дело №2-211/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2011 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,
при секретаре судебного заседания - Беликовой Ю.В.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,
представителя ответчика - муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» - Семеновой П.А., действующей на основании доверенности от 20 декабря 2010 года,
представителя ответчика - администрации Усть-Джегутинского муниципального района - Джабаева Ш.М., действующего на основании доверенности №7 от 12 января 2009 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по КЧР - начальника отдела Бердникова А.М., представившего служебное удостоверение ГПН (номер обезличен) от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по искам Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданным в интересах неопределенного круга лиц, к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности профинансировать приобретение и установку, а также возложении обязанности приобрести и установить автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, специальные самосветящиеся знаки «Выход», огнетушители, произвести замену электрических светильников и осуществить соединение электропроводов в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница»,
У С Т А Н О В И Л :
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с тремя самостоятельными исками к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности профинансировать приобретение и установку, а также возложении обязанности приобрести и установить автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, специальные самосветящиеся знаки «Выход», огнетушители, произвести замену электрических светильников и осуществить соединение электропроводов в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница».
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» Семенова П.А. заявила ходатайство о соединении в порядке части 4 статьи 151 ГПК РФ в одно производство гражданских дел №2-211/2011 г., 2-213/2011 г., 2-215/2011 г., поскольку помещения отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи, клинико-диагностической лаборатории и филиала районной поликлиники находятся в одном здании, расположенном по адресу (адрес обезличен), а также, что данные гражданские дела являются взаимосвязанными, поскольку в делах участвуют одни и те же стороны, в связи с чем соединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел, которое судом удовлетворено и указанные гражданские дела соединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор, поддержав исковые требования и доводы, приведенные в их обоснование, просила удовлетворить иски в полном объеме.
Представитель ответчика МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» Семенова П.А. в судебном заседании иск признала и пояснила, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и собственником всего имущества, необходимого для функционирования указанного лечебного учреждения, является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, передавшая, в оперативное управление МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница». Поскольку финансирование основных фондов, используемых на лечебные цели, осуществляется непосредственно учредителем и собственного дохода представляемое ею учреждение не имеет, содержать помещения МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» в соответствии с требованиями пожарной безопасности администрация не имеет реальной возможности. Неоднократные обращения к учредителю с заявками на выделение денежных средств, необходимых для устранения выявленных отделом надзорной деятельности нарушений требований пожарной безопасности, положительного результата не дали в виду отсутствия у учредителя денежных средств на эти цели.
Представитель ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Джабаев Ш.М., не признав исковые требования, пояснил, что имущество, необходимое для функционирования лечебных учреждений, было передано в муниципальную собственность без соответствующего финансового обеспечения, при том, что необходимы значительные материальные средства для приведения помещений лечебных учреждений в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Наличие нарушений пожарной безопасности при эксплуатации помещений филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» не оспаривается. Районный бюджет является дотационным, необходимых средств не имеется, но администрация муниципального района принимает все возможные меры для обеспечения пожарной безопасности.
Представитель третьего лица отдела государственного пожарного надзора по Усть-Джегутинскому району полностью поддержал доводы и требования иска прокурора и пояснил, что нарушение правил пожарной безопасности в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» представляет непосредственную угрозу для жизни, здоровья и имущества всех, кто может посетить это лечебное учреждение.
Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
В соответствии с нормами статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе и неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 1 Закона РФ от 05 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности», состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства означает безопасность удовлетворения совокупности потребностей, которые надёжно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность лечебного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья, имущества больных, работников, граждан, не работающих в лечебном учреждении, но его посещающих, а также материальных ценностей учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
В силу Строительных норм и правил РФ СПиП 2.09.04.-87 «Административные и бытовые здания», принятых постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 №313, по общим функциональным признакам и предназначению, способу использования - помещения МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» относятся к административным зданиям, которые посещаются работниками медицинского учреждения, больными, находящимися на лечении, посетителями и другими лицами, то есть неопределенным кругом лиц, которые могут пострадать в случае пожара. Поэтому, суд признаёт, что прокурор был вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Нормами статей 1 и 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. При этом органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающим участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года, закреплено, что указанные правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ №315 от 18 июня 2003 года, в зданиях общественного и административно-бытового назначения, требуется обязательное устройство автоматической пожарной сигнализации.
