дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М ЕН Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 января 2011 г. г.Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего - судьи Катчиевой З.И.,
при секретаре судебного заседания - Севенюк Е.В.,
с участием:
прокурора - помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Викиной А.В.,
истца - Гагуева Х.М.
ответчика - представителя отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Хатуаевой С.Г., представившей доверенность №1 от 13 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Гагуева Х.М. к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части непринятия мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконными и взыскании суммы задолженности,
у с т а н о в и л:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах Гагуева Х.М. обратился в суд с иском к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части непринятия мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконными и взыскании суммы задолженности.
24 декабря 2010 года Усть-Джегутинским межрайонным прокурором в порядке ст.39 ГПК РФ подано заявление об изменении исковых требований, в котором просил:
- привлечь МОУ "Обезличено" к участию в деле в качестве соответчика.
- признать действия МОУ "Обезличено", отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района КЧР, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными;
- взыскать с МОУ "Обезличено" за счет казны Карачаево-Черкесской Республики компенсационные выплаты за период 2008-2009гг. по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в пользу Гагуева Х.М. в размере <данные изъяты>.
По ходатайству прокурора МОУ "Обезличено" определением от 24 декабря 2010 года привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
21 января 2011 года от прокурора поступило платежное поручение, согласно которому, на имя Гагуева Х.М. перечислена сумма в размере <данные изъяты>
Таким образом, получается, что сумма, подлежащая взысканию в счет возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, равна <данные изъяты>
В судебном заседании прокурор поддержал доводы иска и требования в редакции, изложенной в заявлении от 24 декабря 2010 года, просил удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на ч.1 ст.3 Закона КЧР №92-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики», который гласит, что возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме.
Истец - Гагуев Х.М., в судебном заседании, пояснил, что является педагогическим работником, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, поддержал требования, заявленные прокурором, считал их законными и обоснованными, просил суд удовлетворить иск в полном объеме и взыскать в его пользу <данные изъяты>. возмещение расходов на предоставление ему социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с августа 2008 года по июнь 2009 года.
Представитель ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района Хатуаева С.Г. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что финансирование оплаты коммунальных услуг педагогическим работникам Усть-Джегутинского муниципального района производится за счет казны Карачаево-Черкесской Республики через Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики и отдел образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, так как в педагогических учреждениях района отсутствуют свои бухгалтерии. Также дополнила, что до августа 2008 года возмещение расходов по оплате коммунальных услуг сельским педагогам производилось за счет местного бюджета и проблем не возникало, с указанной даты данные расходы должны финансироваться из казны Карачаево-Черкесской Республики, с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета. Однако в районное финансовое управление средства на эти цели не поступают, несмотря на то, что отдел образования, исполняя свои функции, аккумулирует у себя необходимую документацию, производит расчеты сумм, подлежащих выплате каждому учителю, периодически направляет соответствующую информацию в Министерство образования и науки КЧР для последующего направления в Министерство финансов КЧР. Невыплата образовавшейся задолженности связана с отсутствием финансирования. Сумма задолженности, подлежащая выплате Гагуеву Х.М. рассчитана отделом образования с августа 2008 года по июнь 2009 года и не оспаривается.
Представители ответчиков - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и МОУ «"Обезличено" в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.
От третьего лица - представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в суд поступило ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, так как исковые требования, заявленные прокурором поддерживают, просят удовлетворить их в полном объеме.
По правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, МОУ "Обезличено" и представителя третьего лица - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям:
На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно абзацу 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским учителям был регламентирован на уровне субъекта Законом Карачаево-Черкесской Республики от 30 июля 2008 года № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а с 10 февраля 2010 года вступившим в законную силу Законом Карачаево-Черкесской Республики № 92-РЗ от 29 декабря 2009 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики».
В соответствии с нормами ч.1 ст. 1 вышеуказанного закона КЧР меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики, при этом, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 2 указанного закона объем возмещения расходов не может превышать расходов, фактически произведенных педагогическим работником.
В соответствии с нормами ч.1 и 2 ст.3 указанного выше Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации); выплата производится муниципальным образовательным учреждением на основании представленных документов, в том числе документа, подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг.
В соответствии с нормами ч.3 ст.3 Закона КЧР №65-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики, однако, на момент спорных взаимоотношений в Карачаево-Черкесской Республике отсутствовал нормативный акт, регламентирующий порядок возмещения расходов сельским учителям средств, потраченных ими на оплату за отопление и освещение.
Согласно ч.1 ст. 3 указанного Закона, возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник, в денежной форме.
Факт того, что Гагуев Х.М. является педагогическим работником и зачислен в штат МОУ "Обезличено" проживал и продолжает проживать в <адрес> сторонами не оспаривался и нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Исходя из требований закона субъекта, суд пришел к выводу о том, что педагогическому работнику, в чьих интересах заявлен иск, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг должен выплатить его работодатель - "Обезличено"
Действительно, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, субъекты получают из Министерства финансов Российской Федерации. Однако, данные субсидии выделяются субъектам только на основании ежеквартально представляемых ими отчетов о фактически понесенных расходах (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N377). Таким образом, чтобы получить такую субсидию, финансовые органы субъекта должны представить в Министерство финансов Российской Федерации сведения о фактически понесенных расходах.
Ответчик - представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился и не представил суду доказательств того, что субъектом принимались меры к получению субсидий для возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским учителям.
В связи с этим, суд руководствуясь ст.4 Закона КЧР №65, согласно которой, до выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «О бюджете Карачаево-Черкесской Республики» на соответствующий финансовый год, в связи с чем, полагает необходимым взыскать сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг за счет казны Карачаево-Черкесской Республики.
Из совокупности приведенных выше норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан должны быть реально предоставлены, и, следовательно, предусмотрены в бюджете Карачаево-Черкесской Республики, с последующей компенсацией фактически понесенных расходов из федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что с принятием 30 июля 2008 года Закона Карачаево-Черкесской Республики № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающего изначальное финансирование указанных расходов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики, возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с августа 2008 года педагогическим работникам, в том числе истцу Гагуеву Х.М., прекращено, что свидетельствует о том, что ответчиками не обеспечено гарантированное законом право Гагуева Х.М. на оплату труда и возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
Согласно представленному расчету задолженность по возмещению понесенных Гагуевым Х.М. расходов по оплате услуг по газоснабжению и электроснабжению за период с августа 2008 года по июнь 2009 года составляет <данные изъяты>. Как усматривается из платежного поручения, на имя Гагуева Х.М. перечислено 2 <данные изъяты>. Указанная сумма присутствующим в судебном заседании представителем ответчика - отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района не оспаривается, более того, подтверждена представленными квитанциями об оплате потребленного сетевого газа и электричества. Учитывая изложенное, суд берет за основу представленный Усть-Джегутинским межрайонным прокурором расчет задолженности и считает необходимым взыскать в пользу истца Гагуева Х.М. в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг <данные изъяты>.
Указанная сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика - муниципального образовательного учреждения "Обезличено" за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, поскольку в соответствии с нормами ч.1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», а также аналогичного по содержанию в цитируемой части ныне действующего Закона Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2009 года № 92-РЗ возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник, в форме денежной выплаты (компенсации).
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела и принятия решения, суд признает иск Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Гагуева Х.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданное в интересах Гагуева Х.М. к отделу образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района, МОУ "Обезличено" Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий в части непринятия мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскании суммы задолженности удовлетворить.
Признать действия "Обезличено" отдела образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсаций по расходам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «"Обезличено" за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Гагуева Х.М. компенсационные выплаты за период с августа 2008 года по июнь 2009 года по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти дней.
Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики Катчиева З.И.