Дело № 2-751/ 10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2010 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Беликовой Ю.В.,
с участием:
истца - Ивановой Татьяны Константиновны,
представителя ответчика - Управление отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе Айбазовой З.У., выступающей по доверенности № 16 от 11.01.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Т.К. к ГУ отделения Пенсионного фонда КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванова Т.К. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании права на досрочную пенсию.
Истец Иванова Т.К., в судебном заседании поддержала исковые требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что 27 мая 2009 года она обратилась в Управление ГУ-ОПФР по КЧР в г.Усть-Джегута с заявлением об установлении пенсии по старости. В досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано протоколом № 34 от 16.07.2009 года заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. Заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ она подала в рамках Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, а именно в соответствии со ст. 27, согласно которой досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижению возраста 50 лет при наличии стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и страхового стажа не менее 25 лет. На момент её обращения с заявлением, комиссией зачтено ей в страховой стаж 27 лет 3 месяца 17 дней, а в специальный стаж ничего не зачтено. По мнению комиссии, кочегар производственной котельной не имеет право на досрочную пенсию, в связи с чем ей и отказали в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. На момент подачи заявления она имела 27 лет 3 месяца 17 дней страхового (общего стажа), более 12 лет 6 месяцев льготного стажа и достигла 50-летнего возраста 12.03.2009 года, соответственно имеет право на пенсию с 27 мая 2009 года. С выводами Управления ГУ-ОПФС по КЧР в г.Усть-Джегута она не согласна и соответственно принятое ими решение об отказе считает неправомерным и незаконным по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года утверждаются Правительством РФ и таким нормативным документом являются Списки № 1, № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 в XXVII разделе по кодам особых условий труда - 2290100 а-12680 предусмотрены кочегары производственной котельной на жидком топливе. Из записи её трудовой книжки видно, что с 16.11.1983 года по 05.08.1999 года она работала на Усть-Джегутинском заводе ЖБИ в производственной котельной на жидком топливе. АО «Строительная индустрия» правопреемник Усть-Джегутинского завода ЖБИ обанкротилось, и у неё нет возможности получить справку, уточняющую особый характер работы, необходимой для досрочного назначения трудовой пенсии за период с 16.11.1983 года по 05.08.1999 год. В связи с указанными обстоятельствами ей было отказано в назначении пенсии на льготных основаниях. И для решения данного вопроса ей было рекомендовано обратиться в суд. Просит удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, считая, что нарушены ее конституционные права.
Представитель ответчика - ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе Айбазова З.У., считала исковые требования Ивановой Т.К., незаконными и необоснованными, и правовых оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода работы Ивановой Т.К. с 26.05.1986 г. по 01.08.1989 г., с 27.11.1989 г. по 05.08.1999 г. на Усть-Джегутинском заводе ЖБИ в качестве кочегара производственной котельной и назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 01.06.2009 г. не имеется. Таким образом, действия УОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе, которые выразились в отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости Ивановой Т.К. не могут быть расценены как незаконные, так как в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. она не имеет право на установление досрочной трудовой пенсии по старости. Просила в удовлетворении исковых требованиях Ивановой Т.К. - отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.
В судебном заседании было установлено, что Иванова Т.К. была принята на работу на основании приказа № 128-л от 15.11.1983 года на Усть-Джегутинском заводе ЖБИ помощником кочегара 3 разряда производственной котельной, где проработала по 01 августа 1989 года и была уволена по собственному желанию ( приказ № 95-л от 01.08.1989 года). С 27.11.1989 года она была принята кочегаром производственной котельной по 5 разряду и проработала до 05 августа 1999 года, затем уволилась по собственному желанию ( приказ № 21-л от 04.08.1999 года). За время работы Ивановой Т.К. в должности кочегара простоев, прогулов, профессионального обучения или переобучения не было. Подчисток и помарок в трудовой книжке не имеется, хотя в записи № 14 трудовой книжки на странице 8 имеется неточность в написании должности, на которую была принята Иванова Т.К.: вместо - помощник кочегара, указано помощник оператора. Иванова Т.К. достигла возраста 50 лет, ее общий стаж составляет более 27 лет, поэтому 01 июня 2009 года она обратилась в пенсионный фонд, поскольку посчитала, что имеет право на льготную пенсию. Однако, 16 июля 2009 года на основании протокола № 34 Ивановой Т.К. было отказано в назначении льготной пенсии по старости, так как кочегар производственной котельной не пользуется правом на досрочное назначении трудовой пенсии.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста - женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы Ивановой Т.К. в вышеуказанной должности.
