Об оспаривании действий органа местного самоуправления в порядке ст. 254 ГПК РФ



Дело № 2-270/11

РЕШЕНИЕ

06 мая 2011 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:

председательствующего - судьи Айбазовой И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Эрикеновой С.Р.

с участием:

прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В.,

заявителя Кишмаховой М.Р.,

представителя - администрации Усть-Джегутинского городского поселения - Семенова А.А., выступающего по доверенности № 60 от 25.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Кишмаховой М.Р. и ее несовершеннолетних детей об оспаривании действий органа местного самоуправления в порядке ст. 254 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратилась в суд с заявлением в интересах Кишмаховой М.Р. и ее несовершеннолетних детей об оспаривании действий администрации Усть-Джегутинского городского поселения в порядке ст. 254 ГПК РФ.

В ходе судебного заседания прокурор, поддержав требования, изложенные в заявлении, просил обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования в Управлении Росреестра по КЧР объекта недвижимости - квартиры № (номер обезличен) многоквартирного жилого дома № (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен ).

В ходе судебного заседания, прокурор и заявитель пояснили, что Кишмахова М.Р., Айсанова М.З. и Айсанов М.З., проживают в (адрес обезличен ), в однокомнатной квартире с 1985 года, которая ранее находилась в собственности ГУП с/к «Южный» и была предоставлена Кишмаховой М. Р. по служебному ордеру от 1985 года. С 1985 года и до настоящего времени Кишмахова М. Р. и ее дети постоянно проживают в квартире. В ноябре 2010 года Кишмахова М. Р. обратилась в администрацию Усть-Джегутинского городского поселения с заявлениями о выдаче ордера и приватизации квартиры. По результатам рассмотрения заявления о выдаче ордера на квартиру по адресу (адрес обезличен ) и.о. Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения (дата обезличена) было вынесено постановление (номер обезличен) о передаче в собственность (адрес обезличен ) по адресу (адрес обезличен ) Кишмаховой М. Р. и заключён договор на передачу квартиры в собственность. в соответствии с которым администрация Усть-Джегутинского городского поселения передала, а семья Кишмаховых приобрела однокомнатную квартиру, общей площадью (данные изъяты) кв.м, в том числе жилой площади (данные изъяты) кв.м., находящуюся по адресу: (адрес обезличен ). После подписания договора, Кишмаховой М. Р. выдан договор на передачу квартиры в собственность граждан, копия постановления о передаче квартиры, технический паспорт. Однако, зарегистрировать право собственности на квартиру не представляется возможным, поскольку издавая постановление от 29.11.2010 года № 546 «О передаче в собственность (адрес обезличен ) Кишмаховой М. Р.» и заключая договор на передачу квартиры в собственность граждан от 29.11.2010 года с Кишмаховой М. Р. незаконными, администрация Усть-Джегутинского городского поселения не имела право собственности на указанный объект. Таким образом, в соответствии со статьёй 168 ГК РФ сделка между администрацией Усть-Джегутинского городского поселения и Кишмаховой М. Р. о передаче квартиры по адресу (адрес обезличен ) в собственность, заключённая 29.1 1.2010 года является ничтожной. Поскольку указанное постановление отменено, а договор - расторгнут, просят удовлетворить требования в части, при этом считая, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения не обеспечено гарантированное законом право на жилище.

Представитель администрации Усть-Джегутинского городского поселения

Семенов А.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время все дома, в том числе и в мкр. Московский переданы на баланс Усть-Джегутинского городского поселения, но так как у городского поселения не имеется финансовой возможности оформить за собой переданные объекты недвижимости отсутствуют правоустанавливающие документы на данные объекты.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР.

Заслушав объяснения прокурора, заявителя, представителя администрации Усть-Джегутинского городского поселения, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации - каждому гражданину гарантируется право на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что муниципальное образование г. Усть-Джегута в 1999 году, приняв на баланс и являясь фактическим владельцем жилищного фонда (адрес обезличен ), не зарегистрировало в регистрирующем органе своё право собственности на квартиру № (номер обезличен) многоквартирного жилого дома № (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен ).

