Дело № 2-710/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.
при секретаре судебного заседания - Эрикеновой С.Р.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,
представителя ответчика - Отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Мамаевой Л.Б., выступающей по доверенности № 21 от 18 ноября 2010 года,
представителя соответчика - муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» ст. Красногорской - Линник Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Берсановой Л.Н. к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании их действий в части непринятия мер по возмещению расходов, связанных предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику проживающему в сельской местности незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Берсановой Л.Н. к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании их действий в части непринятия мер по возмещению расходов, связанных предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконными.
В ходе судебного заседания прокурор, поддержав, измененные в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в порядке статьи 39 ГПК РФ с привлечением к участию в деле в качестве соответчика муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, исковые требования, просил признать незаконными действия МДОУ «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерства финансов КЧР по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику; взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская в пользу Берсановой Л.Н. за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период 2008-2010 годы по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику, в размере <данные изъяты> копеек.
В ходе судебного заседания прокурор, поддержал исковые требования, просил признать незаконными действия МДОУ «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерства финансов КЧР по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику; взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст Красногорская в пользу Берсановой Л.Н. за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период 2008 - 2010 годы по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику, в размере <данные изъяты> копеек. При этом считая, что ответчиками не обеспечено гарантированное законом право педагога Берсановой Л.Н. проживающей и работающей в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Представитель ответчика отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района Мамаева Л.Б. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что до 2008 года возмещение расходов по оплате коммунальных услуг сельским педагогам производилось за счет местного бюджета и проблем не возникало, с 2008 года данные расходы должны финансироваться из казны Карачаево-Черкесской Республики, с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета. Однако в районное финансовое управление средства на эти цели не поступают, несмотря на то, что отдел образования, исполняя свои функции, аккумулирует у себя необходимую документацию, производит расчеты сумм, подлежащих выплате каждому учителю, периодически направляет соответствующую информацию в Министерство образования и науки КЧР для последующего направления в Министерство финансов КЧР. Невыплата образовавшейся задолженности связана с отсутствием финансирования. Сумма задолженности, подлежащая выплате Берсановой Л.Д. рассчитана отделом образования и не оспаривается.
Представитель соответчика МДОУ «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская - Линник ЛМ., считала исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора поданное в интересах Берсановой Л.Н. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание истца Берсановой Л.Н., представителя ответчика Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, а также представителя третьего лица Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Заслушав, объяснения прокурора, представителя ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, представителя соответчика МДОУ «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что истец Берсанова Л.Н. с 2008 года по настоящее время работает в МДОУ «Детский сад «Сказка», что подтверждается представленной выпиской из трудовой книжки, в указанный период времени проживала в ст. Красногорской Усть-Джегутинского муниципального района.
Представители ответчиков в судебном заседании не оспаривали право истца на возмещение расходов - по оплате коммунальных услуг.
В соответствии аб. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям был регламентирован на уровне субъекта Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 года № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
В соответствии с требованиями вышеуказанного закона КЧР меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики, при этом, объем возмещения расходов не может превышать расходов, фактически произведенных педагогическим работником.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 3 указанного выше Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации); выплата производится муниципальным образовательным учреждением на основании представленных документов, в том числе документа, подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 3 Закона КЧР № 65-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством КЧР, однако, на момент спорных взаимоотношений в КЧР отсутствовал нормативный акт, регламентирующий порядок возмещения расходов сельским учителям средств, потраченных ими на оплату за отопление и освещение.
Между тем, в соответствии со ст. 4 Закона КЧР № 65-РЗ предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели, однако, до выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики о бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 26 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
В соответствии с указанными Правилами компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, и проживающим в сельской местности, при этом Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Из совокупности приведенных выше норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан должны быть реально предоставлены, а, следовательно, предусмотрены в бюджете Карачаево-Черкесской Республики, с последующей компенсацией фактически понесенных расходов из федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что с принятием 30 июля 2008 года Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающего изначальное финансирование указанных расходов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с августа 2008 года педагогическим работникам, в том числе истцу Берсановой Л.Н., прекращено, что свидетельствует о том, что ответчиками не обеспечено гарантированное законом право Берсановой Л.Н., на оплату труда и возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему и работающему в сельской местности педагогическому работнику.
Согласно представленному расчету задолженность по возмещению понесенных истцом расходов по оплате услуг по газоснабжению и электроснабжению за период с 2008 года по 2010 год составляет в общей сумме <данные изъяты> копеек и указанная сумма ответчиками не оспаривается, поскольку подтверждена представленными квитанциями об оплате потребленного сетевого газа и электричества.
Суд считает расчет задолженности, представленный прокурором верным и полагает необходимым взыскать в пользу истца в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг <данные изъяты> копеек.
Указанная сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в соответствии с нормами части 1 статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также аналогичного по содержанию в цитируемой части ныне действующего Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 92-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации).
В ходе судебного заседания установлено, что истец обратился к Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору с просьбой обратиться в суд в его интересах, поскольку испытывает материальные затруднения и не имеет возможности обратиться за квалифицированной помощью к адвокатам. Суд считает, что прокурор имел право обращения в суд с вышеуказанным иском, поскольку согласно требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, как достоверные и допустимые, суд полагает иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Берсановой Л.Н., обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» ст. Красногорская, в пользу Берсановой Л.Н. за счет казны Карачаево-Черкесской Республики задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающему в сельской местности педагогическому работнику, за период с 2008 года по 2010 год в размере <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 15 декабря 2010 года.
Мотивированная часть решения составлена 15 декабря 2010 года и отпечатана на компьютере.
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова