Решение о снятии наложения запрещения на отчуждение домовладения



Дело № 2-109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2011 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего судьи - Джазаевой Ф.А.,

при секретаре судебного заседания - Алемпьевой И.Г.,

с участием:

истца Аджиева Б.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Аджиева Б.С. к нотариусу <данные изъяты> Апаеваой З.Х. о снятии наложения запрещения на отчуждение домовладения,

У С Т А Н О В И Л:

В Усть-Джегутинский районный суд обратился с исковым заявлением Аджиев Б.С. к нотариусу <данные изъяты> Апаеваой З.Х. о снятии запрета на отчуждение недвижимого имущества в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности. Свои исковые требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между коммерческим Банком «<данные изъяты>», именуемый «Залогодержатель» в лице Председателя Правления Банка Ф.И.О.1 с одной стороны и ТсОО «<данные изъяты>», именуемого «Залогодатель» в лице Аджиева Б.С., с другой стороны заключили Договор № Залога имущества, в соответствие с которым залогодержатель предоставляет Залогодателю кредит на сумму <данные изъяты>, а Залогодатель в обеспечение возврата полученного кредита и уплаты процентов за его использование заложил принадлежащее ему на правах собственника имущество, составом и общей стоимостью на сумму <данные изъяты> - домовладение по адресу <адрес>. Договор залога был подписан сторонами и удостоверен нотариусом <данные изъяты> и зарегистрирован в реестре за №. Предметом данного договора залога стал дом № по <адрес>, который принадлежит ему на праве личной собственности. На основании этого договора залога нотариусом Ф.И.О.2 был наложен запрет на отчуждение вышеуказанного дома до погашения кредита. И нотариусом в органы БТИ <данные изъяты> было направлено Запрещение на отчуждение принадлежащего ему домовладения в <адрес>, в связи с удостоверением договора Залога. С тех пор принадлежащее ему на праве собственности домовладение находится под запретом. Заключенный Договор Залога не был исполнен сторонами. В настоящее время не существует ни залогодателя, ни Залогодержателя. В настоящее время он хотел распорядиться принадлежащим ему домом по своему усмотрению. Но при истребовании необходимой справки из <данные изъяты> БТИ он получил отказ, мотивированный тем, что на данный дом был наложен запрет на отчуждение и запрет до настоящего времени не снят. Согласно сведений БТИ <данные изъяты> принадлежащий ему на праве собственности дом, как предмет залога значится под запрещением. По вопросу о снятии запрета на отчуждение принадлежащего ему дома, расположенного в <адрес>, он обратился к Нотариусу <данные изъяты> Апаевой З.Х., - по месту хранения документов нотариальных действий Усть-Джегутинской государственной нотариальной конторы, но в снятии запрета на отчуждение дома ему было отказано и рекомендовано для решения указанного вопроса обратиться в судебные органы. Таким образом, он не имеет возможности решить вопрос о снятии запрета на отчуждение имущества иначе, чем в судебном порядке.

В судебном заседании истец Аджиев Б.С. поддержал свои исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Ответчик - нотариус <данные изъяты> Апаева З.Х., и представитель третьего лица- начальник <данные изъяты> ГУП «Техинвентаризация» Пушкина Н.П., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав объяснения истца Аджиева Б.С., исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ между коммерческим Банком «<данные изъяты>», именуемым «Залогодержатель» в лице Председателя Правления Банка Ф.И.О.1 с одной стороны и ТсОО «<данные изъяты>», именуемого «Залогодатель» в лице Аджиева Б.С., с другой стороны был заключен Договор Залога № имущества.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права гражданина в определенных целях могут быть ограничены только федеральным законом.

Исходя из свободы граждан и юридических лиц в заключении договора и определении условий договора по усмотрению сторон (ст. 421 ГК РФ), представляется, что в качестве одного из условий договора может быть принимаемое на себя стороной договора обязательство в течение определенного времени не отчуждать или не обременять правами третьих лиц принадлежащее им имущество, являющееся предметом данного договора.

Запрещение отчуждения имущества представляет собой не что иное, как ограничение прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, которые собственник имеет в силу ч.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.76 Основ законодательства РФ о нотариате наложение и снятие запрещения отчуждения имущества осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательными актами РФ.

Как установлено в ходе судебного заседания в соответствии с договором о Залоге № от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <данные изъяты> Ф.И.О.2 по согласованию сторон было вынесено запрещение на отчуждение домовладения, расположенного в <адрес>.

Наложение запрещения было произведено путем составления соответствующего документа - Запрещения № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием всех необходимых данных, в том числе и основания запрещения. Как следует из Запрещения, исследованного в ходе судебного заседания, наложение запрещения было зарегистрировано в реестре запрещений за № с удостоверением договора Залога.

О наложении запрещения по договору о залоге нотариусом ДД.ММ.ГГГГ за № было направлено сообщение местному органу исполнительной власти осуществлявшему регистрацию - Бюро технической инвентаризации <данные изъяты>

Как было установлено в судебном заседании обязательства по договору Залога между указанными сторонами исполнены не были. Залогодатель - ТОО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ был исключен из сведений в ЕГРЮЛ как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность по решению регистрирующего органа, что подтверждается, исследованной в ходе судебного заседанияВыпиской о снятии ТОО «<данные изъяты>» из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ.Кроме того, из исследованных в судебном заседании письменных доказательств также установлено, что залогодержатель - Коммерческий Банк «<данные изъяты>» по решению Арбитражного суда КЧР от 03.11.1997 года был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного Суда КЧР от 18.04.2002года было завершено конкурсное производство в отношении КБ «<данные изъяты>». Данное определение явилось основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации КБ «<данные изъяты>». Национальным Банком КЧР было сообщено ДД.ММ.ГГГГ за № о ликвидации КБ «<данные изъяты>» и указано, что Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ отозвана лицензия на осуществление банковских операций у Коммерческого Банка «<данные изъяты>», Приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация КБ «<данные изъяты>» в связи с его ликвидацией.

Согласно п.1 ст.61 ГКРФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно ст.419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица - должника или кредитора. В данном случае кредитором является Коммерческий Банк «<данные изъяты>» и он ликвидирован, должником является ТОО «<данные изъяты>», который также ликвидирован, что влечет за собой прекращение обеспеченного залогом обязательства.

Таким образом, данный иск подлежит удовлетворению в полном объеме как подтвержденный совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, предусмотренных ст.55 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.352, 419 ГК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Аджиева Б.С. к нотариусу <данные изъяты> Апаевой З.Х., удовлетворить.

Снять запрет на отчуждение недвижимого имущества в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Аджиеву Б.С. на праве собственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья Усть-Джегутинского районного суда

Карачаево-Черкесской Республики Ф.А. Джазаева