Установлено, что 05.05.1999 года на основании постановления Президиума Народного собрания КЧР от 22.01.99 № 598 ХХП «О принятии в собственность Карачаево-Черкесской республики объектов социального назначения и жилищного фонда» и в соответствии со статьёй 93 Конституции КЧР, постановления

Правительства КЧР от 12.02.98 № 4 «Об утверждении Положения о порядке передачи объектов собственности КЧР в собственность муниципальных образований» Президиум Правительства КЧР принял постановление № 122 «О передаче в собственность муниципального образования г. Усть-Джегута объектов социального назначения и жилищного фонда, относящихся к собственности республики» согласно которому жилые дома, в том числе дом № (номер обезличен) передан муниципальному образованию г. Усть-Джегута, так же было постановлено муниципальному образованию города Усть-Джегута осуществить регистрацию прав на объекты, указанные в приложении к постановлению, в установленном порядке.

Объекты социального назначения и жилищного фонда, относящиеся к собственности КЧР и находящиеся на балансе Министерства государственного имущества КЧР, в том числе и жилой дом № (номер обезличен) в (адрес обезличен ) 08 июля 1999 года, были переданы в собственность и на баланс муниципального образования г. Усть-Джегуты, на основании: акта приема - передачи от 08 июля 1999 года, подписанного о сдаче - заместителем Министра государственного имущества КЧР и о принятии - Главой Усть-Джегутинского муниципального образования; авизо (номер обезличен) которым Министерство государственного имущества КЧР сообщило Муниципальному образованию г. Усть-Джегута о суммах, проведенных по его счету на (дата обезличена) о балансовой стоимости, износе и остаточной стоимости переданного имущества (в том числе спорной квартиры п. 37); перечнем передаваемых в собственность г. Усть-Джегута объектов социального назначения и жилищного фонда, относящихся к собственности КЧР, в п. 6, которого указан дом жилой № (номер обезличен) микрорайона Московский г. Усть-Джегута.

Не оспаривалось сторонами и то обстоятельство, что в настоящее время правопреемником Муниципального образования города Усть-Джегута является Усть-Джегутинское городское поселение.

Таким образом, в судебном заседании, бесспорно, установлено, что квартира № (номер обезличен) жилого дома № (номер обезличен) расположенная по адресу: (адрес обезличен ) - передана в собственность Усть-Джегутинского городского поселения и должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке на праве собственности.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие вышеуказанного Федерального закона.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения правоустанавливающие документы на спорную квартиру не оформлены по настоящее время, и как пояснил представитель ответчика, бюджетом не предусмотрены денежные средства на регистрацию права собственности спорной квартиры.

Однако это обстоятельство не является основанием для не выполнения обязанности по регистрации права собственности на квартиру, так как отсутствуют денежные средства

При указанных обстоятельствах, суд считает, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения не исполняются требования п. 1 ст. 4 Федерального закона № 122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», о регистрации своего права собственности на квартиру № (номер обезличен), расположенную по адресу: (адрес обезличен ).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковое заявление прокурора удовлетворить полностью.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ освободить ответчика, являющегося органом местного самоуправления, от уплаты госпошлины.

06 мая 2011 года на основании Определения Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело в части прекращено в связи с отказом от части заявленных требований заявителя Кишмаховой М.Р. и прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Кишмаховой М.Р. и ее несовершеннолетних детей об оспаривании действий органа местного самоуправления в порядке ст. 254 ГПК РФ - удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Джегутинского городского поселения осуществить государственную регистрацию права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике объекта недвижимости - квартиру № (номер обезличен) многоквартирного жилого дома № (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен ).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение десяти дней через Усть-Джегутинский районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме, на что потребуется срок не более пяти дней, то есть после 11 мая 2011 года.

Мотивированная часть решения составлена 11 мая 2011 года и отпечатана на компьютере.

Председательствующий судья И.Ю. Айбазова