О восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество и денежный вклад



Дело № 2-229/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 апреля 2011 года город Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,

при секретаре судебного заседания - Беликовой Ю.В.,

с участием:

истца - Коджаковой М.А.,

представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Джанкезова Ш.М., действующего на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена) и нотариально удостоверенной доверенности от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Коджаковой М.А. о признании причины пропуска срока принятия наследства уважительной, восстановлении срока принятия наследства и признании принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество и денежный вклад,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Коджакова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Джегутинского городского поселения и Министерству финансов Российской Федерации о признании уважительной причины пропуска срока принятия наследства, восстановлении срока принятия наследства и признании принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество и денежный вклад.

В судебном заседании истец Коджакова М.А., поддержав заявленные исковые требования и доводы, приведенные в обоснование иска, суду пояснила, что (дата обезличена) умерла её мать Шаманова Х.Д., после смерти которой открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного в городе (адрес обезличен), и денежного вклада с причитающимися компенсациями. В силу правовой неграмотности, будучи неосведомленной о том, что для принятия наследства существует срок, за оформлением наследственных прав в отношении открывшегося наследства она только в январе 2011 года обратилась к нотариусу, указавшему на необходимость восстановления срока принятия наследства. На несвоевременность оформления наследственных прав повлияло и то, что после смерти матери в течение 14 лет она осуществляла уход за больным отцом Шамановым А.О., умершим (дата обезличена), которому был показан постельный режим. Она является единственным наследником первой очереди, поскольку её единственный брат Шаманов И.А. погиб (дата обезличена), а его супруга и двое детей выехали за пределы Российской Федерации и о месте их пребывания в настоящее время ей ничего неизвестно. Просит иск удовлетворить, признав причину пропуска срока принятия наследства, каковой является её правовая неграмотность, уважительной.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Джанкезов Ш.М., не признав исковые требования, в иске просил отказать, поскольку не усматривает уважительности причины пропуска срока принятия наследства.

Дело в соответствии с нормами статьи 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителей ответчика администрации Усть-Джегутинского городского поселения и третьего лица на стороне ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии КЧР, надлежащим образом извещенных о слушании дела и не представивших суду сведения о причинах своей неявки.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд признает исковые требования Коджаковой М.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим фактическим и правовым основаниям.

В судебном заседании из объяснений истца установлено, что (дата обезличена) умерла Шаманова Х.Д., что подтверждено представленным свидетельством о смерти (номер обезличен), выданным (дата обезличена) Джегутинским сельским поселением, Усть-Джегутинского муниципального района, КЧР (л.д.13), из которого усматривается, что (дата обезличена) составлена запись акта (номер обезличен) о смерти Шамановой Х.Д..

Из объяснений истца установлено, что умершая (дата обезличена) Шаманова Х.Д. является матерью истца Коджаковой М.А., что подтверждено представленными суду свидетельством о рождении (номер обезличен), повторно выданным (дата обезличена) отделом ЗАГС Управления ЗАГС по Усть-Джегутинскому муниципальному району (л.д.6), из которого усматривается, что Шаманова Х.Д. является матерью Шамановой М.А., сменившей фамилию Шаманова на Коджакова после вступления в зарегистрированный брак, что подтверждено свидетельством о заключении брака (номер обезличен) ( л.д.7), выданным (дата обезличена) Усть(адрес обезличен)

Таким образом, судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что истец Коджакова М.А., приходящаяся дочерью умершей Шамановой Х.Д., является наследником первой очереди по закону Шамановой Х.Д., поскольку в соответствии с нормами статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Из представленного нотариально удостоверенного (дата обезличена) договора купли-продажи домовладения, прошедшего (дата обезличена) государственную регистрацию в органах технической инвентаризации (л.д.11), усматривается, что наследодателю Шамановой Х.Д. на праве собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: (адрес обезличен) 4.

Из представленной суду сберегательной книжки (л.д. 12) усматривается, что на счете (номер обезличен), открытом в филиале (номер обезличен) Сберегательного банка РФ в городе Усть-Джегута, хранится денежный вклад на имя Шамановой Х.Д.. Данный факт подтвержден в судебном заседании и письменным сообщением Северо-Кавказского банка Сберегательного банка России за (номер обезличен) от (дата обезличена), из которого установлено наличие на имя Шамановой Х.Д. денежных вкладов и компенсаций на счетах (номер обезличен) и (номер обезличен) в Северо-Кавказском банке Сберегательного банка России.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в состав наследства наследодателя Шамановой Х.Д. входит жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен) (номер обезличен), а так же денежные средства по вкладам, поскольку в соответствие с нормами статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество.

