Дело № 2-791/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2010 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Беликовой Ю.В.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Чотчаевой А.В.,
представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Джабаева Ш.М., выступающего по доверенности № 7 от 12 января 2009 года,
представителя ответчика - МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» - Семеновой П.А.,
представителя третьего лица - Отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району КЧР - Болурова Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей в помещении фельдшерского пункта с. Важное,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей в помещении фельдшерского пункта с. Важное.
В обоснование иска указал, что МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» которое относится к учреждениям общественного назначения и посещается лицами, круг которых определить невозможно, в нарушение требований пожарной безопасности отсутствуют система оповещения людей о пожаре, автоматическая установка пожаротушения и автоматическая пожарная сигнализация, что в случае пожара представляет угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределённого круга лиц, посещающих это учреждение.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы иска, и просила обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации (далее АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ( далее СОУЭ), а МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» приобрести и установить ее.
В судебном заседании представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» Семенова П.А. иск признала и пояснила, что оборудование и оснащение фельдшерского пункта с. Важное действительно не соответствует стандартам, нормам и правилам пожарной безопасности, но собственного дохода они не имеют, финансирование осуществляется через их учредителя - администрацию Усть-Джегутинского муниципального района, являющегося его собственником. Несмотря на то, что они неоднократно обращались с заявками на выделение денежных средств, необходимых для устранения допущенных нарушений пожарной безопасности, деньги не были выделены. Если будет профинансировано приобретение и установка АПС и СОУЭ, МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» примет все необходимые меры по их приобретению и установке.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаев Ш.М. иск не признал, не оспаривал основание и требования иска прокурора, но, объяснил, что в связи с отсутствием свободных денежных средств в бюджете района на 2010 год не запланировано было выделение денег для установки АПС и СОУЭ в ФП с. Важное МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница», поскольку бюджет района является дотационным. Считает, что вины администрации Усть-Джегутинского муниципального района нет.
Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району полностью поддержал доводы и требования иска прокурора и объяснил, что отсутствие в фельдшерских пунктах МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» АПС и СОУЭ представляет непосредственную угрозу для жизни, здоровья и имущества всех, кто может посетить это лечебное учреждение.
Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности», состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства означает безопасность удовлетворения совокупности потребностей, которые надёжно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность лечебного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья, имущества больных, работников, граждан, не работающих в лечебном учреждении, но его посещающих, а также материальных ценностей учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
В силу Строительных норм и правил РФ СПиП 2.09.04.-87 «Административные и бытовые здания», принятых постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 №313, по общим функциональным признакам и предназначению, способу использования - помещения структурных подразделений МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» относятся к административным зданиям, которые посещаются работники медицинского учреждения, больными, находящимися на лечении, посетителями и другими лицами, т.е. неопределенным кругом лиц, которые могут пострадать в случае пожара, т.е. неопределённым кругом лиц. Поэтому, суд признаёт, что прокурор был вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Федеральным законом от. 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающим участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, предусмотрено, установление требований пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315, в здании общественного и административно-бытового назначения, требуется обязательное устройство автоматической пожарной сигнализации (АПС).
Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждёнными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, предусмотрено, что лечебное учреждение должно быть обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение указанных требований федерального законодательства и пожарной безопасности здание, что фельдшерский пункт в с. Важное не оборудован АПС и СОУЭ, что подтверждается Актом № 223 по результатам проведения мероприятий по контролю выполнения обязательных требований пожарной безопасности, составленным 21.10.2010 года инспектором ОГПН по Усть-Джегутинскому району, представителями ответчиков также не оспаривался факт необходимости их приобретения и установки, однако из их объяснений следует, что препятствием этому служит отсутствие необходимого финансирования.
В ходе судебного заседания было установлено, что в ходе проведенных ОГПН по Усть-Джегутинскому району проверок соблюдения требований пожарной безопасности выявлено, что администрацией муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» (далее по тексту МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ») систематически допускаются нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства чрезвычайный ситуаций Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №. 313 и т.д. Так, в помещениях здания фельдшерского пункта с. Важное МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не произведён монтаж автоматической пожарной сигнализации и отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Выявленные нарушения пожарной безопасности отражены в акте проверки ОГПН по Усть-Джегутинскому району № 223 от 21.10.2010.
ОГПН по Усть-Джегутинскому району МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» также внесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 21.10.2010, должностное лицо главный врач МЛПУ Семенов М. X. привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Но до настоящего времени нарушения пожарной безопасности МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» не устранены.
Представителями ответчиков также не оспаривался факт необходимости их приобретения и установки, однако из их объяснений следует, что препятствием этому служит отсутствие необходимого финансирования.
Поэтому суд считает, что допущенные нарушения Правил пожарной безопасности препятствуют своевременному оповещению и эвакуации людей в случае пожара, и представляют угрозу для жизни, здоровья и имущества больных, их родственников, лечебного, административного и обслуживающего персонала, посетителей фельдшерских пунктов, чем нарушают их право на безопасность.
В соответствии со ст. ст. 19, 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Так, из Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница», утвержденного постановлением Главы Усть-Джегутинского муниципального района № 1002 от 15 октября 2008 года, усматривается, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, а собственником имущества, переданного в оперативное управление МЛПУ, является Усть-Джегутинский муниципальный район.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, согласно требованиям вышеуказанного Закона, Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ в соответствии с действующим законодательством несут: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а ответственность за нарушение пожарной безопасности, согласно нормам Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», несет собственник имущества.
Суд принимает во внимание то, что в соответствии с Уставом муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница», реестром учреждений, находящихся в муниципальной собственности Усть-Джегутинского муниципального района, больница является самостоятельным юридическим лицом, не имеет собственного имущества и финансов. По вопросам финансирования мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности МЛПУ неоднократно направлялись заявки Главе администрации Усть-Джегутинского муниципального района.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что именно на администрации Усть-Джегутинского муниципального района лежит обязанность по обеспечению содержания здания с соблюдением Правил пожарной безопасности, поскольку является собственником имущества МЛПУ.
Кроме этого, доводы представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района, изложенные в ходе судебного заседания, суд не может принять во внимание, поскольку они не освобождают администрацию Усть-Джегутинского муниципального района от обязанностей по отношению к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в больнице.
Суд пришёл к выводу о том, что на администрации Усть-Джегутинского муниципального района лежит обязанность по обеспечению содержания зданий МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» с соблюдением Правил пожарной безопасности, в том числе, по обеспечению его средствами противопожарной безопасности. Поскольку препятствием к проведению работ по приобретению и установке АПС и СОУЭ является отсутствие необходимого их финансирования, собственник МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» обязан выделить денежные средства на приобретение и установку АПС и СОУЭ, а МЛПУ - их приобрести и установить.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района об обязании приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей в помещении фельдшерского пункта с. Важное - удовлетворить
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку в помещениях фельдшерского пункта с. Важное МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по адресу с. Важное ул. Центральная д. 1 автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и администрацию муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» приобрести и установить в помещениях фельдшерского пункта с. Важное муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» по адресу с. Важное ул. Центральная д. 1, автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Взыскать с муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» госпошлину в доход государства в размере 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 31 декабря 2010 года.
Мотивированная часть решения отпечатана 31 декабря 2010 года на компьютере в единственном экземпляре.
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова