Решение по исковому заявлению прокурора об оборудовании помещений автоматической пожарной сигнализацией



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2011 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Каракетовой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Ивановой О.В.,

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

представителей ответчиков:

- администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаева Ш.М., выступавшего на основании доверенности (данные изъяты),

- Муниципального лечебно-профилактического учреждения (наименование обезличено) Семеновой П.А., выступавшей на основании доверенности (данные изъяты),

представителя третьего лица - Отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району Болурова Э.М., выступавшего на основании доверенности (данные изъяты),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению Ц об оборудовании помещений фельдшерского пункта села (наименование обезличено), помещений врачебной амбулатории аула (наименование обезличено) и помещений фельдшерского пункта (наименование обезличено) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

у с т а н о в и л :

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению Ц об оборудовании помещений: фельдшерского пункта села (наименование обезличено), врачебной амбулатории аула (наименование обезличено) и фельдшерского пункта (наименование обезличено) - автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в котором просил:

- обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях:

  • фельдшерского пункта с. (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • врачебной амбулатории а. (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • фельдшерского пункта (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)

- обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение Ц приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях:

  • фельдшерского пункта с. (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • врачебной амбулатории (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • фельдшерского пункта (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)

- взыскать с муниципального лечебно-профилактического учреждения Ц госпошлину в доход государства в размере 1000 рублей.

Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением федерального законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проведенных ОГПН по Усть-Джегутинскому району проверок соблюдения требований пожарной безопасности выявлено, что администрацией Муниципального лечебно-профилактического учреждения Ц (далее по тексту (наименование обезличено) систематически допускаются нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №313 и т.д. Так, в помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено) не произведён монтаж автоматической пожарной сигнализации и отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (наименование обезличено) является муниципальным учреждением, собственником и учредителем которого является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, что подтверждается Уставом (наименование обезличено). Учитывая тот факт, что собственником МЛПУ Ц является администрация Усть-Джегутинского муниципального района главный врач С.М.Х. неоднократно в - течение 2009-2010 гг. направлял письма о необходимости выделения денежных средств для установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Согласно статье 210 Гражданскою кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Таким образом, ответственность за нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» несёт собственник имущества. В соответствии с требованием ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Таким образом, в целях защиты неопределенного круга лиц, необходимо обязать в судебном порядке МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и учредителя - администрацию Усть-Джегутинского муниципального района совершить действия по устранению нарушений пожарной безопасности.

Представитель ответчика МЛПУ Ц Семенова П.А. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснив, что в помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено) действительно отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре ввиду того, что собственных финансовых средств МЛПУ Ц не имеет, и никакой приносящей доходы деятельностью не занимается, а из бюджета Усть-Джегутинского муниципального района на эти цели деньги не выделялись. Как только поступит финансирование, так и предписания ОГПН будут исполнены.

Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района (также по тексту - администрации) Джабаев Ш.М. в судебном заседании возражал против требований прокурора, просил в их удовлетворении отказать. Так, по его мнению, для установки в помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено) автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре необходимо значительное финансирование, а бюджет Усть-Джегутинского муниципального района является дотационным, поэтому денег на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в администрации Усть-Джегутинского муниципального района не имеется и в бюджет не заложены.

Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району Болуров Э.М. требования прокурора считал обоснованными и просил их удовлетворить. Он пояснил, что отделением государственного пожарного надзора проводилась проверка на предмет соблюдения норм и правил пожарной безопасности, по результатам которых выносились предписания о необходимости устранения допущенных нарушений, в том числе указывалось на необходимость установки в помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено) автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, которая до настоящего времени так и не установлена.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что на территории Усть-Джегутинского муниципального района зарегистрировано и осуществляет свою деятельность МЛПУ Ц. Учреждение является субъектом с правом юридического лица, его учредителем является администрация Усть-Джегутинского муниципального района.

Как следует из представленных актов проверки соблюдения требований пожарной безопасности, отделением государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району в 2010 году проводилась проверка фельдшерского пункта (наименование обезличено), врачебной амбулатории (наименование обезличено) и фельдшерского пункта (наименование обезличено), на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки были вынесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в том числе было указано на необходимость установки в зданиях указанных учреждений автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Пунктом «г» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статья 18 указанного закона закрепляет право граждан на защиту жизни и здоровья личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности.

Статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ указывает на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 г. № 313 (ППБ 01-03), в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что данные правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03), утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 г. № 315 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации (табл.1 гр.9). Согласно п. 3 указанных Норм пожарной безопасности тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Согласно Норм пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденными Приказом Министерства по делам ГО И ЧС от 20 июня 2003 г. № 323 лечебно -профилактические учреждения должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (табл.2).

