Дело № 2- 81/ 11РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2011 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Айбазовой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Беликовой Ю.В.,
с участием истца Синиченко В.В.,
представителя ответчика - Управление отделения пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе Айбазовой З.У., выступающей по доверенности № 50 от 12.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Синиченко В.В. к ГУ отделения Пенсионного фонда КЧР в Усть-Джегутинском районе о включении в стаж периода работы, дающего право на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Синиченко В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению отделения пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании за ней права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью и о включении в стаж периода работы, дающего право на досрочную пенсию с момента ее обращения в Пенсионный фонд.
Истец в судебном заседании поддержала своё исковое заявление и пояснила, что, считая, что по действующему законодательству она имеет право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года. 06 сентября 2010 года она подала в Государственное Учреждение - отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе заявление о назначении пенсии и все необходимые документы, так как проработала в должности педагога с 15.08.1985 года по настоящее время - 25 лет и требуемый стаж у нее имелся. Однако при ее обращении 06.09. 2010 года к ответчику за назначением льготной пенсии получила отказ по мотивам недостаточности педагогического стажа в связи с исключением из ее специального стажа периода отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 28 апреля 1990 года по 31 августа 1990 года.
Считает, вынесенное решение неправильным, так как согласно действовавшей на период времени нахождения ее в отпуске по уходу за ребёнком ( ст. 167 КЗОТ РСФСР) предусматривалось включение указанного периода с 28.04.1990 г. по 31.08.1990 г. в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Так же данное право подтверждено совместным Постановлением Совета Министров ССС и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», где указано, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет засчитывается в общий трудовой стаж по специальности. Более того, считает, что изменение условий установления пенсии для нее является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Просила суд признать отказ в назначении льготной пенсии неправомерным и признать за ней право на пенсию по старости на льготных условиях, обязав Управление отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 28 апреля 1990 года по 31 августа 1990 года, и с момента ее обращения в Пенсионный фонд, а также возникновения у нее права на льготную пенсию.
Представитель Управления отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе в судебном заседании была против удовлетворения требований истца, считая их не законными. Отказ в назначении пенсии Синиченко В.В. Управлением ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе мотивирован тем, что Синиченко В.В. обратилась в Управление ОПФР по К-ЧР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на льготных основаниях в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом в специальный стаж засчитываются только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, при исчислении периодов работы, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяются определенные правила. Указанные Списки и Правила утверждаются постановлением Правительства РФ. Синиченко В.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости (Протокол об отказе в назначении (перерасчете) пенсии Управления ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе № 28 от 11.10.2010 г.) правомерно, так как у нее, в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях», нет необходимого для этого специального стажа.Просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В судебном заседании было установлено, что Синиченко В.В. ( Городко В.В.- девичья фамилия) была принята с 15 августа 1985 года на работу на основании приказа № 20 от 29 августа 1985 года в Красногорскую среднюю школу - учителем истории и обществоведения. С 09 июля 2004 года на основании приказа № 31 от 09.07.2004 года по Усть-Джегутинскому РОО была назначена директором средней общеобразовательной школы ст. Красногорская, где работает по настоящее время. Синиченко В.В. обратилась в Управление ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на льготных основаниях в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». На основании протокола № 28 от 11 октября 2010 года Синиченко В.В. было отказано в назначении досрочной пенсии, считая, что у истца еще не возникло право на трудовую пенсию, так как отсутствует необходимый для этого специальный стаж, в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, ( мужчины - 60 лет, и женщины - 55 лет), установленного статьей 7 вышеназванного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы Синиченко В.В. в должности учителя и нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет с 28 апреля 1990 года по 31 августа 1990 года.
Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Синиченко В.В.начался с 28 апреля 1990 года и закончился 31 августа 1990 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 28 апреля 1990 года по 31 августа 1990 года, подлежит включению в стаж работы Синиченко В.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами….В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В силу п.15 вышеуказанных правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Синиченко В.В. обратилась в Пенсионный фонд 06.09.2010 года, о чем свидетельствует ее заявление о назначении пенсии, поданное в Пенсионный фонд. Поэтому, суд полагает, что днем обращения Синиченко В.В. за пенсией необходимо считать 06.09.2010 года.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
Поэтому суд считает, что отказ в назначении пенсии Синиченко В.В. на льготных условиях является неправомерным и нарушающим ее конституционные права. Следовательно, заявленные Синиченко В.В. требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Синиченко В.В. - удовлетворить.
Признать за Синиченко В.В. право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, обязав Управление отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на льготных условиях период ее нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 28.04.1990 года по 31.08.1990 года, во время ее работы в Красногорской средней школе Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики.
Обязать Государственное Учреждение - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике в Усть-Джегутинском районе назначить Синиченко В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 06 сентября 2010 года, то есть с момента подачи заявления в Управление отделения Пенсионного Фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Усть-Джегутинский районный суд в течение десяти суток.
Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате в единственном экземпляре.
Председательствующий судья И.Ю. Айбазова