В соответствии с Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС РФ №323 от 20 июня 2003 года, предусмотрено, что лечебное учреждение должно быть обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года, предусмотрено, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что в нарушение указанных требований федерального законодательства и пожарной безопасности помещения филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, специальными самосветящимися знаками «Выход», огнетушителями, электрические светильники эксплуатируются без защитных колпаков и соединение электропроводов выполнены с нарушением правил устройства электроустановок, что подтверждается справкой №(номер обезличен) от 11 марта 2011 года по результатам проведения обследования объектов здравоохранения составленной Отделом надзорной деятельности по Усть-Джегутинскому району УНД ГУ МЧС России по КЧР, представителями ответчиков также не оспаривался факт необходимости их приобретения и установки, однако из их объяснений следует, что препятствием этому служит отсутствие необходимого финансирования.
Поэтому суд считает, что допущенные нарушения правил и норм пожарной безопасности представляют угрозу для жизни, здоровья и имущества больных, их родственников, лечебного, административного и обслуживающего персонала, посетителей, чем нарушают их право на безопасность.
В соответствии со статьями 19 и 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Так, из Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница», утвержденного постановлением Главы Усть-Джегутинского муниципального района №1002 от 15 октября 2008 года, усматривается, что учредителем МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» является администрация Усть-Джегутинского муниципального района, а собственником имущества, переданного в оперативное управление МЛПУ, является Усть-Джегутинский муниципальный район.
Аналогичные нормы закреплены в статье 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, согласно требованиям вышеуказанного Федерального закона и Устава МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно же положений статьи 38 Федерального Закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение пожарной безопасности несет собственник имущества.
Суд принимает во внимание то, что в соответствии с Уставом муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница», реестром учреждений, находящихся в муниципальной собственности Усть-Джегутинского муниципального района, больница является самостоятельным юридическим лицом, не имеет собственного имущества и финансов. По вопросам финансирования мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности МЛПУ неоднократно направлялись заявки главе администрации Усть-Джегутинского муниципального района.
Кроме того, доводы представителя администрации Усть-Джегутинского муниципального района, изложенные в ходе судебного заседания, суд не может принять во внимание, поскольку они не освобождают администрацию Усть-Джегутинского муниципального района от обязанностей по отношению к МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в больнице.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на администрации Усть-Джегутинского муниципального района, как на учредителе МЛПУ «Усть-Джегутинская ЦРБ» и собственнике его имущества, лежит обязанность по обеспечению содержания зданий указанного лечебного учреждения с соблюдением Правил пожарной безопасности, в том числе, по обеспечению больницы средствами пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» и администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности профинансировать приобретение и установку, а также возложении обязанности приобрести и установить автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, специальные самосветящиеся знаки «Выход», огнетушители, произвести замену электрических светильников и осуществить соединение электропроводов в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» удовлетворить.
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района профинансировать приобретение и установку автоматических пожарных сигнализаций, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, специальных самосветящихся знаков «Выход», огнетушителей, электрических светильников в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница».
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Усть-Джегутинская центральная районная больница» приобрести и установить автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях филиала районной поликлиники, клинико-диагностической лаборатории, отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница», расположенных по адресу: (адрес обезличен).
Обязать администрацию Усть-Джегутинского муниципального района и муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Усть-Джегутинская центральная районная больница» приобрести и установить по вышеуказанному адресу: в помещениях филиала районной поликлиники МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» - три специальных самосветящихся знака «Выход»; в помещениях клинико-диагностической лаборатории МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» - один специальный самосветящийся знак «Выход» и один огнетушитель; в помещениях отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи в филиале МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница» - два огнетушителя и три электрических светильника.
Обязать муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Усть-Джегутинская центральная районная больница» осуществить соединение электропроводов в помещениях отделения скорой помощи и неотложной медицинской помощи в филиале МЛПУ «Усть-Джегутинская центральная районная больница», расположенных по адресу: (адрес обезличен).
Взыскать с муниципального лечебно-профилактического учреждения «Усть-Джегутинская центральная районная больница» государственную пошлину в размере (данные изъяты) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, на что потребуется срок не более 5 (пяти) дней.
Резолютивная часть решения суда объявлена 21 апреля 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено в единственном экземпляре 26 апреля 2011 года.
Председательствующий - подпись