В соответствии со СНиП 2.08.02-89 «общественные здания и сооружения» - пп.1.1.2 общеобразовательные учреждения (в т. ч. Лечебно-профилактические учреждения) отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения.

Таким образом, судом уставлено, что в нарушение указанных Норм и Правил пожарной безопасности в помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского (наименование обезличено) пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии и срок ее эксплуатации истек.

Отсутствие в помещениях здания фельдшерского (наименование обезличено), помещениях здания врачебной амбулатории (наименование обезличено) и помещениях здания фельдшерского пункта (наименование обезличено) автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, по мнению суда, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как установлено судом, МЛПУ Ц являясь муниципальным учреждением, финансируется за счет средств местного бюджета учредителем - администрацией Усть-Джегутинского муниципального района.

Статья 120 ГК РФ так же указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. «Об образовании» на образовательные учреждения возложена обязанность создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2006 г. «Об усилении противопожарного режима в образовательных учреждениях» предписано обратить особое внимание на исправное состояние и техническое обслуживание автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, оповещения людей. Не допускать эксплуатацию объектов и помещений в случае отсутствия системы пожарной автоматики или ее неисправности. Обеспечить объекты своевременным получением доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре, а также устройствами защитного отключения.

Как следует из пояснений ответчиков расходы МЛПУ Ц, в том числе на противопожарные мероприятия, действительно финансируется из средств бюджета Усть-Джегутинского муниципального района согласно заявке, составленной МЛПУ Ц, но в 2009-2010 г. выделение средств на приобретение и установку пожарной сигнализации в МЛПУ Ц не запланировано.

Статья 152 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что участниками бюджетного процесса являются и бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Как пояснил представитель МЛПУ Ц и с чем согласился представитель администрации района из бюджета района действительно за последние несколько лет не выделялось денежных средств на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, а собственных средств на эти цели МЛПУ Ц не имеет. При этом, главный врач МЛПУ Ц С.М.Х. неоднократно в - течение 2009-2010 гг.обращался к органам местного самоуправления с просьбой обеспечить учреждение пожарной сигнализацией. Администрация Усть-Джегутинского муниципального района, как следует из письма направленного председателю Правительства КЧР, в свою очередь обратилась к администрации республики с просьбой выделить из республиканского бюджета дополнительные средства на противопожарную безопасность в образовательных учреждениях.

Таким образом, вышеуказанное учреждение не имеет собственных денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности, при этом законом на учредителя и собственника имущества учреждения - администрацию Усть-Джегутинского муниципального района, возложена обязанность осуществлять финансирование указанных образовательных учреждений из средств местного бюджета, нести ответственность по их обязательствам в случае недостаточности у них собственных средств.

Судом установлено, что непосредственное распределение средств бюджета района на МЛПУ Ц осуществляется с участием администрации Усть-Джегутинского муниципального района.

Не является основанием для отказа в иске прокурора и то обстоятельство, что Уставом Администрации муниципального района не предусмотрено осуществление работ по установке автоматической пожарной сигнализации и оборудованию системой оповещения людей при пожаре и то, что администрацией не могут расходоваться денежные средства, не предусмотренные в бюджете на эти цели. В данном случае отсутствие денежных средств не освобождает ответчиков от выполнения обязанностей, установленных законов, учитывая, что в данном случае ответчики обязаны обеспечить безопасность жизни граждан.

Судом так же установлено, что на учреждение и его руководителя возложена непосредственная обязанность выполнять требования пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковое заявление прокурора удовлетворить полностью.

Поскольку только ответчики могут профинансировать, а затем приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, постольку в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Такой срок, равный трем месяцам со дня вступления настоящего решения в законную силу, по мнению суда, является достаточным.

Поскольку исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, постольку надлежит взыскать с Муниципального лечебно-профилактического учреждения Ц государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях:

  • фельдшерского пункта (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • врачебной амбулатории (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • фельдшерского пункта (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)

Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение Ц приобрести и установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях:

  • фельдшерского пункта (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • врачебной амбулатории (наименование обезличено), расположенного по адресу: (адрес обезличен)
  • фельдшерского пункта (адрес обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен)

Взыскать с Муниципального лечебно-профилактического учреждения Ц государственную пошлину в доход государства в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Разъяснить, что в суд и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору должно быть сообщено об исполнении настоящего решения суда не позднее чем в течение трех месяцев со дня получения копии решения, вступившего в законную силу.

Настоящее решение подлежит исполнению по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 дней со дня оглашения через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате, в единственном экземпляре.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики подпись Каракетова А.Х.

Решение в законную силу на 31 января 2011 года не вступило Каракетова А.Х.