Дело № 2-716/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 ноября 2010 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,
при секретаре судебного заседания - Русиной О.В.,
с участием:
прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В.,
представителя ответчика, отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, - Коркмазовой Ф.А., действующей на основании доверенности № 09 от 11 ноября 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Дахчукова А-З.А-Г. к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>» и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, и взыскании компенсационных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах Дахчукова А-З.А-Г. обратился в суд с иском к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, и взыскании компенсационных выплат.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Усть-Джегутинским межрайонным прокурором в порядке статьи 39 ГПК РФ с привлечением к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>» исковые требования были уточнены и изложены в следующей редакции: признать незаконными действия МОУ «СОШ с.<данные изъяты>», отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерства финансов КЧР по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику; взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.<данные изъяты>» в пользу Дахчукова А-З.А-Г. за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период 2008-2009 гг. по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику, в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор, поддержав доводы иска и требования в уточненной редакции, просил иск удовлетворить в полном объеме, поскольку ответчиками не обеспечено гарантированное законом право педагога Дахчукова А-З.А-Г., проживающего и работающего в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Представитель ответчика отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района Коркмазова Ф.А не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что до 2008 года возмещение расходов по оплате коммунальных услуг сельским педагогам производилось за счет местного бюджета и проблем не возникало, с 2008 года данные расходы должны финансироваться из казны Карачаево-Черкесской Республики, с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета. Однако, в районное финансовое управление средства на эти цели не поступают, несмотря на то, что отдел образования, исполняя свои функции, аккумулирует у себя необходимую документацию, производит расчеты сумм, подлежащих выплате каждому учителю, периодически направляет соответствующую информацию в Министерство образования и науки КЧР для последующего направления в Министерство финансов КЧР. Невыплата образовавшейся задолженности связана с отсутствием финансирования. Сумма задолженности, подлежащая выплате Дахчукову А-З.А-Г. рассчитана отделом образования и не оспаривается.
В соответствии с норами статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание истца Дахчукова А-З.А-Г., представителей ответчиков муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с. <данные изъяты>» и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, а также представителя третьего лица Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что истец Дахчуков А-З.А-Г. с 1996 года по настоящее время работает учителем трудового обучения в МОУ «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>», что подтверждается представленной выпиской из трудовой книжки.
В судебном заседании установлено, что истец Дахчуков А-З.А-Г. в указанный выше период времени проживал и продолжает проживать в настоящее время в селе <адрес>
В судебном заседании установлено, что право Дахчукова А-З.А-Г. на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг присутствовавшим в судебном заседании представителем ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района не оспаривается.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 2. Федерального закона от 06 мая 2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям был регламентирован на уровне субъекта Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 года № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
В соответствии с нормами части 1 статьи 1 вышеуказанного закона КЧР меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики, при этом, в соответствии с нормами части 3 статьи 2 указанного закона объем возмещения расходов не может превышать расходов, фактически произведенных педагогическим работником.
В соответствии с нормами части 1 и 2 статьи 3 указанного выше Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации); выплата производится муниципальным образовательным учреждением на основании представленных документов, в том числе документа, подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг.
В соответствии с нормами части 3 статьи 3 Закона КЧР № 65-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством КЧР, однако, на момент спорных взаимоотношений в КЧР отсутствовал нормативный акт, регламентирующий порядок возмещения расходов сельским учителям средств, потраченных ими на оплату за отопление и освещение.
Между тем, в соответствии с норами статьи 4 Закона КЧР № 65-РЗ предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели, однако, до выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики о бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 26 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
В соответствии с указанными Правилами компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, и проживающим в сельской местности, при этом Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Из совокупности приведенных выше норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан должны быть реально предоставлены, а, следовательно, предусмотрены в бюджете Карачаево-Черкесской Республики, с последующей компенсацией фактически понесенных расходов из федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что с принятием 30 июля 2008 года Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающего изначальное финансирование указанных расходов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с августа 2008 года педагогическим работникам, в том числе истцу Дахчукову А-З.А-Г., прекращено, что свидетельствует о том, что ответчиками не обеспечено гарантированное законом право Дахчукова А-З.А-Г. на оплату труда и возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему и работающему в сельской местности педагогическому работнику.
Согласно представленному расчету задолженность по возмещению понесенных Дахчуковым А-З.А-Г. расходов по оплате услуг по газоснабжению и электроснабжению за период с августа 2008 года по ноябрь 2008 года составляет в общей сумме <данные изъяты>. Указанная сумма присутствующим в судебном заседании представителем ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района не оспаривается, более того, подтверждена представленными квитанциями об оплате потребленного сетевого газа и электричества. Учитывая изложенное, суд берет за основу представленный Усть-Джегутинским межрайонным прокурором расчет задолженности и считает необходимым взыскать в пользу истца Дахчукова А-З.А-Г. в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг <данные изъяты>.
Указанная сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика - муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в соответствии с нормами части 1 статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также аналогичного по содержанию в цитируемой части ныне действующего Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 92-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации).
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела и принятия решения, суд признает иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Дахчукова А-З.А-Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах Дахчукова А-З.А-Г., к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>», Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий незаконными и взыскании компенсационных выплат удовлетворить.
Признать действия муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>», отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с.<данные изъяты>» в пользу Дахчукова А-З.А-Г. за счет казны Карачаево-Черкесской Республики задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику, за период с августа 2008 года по ноябрь 2008 года в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более 5 (пяти) дней.
Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено в единственном экземпляре на компьютере 29 ноября 2010 года.
Председательствующий - подпись