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516) (с изменениями от 2 мая 2006 г., 18 июня 2007 г.) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с изменениями от 23 июля, 9 августа, 2 октября 1991 г.), при этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком № 2.
Так, Иванова Т.К. с 1983 по 1999 годы работала кочегаром производственной котельной на жидком и газообразном топливе на заводе железобетонных изделий. Профессия кочегар котельной была предусмотрена разделом XIV Списка № 2 1956 года. В Списке 1991 года значилась профессия кочегар котельной (на угле и сланце). Однако в силу ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 года профессия, предусмотренная прежним Списком, до 1 января 2002 года давала право на досрочное назначение пенсии. Но Иванова Т.К. обратилась за пенсией в июне 2009 года, и в досрочном назначении пенсии ей было отказано.
Дело по аналогичному случаю было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как отмечено в его Определении от 6 марта 2003 года № 107-О, содержание норм статьи 27 Закона о трудовых пенсиях свидетельствует, о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие указанного Закона уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с такими условиями в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний ст. 27 и иных статей названного Закона не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость то того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с указанными условиями (в частности, были включены в Список № 2, 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном возрасте. Истолкование норм Закона как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации). И далее Конституционный Суд отмечает: положения Закона о трудовых пенсиях не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения работ, предусмотренных Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173; иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом. В настоящее время, как сказано выше, эта позиция нашла отражение в новой редакции Постановления Правительства от 18 июля 2002 года № 537.
Таким образом, Иванова Т.К. проработала в Усть-Джегутинском ЖБИ в качестве кочегара производственной котельной с 16.11.1983 - 01.08.1989 годы и с 27.11.1989 года - 05.08.1999 года и ее стаж составил 15 лет 4 месяца 22 дня. Такой вывод суда основан на всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, а также подтвержден свидетельскими показаниями, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, поэтому суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
Так, свидетели ФИО 1 и ФИО 2 полностью подтвердили доводы Ивановой Т.К. и показали, что действительно работали с Ивановой Т.К. в Усть-Джегутинском заводе ЖБИ кочегарами. За период работы они были заняты на обслуживании котлов: растапливали производственные котлы под давлением, подкладывали дрова и пропаривали мазут дровами, который затем в жидком виде поступал в печи, тем самым обеспечивали технологический процесс завода ЖБИ. Все работы производили в ручную, в частности чистку котлов производили под высоким давлением, снимали сажу, шлаки сбрасывали под напором воды. Всегда работали по сменам и полный рабочий день. Во время работы на заводе ЖБИ не было простоев. Иванова Т.К. никогда не нарушала трудовую дисциплину. За время совместной работы считают, что истец в отпуске по уходу за ребенком не была.
Суд оценивает показания свидетелей как допустимые доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, и считает, что они с достоверностью свидетельствуют о том, что работа истца в период с 16.11.1983 - 01.08.1989 годы и с 27.11.1989 года - 05.08.1999 года проходила в Усть-Джегутинском заводе ЖБИ, в качестве кочегара и указанные периоды подлежат включению в трудовой стаж для назначения льготной пенсии.
Сам факт работы на заводе ЖБИ, говорит о том, что истец работала кочегаром производственных печей, поскольку работа производственной котельной обеспечивала весь технологический процесс завода. В обязанности Ивановой Т.К. наряду с обслуживанием котлов, входило и работа по удалению сажи, шлаков из топок и бункеров котлов. Иванова Т.К. работала по сменам и полный рабочий день. Все работы Ивановой Т.К. проводились вручную, рубились дрова, на тачках завозили в котельную, разжигали дрова и ими пропаривали мазут, который находился в твердом состоянии, и после разжижения, поступал в котлы, тем самым ее организм подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда ( ст. 27).