В соответствии со статьей 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, а днем открытия наследства в соответствии с нормами статьи 1114 ГК РФ является день смерти гражданина. Таким образом, в данном конкретном случае, днем открытия наследства Шамановой Х.Д. является день её смерти (дата обезличена), следовательно, установленный законодателем шестимесячный срок принятия наследства наследником Шамановой Х.Д. - Коджаковой М.А. истек (дата обезличена).

В соответствии с нормами статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник пропустил этот срок по уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска срока отпали.

В судебном заседании установлено, что срок для принятия наследства истцом Коджаковой М.А. пропущен по причине правовой неграмотности и в силу сложившихся жизненных обстоятельств, связанных с гибелью матери и единственного брата, а также уходом в течение 14 лет за больным отцом, которому был показан постельный режим. В связи с указанным истец Коджакова М.А. до января 2011 года, то есть до обращения к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав, не знала о существовании установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства. Ставить под сомнение утверждение истца о её неосведомленности по вопросу существования срока принятия наследства у суда нет оснований.

Учитывая изложенные истцом жизненные обстоятельства, которые не позволили ей в течение длительного времени заняться оформлением наследственных прав, суд, не соглашаясь с мнением представителя ответчика Министерства финансов РФ, полагает возможным признать уважительной причину пропуска истцом срока принятия наследства, каковой является правовая неграмотность истца.

Признавая, что причиной пропуска истцом Коджаковой М.А. срока принятия наследства является её правовая неграмотность, и, учитывая то обстоятельство, что о существовании срока принятия наследства ей стало известно в январе 2011 года, вследствие чего причина пропуска срока отпала в указанный срок, а иск о восстановлении срока принятия наследства подан истцом (дата обезличена), суд полагает, что истцом Коджаковой М.А. соблюдено требование статьи 1155 ГК РФ в части необходимости обращения в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска срока отпали.

В соответствии с нормами части 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, каковым в соответствии с нормами части 1 статьи 1114 ГК РФ является день смерти наследодателя, независимо от времени его фактического принятия.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца в части признания за ней права собственности на наследуемое имущество.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела, принимая во внимание письменные извещения нотариусов Усть-Джегутинского нотариального округа Апаевой З.Х. за (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.20) и Узденовой С.Б. за (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д.21), согласно которым после смерти Шамановой Х.Д. за оформлением наследственных прав никто из её наследников не обращался, и, следовательно, решением суда, которым исковые требования Коджаковой М.А. будут удовлетворены, чьи-либо законные права и интересы не будут нарушены, суд признает причину пропуска истцом Коджаковой М.А. установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства уважительной, и считает возможным и необходимым его восстановить, признать Коджакову М.А. принявшей наследство, открывшееся после смерти Шамановой Х.Д., признать за истцом право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), и денежные вклады с причитающимися компенсационными выплатами, хранящиеся в Северо-Кавказском банке Сберегательного банка России на счетах (номер обезличен) и (номер обезличен),

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Коджаковой М.А. к администрации Усть-Джегутинского городского поселения и Министерству финансов Российской Федерации о признании уважительной причины пропуска срока принятия наследства, восстановлении срока принятия наследства и признании принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество и денежный вклад с причитающимися компенсационными выплатами удовлетворить.

Признать причину пропуска Коджаковой М.А. срока принятия наследства Шамановой Х.Д. уважительной.

Восстановить Коджаковой М.А. срок принятия наследства по закону, открывшегося после смерти Шамановой Х.Д., (дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен), умершей (дата обезличена) в ауле (адрес обезличен), и признать её принявшей наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), и денежных вкладов с причитающимися компенсационными выплатами, хранящимися на счетах (номер обезличен) и (номер обезличен) в Северо-Кавказском банке Сберегательного банка России.

Признать право собственности Коджаковой М.А., (дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен), на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), и денежные вклады с причитающимися компенсационными выплатами, хранящиеся на счетах (номер обезличен) и (номер обезличен) в Северо-Кавказском банке Сберегательного банка России.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий - подпись