не только объяснениями представителя истца ФИО2, которые суд признает достоверными и допустимыми доказательствами по делу, но также показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО7, однозначно заявившими суду, что ФИО3 при жизни продала свой жилой дом истцу ФИО1, право которого на приобретенный объект недвижимости в течение последних 16 лет никем не оспаривалось и не оспаривается.

Из письменного сообщения нотариуса Усть-Джегутинского нотариального округа ФИО9 за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за оформлением наследственных прав ни по закону, ни по завещанию, после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, никто из наследников не обращался.

Данный факт косвенно подтверждается также следующими представленными доказательствами: справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ за № главой администрации Важненского сельского поселения (л.д.13), из которой усматривается, что в жилом доме, расположенном по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована семья ФИО1, задолженность по коммунальным услугам и налогам по указанному домовладению отсутствует ; выпиской из домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>, Усть-Джегутинского муниципального района (л.д.15-20), из которой усматривается, что по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете значятся истец ФИО1 и пять членов его семьи.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1, чье право на домовладение никем не оспаривается, с членами своей семьи на постоянной основе проживает, а с ДД.ММ.ГГГГ состоят на регистрационном учете, в домовладении № по <адрес>, несет все расходы по его содержанию, однако, юридическим собственником приобретенного недвижимого имущества не является.

В соответствии с частью 2 статьи 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество у приобретателя возникает лишь с момента регистрации сделки по отчуждению имущества. В соответствии со статьей 16 Федерального Закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случаях, если права возникают на основании договоров, нотариально не удостоверенных и не требующих нотариального удостоверения, заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора. В данном случае, сделка между ФИО3 и Текевым К.С. совершена в надлежащей форме, но поскольку договор нотариально не удостоверен, то с заявлением о государственной регистрации сделки и перехода права собственности на дом от ФИО3 к Текееву К.С. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в Усть-Джегутинском районе должны обратиться обе стороны договора. Однако, явка в указанное учреждение продавца ФИО3 невозможна в виду её смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ. В виду изложенного, истец Текеев К.С. вынужден обратиться в суд с заявлением о признании сделки действительной и признании за ним права собственности на недвижимое имущество.

С учетом вышеизложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования Текева К.С. в редакции, изложенной в судебном заседании, так как совокупностью представленных суду доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между собственником жилого дома ФИО3 и истцом Текеевым К.С. была заключена в простой письменной форме, что соответствует требованиям ГК РФ, сделка купли-продажи жилого дома, оформленная в виде расписки. Факт заключения указанной сделки и подлинность подписи ФИО3 в расписке, по содержанию представляющей собой договор купли-продажи, а, следовательно, и действительность заключенной сделки, у суда не вызывает сомнений, поскольку указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждены совокупностью исследованных и приведенных выше доказательств, которые суд оценивает как достоверные, допустимые и достаточной в своей совокупности для разрешения данного дела и принятия решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Текеева и.о. к Важненскому сельскому поселению о признании сделки купли-продажи недвижимого имущества действительной и признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.

Признать сделку купли-продажи жилого дома, площадью № кв.м., расположенного на земельном участке мерою № кв.м. по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский муниципальный район, <адрес>, заключенную ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Текеевым и.о., действительной.

Признать за Текеевым и.о. право собственности на жилой дом, площадью № кв.м., расположенный на земельном участке мерою № кв.м. по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский муниципальный район, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий - подпись