В ходе судебного заседания представитель ответчика пояснила, что на момент начала работы Ивановой Т.К. с 26.05.1986 г в качестве кочегара производственной котельной на Усть-Джегутинском заводе ЖБИ, данная профессия согласно постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 ноября 1984 г. № 342/22-123 уже была переименована в «оператора котельной», и соответственно перестала соответствовать наименованию профессии в списке.
Суд считает такую позицию ответчика ошибочной и полагает необходимым отметить и тот факт, что в соответствии с Постановлением от 27 ноября 1984 года № 342/22-123 (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.11.1984 № 342/22-123 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства») кочегар котельной выполняет работу по обслуживанию водогрейных, паровых котлов и котлов-утилизаторов с суммарной теплопроизводительностью свыше 84 до 273 ГДж/ч, переключает питательные линии, заполняет и опорожняет паропроводы, включает и выключает автоматическую аппаратуру питания котлов, проводит профилактический осмотр котлов, их вспомогательных механизмов, контрольно-измерительных приборов и участвует в планово-предупредительном ремонте котлоагрегатов, осуществляет приемку котлов и их вспомогательных механизмов из ремонта и подготовка их к работе, в то время как работа оператора котельной заключается в обслуживании с пульта управления водогрейных и паровых котлов и т.д. Таким образом, поскольку не происходила модернизация производства, не изменился характер работы и условия труда кочегара, и Иванова Т.К. продолжала выполнять работу кочегара вручную, не была изменена и должность.
Факт работы Ивановой Т.К. в качестве кочегара производственной котельной подтверждается архивными выписками и справками, копией трудовой книжки, имеющимися в материалах дела, согласно которым Иванова Т.К. была принята на работу в Усть-Джегутинский завод ЖБИ с 16.11.1983 - 01.08.1989 годы и с 27.11.1989 года - 05.08.1999 год, где проработала более 15 лет в качестве кочегара производственной котельной, а ее общий стаж составил 27 лет 3 месяца 17 дней.
Таким образом, судом установлено, что в период работы с 16.11.1983 - 01.08.1989 годы и с 27.11.1989 года - 05.08.1999 год, Иванова Т.К. проработала в Усть-Джегутинском заводе ЖБИ, в качестве кочегара производственной котельной, т.е. на работе с тяжелыми условиями труда и этот стаж составляет более 15 лет, т.е. не менее 10 лет, как этого требует закон и является основанием к признанию за ней права на пенсию по возрасту ( по старости) на льготных условиях. Не имеется вины Ивановой Т. К. в том, что неверно произведена запись в трудовой книжке, она не знала и не подозревала о данных обстоятельствах, со своей стороны она добросовестно трудилась в качестве кочегара производственной котельной.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами….В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В силу п.15 вышеуказанных правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Иванова Т.К. обратилась в Пенсионный фонд 01.06.2009 года, о чем свидетельствует ее заявление о назначении пенсии, поданное в Пенсионный фонд. Поэтому, суд полагает, что днем обращения Ивановой Т.К. за пенсией необходимо считать не 27 мая 2009 года, как это считает истец, а 01.06.2009 года.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
Поэтому суд считает, что отказ в назначении пенсии Ивановой Т.К. на льготных условиях является неправомерным и нарушающим ее конституционные права. Следовательно, заявленные Ивановой Т.К. требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ивановой Т.К. - удовлетворить.
Признать отказ Управления Отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе неправомерным и признать за Ивановой Т.К. право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, обязав Управление Отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период ее работы в Усть-Джегутинском заводе железобетонных изделий в качестве кочегара производственных печей с 16.11.1983 - 01.08.1989 годы и с 27.11.1989 - 05.08.1999 годы.
Обязать Государственное Учреждение Отделения Пенсионного Фонда по КЧР по Усть-Джегутинскому району назначить Ивановой Т.К. по старости на льготных условиях - с момента первоначальной подачи заявления о назначении трудовой пенсии по старости с 01 июня 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 11 января 2011 года.
Мотивированная часть решения составлена 11 января 2011 года и отпечатана на компьютере.
Председательствующий судья И.Ю. Айбазова